Столетие.Ru | Андрей Терентьев | 01.11.2007 |
Никто из 200 педагогов, приглашенных в столицу из всех регионов Центрального федерального округа обсудить проблемы преподавания истории в школе, с этим не спорил: на самом деле «Родная история» звучит совсем даже неплохо. Лишь в перерыве один из участников конференции бросил коллегам в коридоре:
— Разве дело в названии школьного курса! Да хоть мы все лопни, постоянное вранье о русской истории с телеэкранов любые наши уроки перешибет. Об этом-то почему никто не говорит?
Пожилой учитель удивительно точно сказал о корневой проблеме формирования исторических представлений у молодежи: сегодняшнее телевидение — поистине враг учителю-историку.
Но он, этот умный и прозорливый учитель, — максималист! Хорошо еще, что нынешние власти предержащие полгода назад начали прямой диалог со школьными учителями истории, ведь все девяностые годы тогдашняя власть лишь насмехалась над ними, предлагая использовать в учебной работе все более и более антипатриотические, а то и откровенно русофобские учебники. Под прикрытием лозунга «вариативности» образования, их разработка и издание оплачивались как из государственной казны, так и из зарубежных источников. Какие силы стояли за этими «зарубежными источниками», сегодня становится все яснее.
На встрече Владимира Путина с российскими учителями истории, состоявшейся 21 июня этого года в Ново-Огарево, президент сказал: пора прекратить навязывать нашей молодежи либеральную точку зрения на историю России.
Он доходчиво объяснил: воспитывать в школах подрастающее поколение, оглупленное «антинациональной историей» (писаной на деньги дядюшки Сороса и прочих «радетелей» русской жизни), — гибельно для страны. Молодежь, воспитанная в духе неуважения к истории России, никогда не станет ресурсом ее развития.
После встречи в Ново-Огарево в госаппарате окончательно смекнули: коль была отмашка президента, настало время серьезно заняться патриотическим воспитанием.
И по всем законам развития «аппаратного жанра», за четыре месяца, минувших после нее, «наверху» развернулась (и, слава Богу!) бурная деятельность по перестройке исторического образования в школах России. Минобрнауки и аппараты полпредов президента уже успели провести учительские конференции во всех федеральных округах, демонстрируя желание диалога с педагогами и создавая этими встречами необходимый эмоциональный «перестроечный» фон в среде учительства.
На московской конференции высокие официальные лица доложили педагогической общественности о том, что Минобрнауки «удалось очистить» Федеральный перечень учебников от «некачественных книг» и, прежде всего, — по курсу отечественной истории. Они рассказали, что разрабатывается новый государственный стандарт образования, который будет включать не только требования к обучению, но и воспитанию детей; что отныне антироссийским учебникам поставлен заслон в виде экспертизы всех их рукописей учеными Российской академии наук и Российской академии образования.
Большой интерес проявили педагоги к изложенным на конференции концепциям новых учебников для общеобразовательной школы: «История России. Вторая половина ХХ — начало XXI века» и нового курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». Кстати, издательством «Просвещение» в этом году уже сделан к ним первый шаг — выпущены «Книги для учителя», в которых излагаются подходы авторов к содержанию этих курсов.
Педагоги-практики и управленцы из регионов, выступавшие в прениях, подчеркнули необходимость возрождения исторического образования молодежи как системы.
Только системная работа, по их мнению, поможет преодолеть тот негативизм и скептицизм к истории собственной страны, что, увы, характерны для большого числа сегодняшних школьников.
Первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнешова подчеркнула, что именно в этих целях при Московском институте открытого образования недавно создан Центр непрерывного исторического образования. Немало делается сегодня в школах Москвы и по развитию так называемой музейной педагогики, в рамках которой «рождается живая связь ребенка с историей малой и большой Родины». Большим подспорьем в историческом образовании детей и подростков стал региональный компонент образования: именно за счет часов, отведенных на него, и в Москве, и во многих других регионах страны ведется изучение родного края.
Сюда же примыкает еще одна очень важная проблема. Ее четко сформулировал в выступлении на конференции заместитель полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Антон Федоров — «совершенствование работы школ по воспитанию национального духа и национального достоинства». На смену либеральной космополитической педагогике должна прийти педагогика, в основе которой лежит уважение к ценностям, духовному наследию народов России. Только в этом случае удастся воспитать патриотов Отечества. А. Федоров напомнил, что великий Дмитрий Иванович Менделеев, делясь впечатлениями об английской школе, говорил: сначала там воспитывают англикан и англичан, а уж только потом — образованных людей.
Президент Российской академии образования, академик РАО Николай Никандров очень точно определил значение школьного исторического образования: образование (воспитание и обучение) происходит в интересах человека, общества и государства. Они — его потребители, и стоит одной из составляющих этой триады пренебречь, как начинает рушиться историческая память народа. Вслед за этим рушатся, уже ничем не скрепленные, и общество, и государство. Тому примеров в мировой истории немало. И не зря вновь окрепшая Россия вызывает жуткое раздражение у геополитических конкурентов. Об этом, кстати, говорится в новых книгах по отечественной истории и обществознанию, представленных вниманию участников конференции учителей-историков.
Сегодняшняя позиция государства, осознавшего всю пагубность прежней политики в сфере образования, дает надежду на то, что в ближайшее время удастся исправить хотя бы главное: «привести в чувство» учебную и методическую литературу по истории, и внести необходимые коррективы в процесс подготовки и переподготовки учителей истории и обществознания.