Радонеж | Сергей Белозерский | 05.11.2007 |
Можно посмеиваться — как и этот профессор — над причудами западной политкорректности, а можно просто заметить, что в некоторых областях понятие «равенства» просто неприменимо. Например, в курсе истории итальянского искусства будут постоянно упоминаться католики, расписывавшие католические церкви, а вот о православных будет очень мало — только упоминание о греческих мастерах, бежавших в Италию от турок, две с половиной строчки. Если я начну негодовать на то, что православным в этой книге не отводится столько же места, сколько католикам, люди просто покрутят пальцем у виска. В самом деле, чьи права ущемляет то обстоятельство, что Джотто был католиком? Это просто исторический факт, и учитель, рассказывающий школьникам о его фреске «св.Франциск, изгоняющий бесов из Ареццо» не совершит никакого преступления, рассказав событии, которое на ней изображено. «Согласно преданию Католической Церкви…» Иначе итальянские школьники не поймут ни Джотто, ни истории и культуры своей страны вообще. Это понятно, когда речь идет об Италии. У них там вообще закон Божий преподается, причем за государственный счет.
Но когда мы возвращаемся домой, то же самое оказывается преступлением и чудовищным попранием прав. Учитель, который захочет познакомить детей с творчеством нашего отечественного гения, преподобного Андрея Рублева, и осмелится сказать «на фреске „Страшный Суд“ Рублев изобразил событие, которое, согласно веручению Православной Церкви, увенчает мировую историю…» совершит страшное злодейство — протащит в школу Православное вероучение под видом культурологии, нарушит принцип равенства религий, ущемит права родителей и покусится на светский характер государства.
Но давайте подумаем, по отношению к кому тут будет совершена несправедливость? Кого притесняет итальянское государство, преподавая даже не «Основы Католической Культуры» а именно Закон Божий? Чьи права попирают итальянцы, а также немцы, финны, британцы, поляки и многие другие европейские нации, знакомя школьников с основами христианства? Эти нации совершают несправедливость и насаждают мракобесие? Или несправедливость совершается именно у нас? Почему русский народ должен быть лишен того, что есть у других европейских народов? Какую войну мы проиграли, и под власть каких неприятелей попали, что должны подвергаться, в сравнении с прочими европейцами, такой дискриминации?
Впрочем, мы действительно проиграли войну. Восемьдесят лет назад Россия была разрушена приверженцами идеологии, провозглашавшей воинствующий атеизм. Представители исторической России потерпели поражение. Победители пролили реки крови, пытаясь построить рай на земле; рая, как и следовало ожидать, не получилось. Некоторое время назад нововавилонская башня окончательно рухнула. Однако стоявшая за ней идеология не изчезла, и даже нельзя сказать, что обессилела; нынешние большевики могут называть себя «либералами» «демократами» или еще какими-то словами, но суть дела не изменилась — это люди, которые ради своих идеологем и очередного проекта «светлого будущего» полны решимости не допустить возрождения исторической России — возрождения хотя бы на уровне других европейских наций. Именно поэтому нам будут запрещать то, что разрешено итальянцам, немцам, финнам и всем остальным. Под любым предлогом.
Однако время госудаственного атеизма должно пройти; в конце концов, у атеистов было предостаточно времени на эксперименты над нашей страной. Мы можем с уважением относиться к их мнению — но мы уже видели, что происходит, когда государство начинает этим мнением руководствоваться.
Да, Коперник был белым мужчиной; это никак не ущемляет чернокожих женщин. А преп. Андрей Рублев, Лесков, Достоевский, Рахманинов и многие, многие другие — православными; не думаю, что это как-то ущемляет неправославных. И я тут не вижу, чтобы люди действительно беспокоились об интересах религиозных меньшинств; я вижу, как нашу систему образования стремятся искусственно отрезать от одного из важнейших элементов нашей культуры.
Русскую культуру создали люди, либо православные по убеждениям, либо работавшие в культурном контексте, заданном Православием — кто-то увидит в этом злостную дискриминацию других религий, но ничего не поделаешь — другой культуры у нас нет. Мы либо изучаем эту, либо остаемся бескультурными.