Русская линия
Православие и современность В. Дятлов03.11.2007 

История одной из древнейших святынь православного Киева

Среди православных святынь Киева первое место занимают Софийский собор и Киево-Печерская Лавра. Последняя явилась колыбелью монашества на Руси и начала свое бытие в виде подземного монастыря. Его пещеры впоследствии стали местом упокоения святых мощей более ста угодников Божиих и привлекли к себе внимание множества паломников, в связи с чем подверглись значительному переустройству. Но в Киеве сохранилось и много других монашеских пещер лаврского типа, из которых самыми замечательными являются подземелья в урочище Церковщина на южной окраине Киева. Они знамениты своей разветвленностью, многоэтажностью и разнообразием форм подземной архитектуры. Район Церковщины изобилует и более древними памятниками прошлого, но именно возникновение в урочище на рубеже XI—XII вв. подобного Лавре пещерного монастыря предопределило особое почитание людьми этого уголка. История монашеской обители в Церковщине связана со множеством выдающихся событий и имен.

Считается, что начало пещерам Церковщины положил преподобный Феодосий Печерский, один из основателей Киево-Печерской Лавры, который периодически уединялся в этом урочище в дни Великого поста. О монастыре же предполагается, что он возник в Церковщине в качестве лаврского пустынного скита и хозяйственного подворья. В 1147 г. отсюда отправился на Север Руси — скорее всего по миссионерскому призванию — преподобный Герасим Вологодский (+1178), основавший в Вологде свой Свято-Троицкий монастырь. В конце XII в. в Церковщине была возведена каменная монастырская церковь, чьи развалины впоследствии дали урочищу нынешнее название. К началу XVI в. обитель — она именовалась Пречистенской Гнилецкой — пришла в запустение. В 1830-х гг. трудами ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Иннокентия (+1857), впоследствии Святителя Херсонского, пещеры Церковщины были частично открыты для официального посещения как древняя святыня и памятник старины. Здесь мечтал уединиться сам преподобный Феофил Киевский — знаменитый старец, подвизавшийся тогда в Киево-Братском монастыре, а позднее в соседней с Церковщиной Китаевской пустыни (+1853).

В 1900—1902 гг. обитель в Церковщине была восстановлена и стала известной под именем «Скита Пречиситой». Руководителем здешних иноков был один из лучших учеников преподобного Ионы Киевского (+1902) — старец Мануил (в схиме Серафим; +1920). В первые годы возрождения Церковщины ее инокам приходилось терпеть великие лишения, на мужественное преодоление которых о. Мануила наставляли преподобный Варнава Гефсиманский (+1906) и святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908). Старцу Мануилу являлись во сне преподобные Иона Киевский и Серафим Саровский, обещая скорую помощь, которая действительно приходила в виде обильных пожертвований, причем многих жертвователей приводили в Церковщину чудесные знамения. Со временем монастырь достиг нового расцвета: он имел несколько храмов, частично укрепил пещеры, располагал образцовым хозяйством, опекал киевский памятник на месте Крещения Руси, основал две малых обители в г. Умани, владел двумя подворьями и часовней в Киеве. Духовная жизнь обители при этом оставалась на высоте и прославила «Скит Пречистой» далеко за пределами Украины. Во время гражданской войны в обители временно прятались от большевиков известные братья Николай и Владимир Жеваховы — потомки родственников Святителя Иоасафа Белгородского (+1754). Первый из них известен как писатель и последний дореволюционный заместитель обер-прокурора Св. Синода Русской Православной Церкви, второй — как выдающийся киевский меценат. Есть основания считать, что именно при посредничестве Жеваховых в руки церковного писателя С. Нилуса попали ценные автобиографические записи старца Мануила и заметки его письмоводителя послушника Саввы Буренко (+1915), которые и были опубликованы С. Нилусом в 1919 г. в Киеве общей книгой. Эта публикация оказалась последним из осуществленных С. Нилусом изданий и впоследствии была забыта аж до 1990-х гг.

После окончательной победы советской власти в Украине «Скит Пречистой» долго сосуществовал с поселенной в Церковщине колонией малолетних правонарушителей, а потом был закрыт. Территория же урочища до начала 1950-х гг. использовалась как зона лишения свободы, после чего была отведена под лечебные учреждения. Пребывая в запустении, древний монастырь продолжал привлекать внимание киевлян. История обители стала забываться и обрастать легендами, но пещеры Церковщины по-прежнему считались великим памятником прошлого и неоднократно посещались археологами. В 1991 г. началось планомерное исследование подземелий силами отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева. Одновременно началось и возрождение Церковщины как святыни: в расчистке пещер от завалов и мусора и приведении их в подобающий для посещения вид принимали активное участие сначала как отдельные православные энтузиасты, так и целые монастыри — Лавра, затем Голосеевская пустынь. В 1999 г., по договоренности между Голосеевской пустынью и Музеем истории Киева, в Свято-Феодосиевском пещерном храме Церковщины начались регулярные богослужения. В 2001 г. Церкви возвращено здание недостроенного наземного Свято-Николаевского храма, заложенного при пещерах в 1907 г. С этого момента в Церковщине действует скит Голосеевской пустыни. Свои усилия в деле возрождения святыни насельники скита объединяют с сотрудниками Музея истории г. Киева и расположенной в Церковщине больницы восстановительного лечения.

Сегодня Церковщина для огромного числа людей — открытие или полулегенда. Новая книга об урочище призвана всесторонне познакомить читателя с его историей и святынями. Она содержит 400 страниц и делится на 4 части. Первая представляет собой небольшой экскурсионный обзор Церковщины. В нем имеются выделенные жирным шрифтом фразы, чтение которых в отдельности от остального текста позволяет ознакомится с основными вехами истории Церковщины за более короткое время. Вторая часть книги содержит богатый набор иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Третья часть — объемное исследовательское повествование об урочище, основанное на широком круге источников, включая архивные. Четвертая часть состоит из приложений — посвященных Церковщине стихов начала XX в. и половины жизнеописания старца Мануила, охватывающей период от рождения подвижника до прихода в Церковщину в 1902 г. При этом вторая половина жизнеописания и записки С. Буренко включены в третью часть книги. Таким образом, в предлагаемом издании помещена вся вышеописанная книга С.Нилуса.

Прикосновение к прошлому Церковщины не только открывает читателю историю одной из древнейших киевских святынь, но позволяет более глубоко вникнуть и в некоторые аспекты истории Киево-Печерской Лавры. Кроме того, книга построена таким образом, что при ее чтении и нецерковный читатель обретает возможность в интересной для него форме узнать об азах Православия в целом и православного монашества в частности.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4343&Itemid=94


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru