Татьянин день | Мария Хорькова | 03.11.2007 |
9−11 октября 2007 г. в Москве проходила осенняя сессия Международной богословской конференции Свято-Тихоновского университета, проводившаяся уже в восемнадцатый раз.
В рамках богословской конференции работала секция «Святитель Филарет Московский: взгляд на рубеже веков», посвященная 140-летию преставления этого удивительного святого.
Вместо вступительного слова — церковные песнопения, в том числе тропарь и кондак святителю Филарету. Можно ли начать правильнее? Кроме того, заседания проходили на Московском подворье Троицко-Сергиевой Лавры — там, где святитель жил 40 лет…
Секция, посвященная личности, деятельности и наследию Филарета (Дроздова), работает уже не первый год.
Александр Иванович Яковлев, руководитель «Филаретовского проекта» (Филаретовская группа) Православного Свято-Тихоновского богословского университета отвечает на вопросы корреспондентов ТД:
— Как давно начали проходить конференции, почему Вы стали этим заниматься?
-Четвертый год мы это делаем, и двигало нами то, что хотелось бы поделиться той радостью, тем богатством, которое хранит в себе наследие святителя Филарета. Одно дело взять книжку, прочитать статью. Другое дело — донести это до людей. Сейчас мы по большей части делаем так: читаем проповедь и потом комментируем ее. В данном случае задача — «приблизить» к нам Филарета, у него многому можно поучиться, многие проблемы — очень серьезные, это на самом деле близко сегодняшнему дню. И этот принцип «Святитель Филарет — наш современник» мы пытаемся реализовать.
Митрополит Филарет (Дроздов) как бы «выпал» из парадигмы церковно-исторической, богословской мысли. Необходимо восстановить этот пробел.
— Поражает язык самого святителя. Когда в докладах цитируются его слова…
— Да, Вы знаете, доносится, все говорят: «Это на самом деле интересно, Вы нам побольше расскажите».
По итогам конференции ежегодно выходит «Филаретовский альманах», где без сокращений публикуются тексты докладов и другие актуальные материалы по филаретоведению. Мы же рады поделиться с читателями тем живым словом святителя Филарета, которое было нами услышано.
Приводимые нами цитаты — лишь малая толика того, чему можно удивиться и порадоваться, знакомясь с наследием митрополита. К тому же, он дает нам не только примеры блестящего владения словом, но и образцы поведения, которые помогут остаться честным перед собой и Богом в самых разных ситуациях…
Святитель Филарет как он был
(по материалам доклада проф. прот. Максима Козлова (МДА) «Свт. Филарет Московский и московские духовные школы»)
Начало учебы в Лавре. Василий (мирское имя святителя) ищет квартиру, так как зачислен в семинарию «на свой кошт», а не на казенное содержание. Но и двести лет назад города — даже маленькие — не были тихими райскими уголками: «Не знаю теперь, куда приклонить голову: не только на хозяйский кошт нигде не принимают, но и на свой — весьма мало. Там — тесно, там — хозяин пьяница, там — беспокойно. Надобно жить на худой квартире или на улице. Беда!.. Если пойдешь на худую квартиру, и то за теснотою, то за шумом каким будешь терять время… Здесь не Коломна: потерять на квартире час времени — значит потерять почти целый день», — пишет он родителям.
2. «Отлично остр, прилежен и успешен». Тяготы положения —
«Отлично остр, прилежен и успешен» — охарактеризовал ректор архимандрит Евграф семинариста Дроздова.
Василий действительно учился прекрасно, и помимо основных богословских наук, изучал церковную и гражданскую историю, древние языки, медицину. Не удовлетворяясь преподаваемым в классах объемом материала, самостоятельно углубленно занимался гомилетикой, латинским языком, психологией.
В немногие свободные часы первых лет жизни в Лавре любимым развлечением был «апостольский труд» — ловля рыбы в Вифанских прудах. Позднее он увлекся шахматами, считая их, кроме прочего, прекрасным упражнением для ума. Начальство выделяло незаурядного студента, и часто просило об участии в различных семинарских мероприятиях. В частности, писать «стихи на случай».
Однако к сочинению школьных виршей наделенный даром слова и безупречным вкусом юноша относился как к тягостной обузе. «Мне стыдно бывало писать, читать и слушать лаврские стихи: вот какое воспоминание оставила во мне лаврская поэзия»
3. Выбор пути. «Может быть, это назовут легкомыслием…»
Выбор между мирской жизнью и монашеством был труден для человека, который впоследствии стал святым. Постриг — ответственнейший шаг, трудно и страшно решиться. В миру — суетность и рассеянность.
Не зная, как поступить, Василий полностью предал себя на волю Божию: «Может быть, это назовут легкомыслием, но я называю это доверенностью к Провидению. Если я чего-нибудь желаю, и мне встречаются препятствия в достижении предмета желаний, я думаю, что не случай толкнул их против меня, и потому без ропота медлю, и ожидаю, что будет далее», — писал он отцу.
4. Как надо принимать экзамены, или почему нельзя подсказывать
Митрополит Филарет любил присутствовать на экзаменах, лично задавал студентам вопросы, разумеется, нетривиальные. Если ответ его не удовлетворял, он сам давал пояснения. Эти ответы зачастую превращались в краткие лекции, которые и студенты, и экзаменаторы слушали затаив дыхание. Бывали и курьезы: однажды на экзамене в родной святителю Троицкой семинарии некий юноша «отвечал по подсказке стоящего сзади суфлера. Внезапно встает митрополит из-за стола, берет собственноручно суфлера и выводит вон с гневным напоминанием, что „шепотник“ по-гречески называется diaboloz (диавол)».
* у святителя Филарета можно многому поучиться — историк, богослов, проповедник, политик, поэт… Святой. Так давайте поучимся?
http://www.taday.ru/text/76 802.html