Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Михаил Иванов05.11.2007 

«Проблема молодежи в том, что её все бросили»
4 ноября в Русской Православной Церкви празднуется Казанская икона Божией Матери, которая спасла Москву и Россию от польско-литовской оккупации

Храму Казанской Божией Матери, что в Святых Горах (Пушкинских Горах), более двухсот сорока лет. Он расположен в старой части посёлка, недалеко от Святогорского Свято-Успенского монастыря. Храм деревянный, имеет двухъярусную колокольню, с которой открывается вид на окрестности. Эта церковь всю свою историю была действующей. На вершине кладбищенской горки, рядом с храмом, располагается Покровская часовня. Это первый приход настоятеля храма священника Михаила Иванова, он служит здесь семь лет. Информационная служба Псковской епархии в одно из воскресений навестила батюшку, отец Михаил рассказал, что богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни, «служим всенощную в субботу, Литургии в субботу нет: в это время в посёлке рынок устраивается, люди все на рынке. Но в Великий пост мы служим обязательно Литургию в среду, пятницу, субботу, воскресение. Наша храмовая служба — иконе Божией Матери Одигитрии совершается 30 июля, этот праздник „под число“, а переходящий храмовый праздник, в народе „девятник“, празднуется приходом в девятую пятницу по Пасхе. 30 июля богослужение обычно проходит Архиерейским служением, к нам приезжает Владыка.

Перед Литургией мы на Тимофеевой горке служим водосвятный молебен, на том месте, где жил и молился блаженный Тимофей, возле Покровской часовни. Праздник иконе Одигитрия — наш престольный праздник, как и Казанская».

Отец Михаил рассказывает о храмовых иконах: «На Казанской иконе Божией Матери, если внимательно посмотреть, можно увидеть крестообразный след от удара на лике Богородицы и Богомладенца. Рассказывают, как вошел человек в храм, а это было в 1922 году, ударил острым предметом Образ, и Матерь Божия тут же поразила нечестивца: он пал мертвым здесь же. Возможно, поэтому наш Казанский храм никто не пытался закрыть, здесь в советское время тоже совершалось богослужение, и молитва в храме не прерывалась со времени его строительства 1765 года. Недавно мы ремонтировали лестницу, и под ней обнаружили древнюю каменную лестницу, мы ее оставили, а рядом сделали новую. Но каменную мы отреставрируем, предположительно, эта лестница вела еще к часовне, которая была здесь до строительства этого храма. Помогали нам строить лестницу к храму наши жертвователи из Питера, они помогли и с рабочими, а наши местные жители помочь не захотели, видимо, им это было безразлично. Наши прихожане, в основном, немощные люди, они помочь в реставрации и строительстве не могут, но в храме за последние годы немало сделано: покрасили храм, поменяли окна, пол теперь керамический, утепленный, можно зимой стоять на богослужении. Хор у нас из бабушек, регента нет, ищем, можем дать зарплату и даже найти жилье.

После революции, когда закрыли Святогорский монастырь, три чудотворных монастырских иконы были перенесены в наш храм: Феодоровская, Одигитрия и Умиление. Феодоровская и Одигитрия остались в храме, потом отец Александр Балыш, наш настоятель, почивший о Бозе, передал их в Святогорский монастырь, когда он открылся. Икону «Умиление» забрали когда-то в райком партии, и где она теперь -неизвестно. Это та икона, которую узнал блаженный Тимофей, когда пришел в Георгиевскую церковь городища Воронич (1569 г.). Сейчас у нас здесь списки с чудотворных икон Одигитрии и Умиления. Мы эти иконы чтим, прикладываемся к ним, молимся перед святыми образами. Отец Александр сохранил Казанский храм от разграбления, была такая опасность, что иконы мог забрать музей, но его ревностное служение позволило ему сохранить и монастырские святыни. Не многие понимают и знают цену такому служению отца Александра. Сейчас в храме есть икона с частичкой мощей св. Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского, написанная тогда, когда мы эту святыньку получили. Недавно отреставрировали икону Рождества Христова, ждем, когда киот будет готов, чтобы поместить икону на паперть, где она и была раньше.

При входе в храм можно увидеть очень необычную икону, она называется «Напоминание о смерти», на ней такая безыскусная надпись:

Взирай с прилежанием тленный человече,
Как век твой проходит и смерть не далече!
Готовься на всяк час, рыдай со слезами,
Яко смерть тя восхитит с твоими делами.
Ангел твой хранитель тебе извествует,
И краткость твоей жизни перстом показует.
Как текут часы времен и лет во мгновении ока,
Как солнце шествует к западу с востока.
Содержай меч мщения в своей деснице,
Увещевает тя выну и глаголет сице:
Убойся сего меча, отселе покайся,
Да не посечет тебя, зело ужасайся.
Приидите людие, с верой просвещенной,
Грядите во святый храм кротко и смиренно.
Молитву прилежную к Богу возсылайте,
На сие писание умильно взирайте.
Прочти всяк усердно, много прослезися,
От многой ревности, сердцем умилися,
Яко смерть вселютая, вземлет человеки,
Переселяет от мира на вечныя веки.

Кратко об этом сюжете можно сказать словами святых отцов: «Помни, человек, час последний и вовек не согрешишь».

Каким образом, отец Михаил, Вы оказались в Церкви?

Родился в Пскове, вырос в Пушкиногорье, поступил в Политехнический институт. Но в моей жизни тогда меня многое не устраивало, я понимал, что что-то делаю неправильно. Как-то мне попали книги, рассказывающие о Церкви. Книга протоиерея Фомы Хапко «Основы Православия», читал Евангелие, что-то из Ветхого Завета, и думал, что Евхаристия уже в церкви не совершается. Откуда я знал, что это не так, меня никто этому пониманию не учил, родители были не церковными людьми. А из книги отца Фомы узнал, что в Церкви есть причастие, уже после первого курса института понял, что мне нужно ходить в церковь. Начал ходить в храм Михаила Архангела в Пскове, потом в Троицкий Кафедральный Собор, где есть ранняя Литургия, когда до учебы можно было сходить в храм и даже причаститься в праздники, немного опоздав на лекцию. Через некоторое время на помазание наш Владыка Евсевий спросил меня: «А ты где учишься? — Да в Политехническом. — Переходи к нам, — сказал». Я смутился очень, ничего не ответил и ушёл. Потом на праздновании 200-летия Пушкина в монастыре служил Владыка, я опять на помазании — он увидел меня, узнал и спрашивает: «Ты что, местный? — Да, — говорю». Владыка пригласил меня на беседу, я приехал к нему в Епархиальное управление, после беседы он отправил меня к отцу Николаю на Залит за благословением, потом мы взяли с матушкой благословение на брак и на священство у отца Николая. Сообщили об этом Владыке, и он рукоположил меня в октябре во диакона, а 2 января 2000 года на праведного отца Иоанна Кронштадтского — во священника, я тогда был еще студентом. Перешёл на заочное отделение и институт окончил заочно. Дипломную работу я делал по электроснабжению комплекса зданий Казанской церкви, мне посоветовали в институте, потому что может пригодиться в будущем.

Реализовали?

Реализовал, но в другом виде, появляются уже другие системы, мы сделали специальную систему молниевой защиты — храм расположен на холме, и такая защита необходима. Я по специальности инженер-электрик, поэтому сам рассчитываю все электросистемы храма, сам провожу эти работы, потому что мне неприятно, если системы электроснабжения и защиты в храме не соответствуют новым нормам.

Но у вас сгорел Дом причта, где Вы жили с матушкой?

Да, сгорел в 2006 году, мы с матушкой остались в чем были: вышли из дома по делам, а дом загорелся моментально, но причина не в электрике дома, а в неисправности электрооборудования холодильника «Стинол» Липецкого завода. Мы сейчас судимся с фирмой о возмещении ущерба: церковь лишилась дома, мы жили в церковном доме, и я бы лишился жилья, но добрые люди оказали помощь, мы быстро построили дом. Конечно, лучше бы было не вести разбирательства в суде, а решить проблему добровольным соглашением: с Церковью судиться недостойно.

Но у Вас в семье прибавление: родился Михей?

Господь не оставил нас своей помощью и своим благословением, мы лишились дома, но дом нам построили, а в браке мы уже не первый год, и вот такая радость — назвали мальчика в честь Михея Радонежского.

У Вас, отец Михаил хороший сайт храма, он все время обновляется. Вся жизнь прихода и ваши приходские дела — все как на ладони.

Сайт сделан таким образом, чтобы мне было удобно работать, стараюсь все новости наши приходские помещать на сайте.

Что Вы можете сказать, как молодой человек, о нравственном состоянии нашей молодежи?

Они ничего все равно не услышат. Когда я посещаю школу, мне задают вопросы, но в храм не приходят. Даже единиц нет детей, которые пришли бы в храм на исповедь. Они готовы поехать в Печерский монастырь, задать вопросы, что-то узнать для себя, но не решаются переступить порог церкви.

Почему?

Потому что неверующие родители и среда влияет таким образом, что им сложно прийти в храм. Но вот псковская городская молодежь ходит в храм, и там такой проблемы нет. Городская молодежь более развита, меньше комплексов, а здесь, если кто-то пойдет в храм, окружающие его друзья будут смеяться. У нашей сельской молодежи нет такого понятия, как уважение к другому человеку, к сожалению. Проблема молодёжи в том, что её все бросили. Родители полагаются только на школу и уткнулись в телевизор. Школа полагается на родителей и пишет им в дневниках письма. Воспитанием молодёжи сейчас никто, или почти никто, не занимается! Только телевизору отдана эта работа с молодыми. Единицы людей, которые занимаются с детьми, как правило, не находят поддержки у других. Вот трубу прорвало — это проблема. Этим занимаются, а духовное состояние молодежи всем безразлично.

Отец Михаил, а какие Вы видите духовные проблемы в нашем обществе?

Люди надеются только на свои силы, и мало кто уповает на Бога, а ведь Он — наш Творец, Творец жизни, всего живого. К тому же люди имеют очень неправильное представление о Церкви, существует ее магическое восприятие, когда в церковь приходят, как к колдуну — обратился и должно «помочь», а православное вероучение не знают и не хотят знать, многие даже не знают, что это такое — вера Православная. Причина этого опять — же в том, что надеются только на себя, а Господа не чтут.

Вы из тех священников, кто с компьютером «на ты»?

Компьютер — это инструмент, и его можно использовать как во благо, так и во вред. На моём компьютере нет игр…

А ребёнок и компьютер?

Компьютер ребёнку не нужен, только если по школе понадобиться, но это будет работа, а не игра. У нас в сельской местности, рядом лес, река, можно выйти собирать грибы, кататься на лыжах — это более интересно, чем сидеть весь день за компьютером.

Отец Михаил, Казанская церковь очень небогата, если не сказать — приход бедный, а вот к Вам сейчас пришел человек и просит денег на дорогу до Печерского монастыря?

Здесь надо понимать, кто действительно нуждается в помощи, тем и помогать. У нас в Пушкинских горах есть Святогорский монастырь, туда доехать денег не надо, он в ста метрах от нашего храма. Церковь не несет социального служения, это дело — государственное, у Церкви другие задачи. Но, если приход богатый, он может помочь сирым и убогим, и помогают, а наш приход нищий. На Литургии молятся 15−20 человек, в основном, это пожилые люди, у них едва хватает денег на свечу и записочку поминальную. Храм нужно ремонтировать, содержать достойно, благоукрашать, платить за свет, отопление — в этом нам помогают наши благодетели. Дай Бог им здоровья.

Наша беседа была прервана появлением в церкви людей, которые занимаются ремонтом крыльца. Батюшка пошел показывать сделанную работу. Мы попрощались.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3372


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru