Религия и СМИ | Наталья Нарочницкая | 02.11.2007 |
Вспомним, что к русскому государству присоединялись многие народы и, в основном, добровольно. Они сохранили верность русскому государству во всех испытаниях. И даже, когда «цивилизованные» поляки хозяйничали в кремлевских соборах, казанские татарские старейшины собрали деньги, ополчение и помогли Минину и Пожарскому. Их не смущали ни колокольные звоны, ни кресты. Они понимали, что в русском православном царстве у них — достойное место.
С другой стороны, этот климат не должен отнимать особенно у русского народа, основателя российской государственности, чувство самостояния в мировой истории.
— Современные конфликты на национальной почве — в чем их причина, на ваш взгляд?
— Многие национальные трения сейчас происходят не от гипертрофированного национального чувства, наоборот, от чувства неуверенности в нем. Поэтому нужно, чтобы все народы не стеснялись быть тем, кем они есть. Я не считаю очень правильным насильно заставлять русских называть себя только россиянами.
Тот плохой русский, кто перестанет чувствовать свои корни, он станет и плохим россиянином. Родина у него будет там, где будут ниже налоги. Поэтому мы как россияне, граждане России совершенствуем парламентаризм, законы, вместе боремся за равный доступ к социальным благам, строим социальное государство.
Здесь, мне кажется, не надо бояться и преподавания основ православной культуры, потому что сущность православного поиска личности, знаете в чем заключается — в преодолении соблазна собственной гордыни. Ничто так хорошо не освобождает от чувства превосходства над другими, как поиск спасения. Мы к причастию идем и говорим, что я самый первый грешник.
Именно при вырождении национального чувства, если оно не освящено высшими ценностями, происходит деградация в зоологический этноцентризм.
Нужно делать так, чтобы национальное чувство было побуждением к историческому творчеству, а не к поиску врага. Любовь к своему, но не ненависть к иному. Только тот, кто любит и ценит свое наследие, способен с почитанием и уважением относиться к подобным чувствам других. Вот эта гармония, этот разносторонний подход и должен обеспечить ту многонациональную уникальность, которую Россия доказала в целом за 1000 лет своего существования. Даже в дохристианский период в дружине киевского князя-язычника, пишет Ключевский, был целый интернационал.
— Это был только российский путь?
— В западной Европе шли по пути моноэтнических и моноконфессиональных государств. Там были жуткие войны между католиками и протестантами, когда треть населения центральной Европы была вырезана. Ассимиляция народов — чудовищное надругательство над свободой совести. Действовал принцип аугсбурского религиозного мира: чья страна — того и вера.
Для России это было бы совершенно немыслимым надругательством над свободой совести. Западная Европа — это кладбище народов, которых европейцы либо насильно ассимилировали, либо изгнали, либо истребили.
Россия в этом отношении представляет собой модель, как можно жить вместе, оставаясь самим собой.
— Вы выступаете за воссоздание Министерства по национальной политике. Почему?
— Это серьезная сфера, и ей должны заниматься люди достаточно глубоко мыслящие и учитывающие все особенности и целого, и отдельность каждого. Поэтому в многонациональной стране это естественно.
— Есть правовые нормы, а есть жизнь. Как быть здесь?
— Не секрет, что во многих регионах России миграция — это черта современной жизни, от которой никуда не денешься. Возникают общины, возникают различные проблемы между населением и приезжими. Государство часто действует абстрактно, принимает какую-то правовую норму. Но существует еще и жизнь, которая не вмещается в эти правовые нормы, если не гармонизировать все эти проблемы не сближать людей, например, через Общественные межнациональные советы, о которых говорится в программе партии «Справедливая Россия». В эти советы могли бы войти авторитетные глубокомыслящие лидеры общественного мнения всех национальностей, проживающих в данном регионе. Мне кажется, так лучше достичь согласия на человеческом уровне, не дожидаясь, чтоб были приняты какие-то правовые нормы.
— Проблема мигрантов сегодня — очень острая проблема. «Справедливая Россия», например, хочет установить ограничения на создание компактных поселений мигрантов по этническому признаку.
— Я очень поддерживаю это, потому что миграция — черта современной жизни, и в демократическом обществе ее невозможно остановить.
При разнице в культурно-цивилизационном смысле, если приезжих очень много — формируется некий клан, и внутриклановая этика превосходит общегражданскую. Могут начаться трения. Надо реально смотреть на вещи. Не стесняться, не закрывать глаза.
Надо планировать миграцию, чтобы не получалось так, что в каком-то христианском районе возникала община совершенно другой цивилизации, объединенная совершенно другими ценностями. Лучше вовремя предотвращать структурное оформление, с которым потом очень трудно будет находить согласие и в бизнесе, и в управлении. Предупреждать умной миграционной политикой.
— Какие нам нужны законы, на ваш взгляд, чтобы миграционная политика стала умной?
— В первую очередь законы, направленные на предотвращение формирования компактных поселений. Должны быть введены какие-то критерии с учетом демографических рекомендаций, экономических, учитывая склонность тех или иных общин к определенным видам деятельности. Должна быть гармония. Даже в советское время была такая дисциплина, как развитие и размещение производительных сил. Трудовые ресурсы тоже являются производительными силами. Поэтому нужно думать об их размещении.
Любовь Балакирева
http://religare.ru/analytics46912.htm