Православие.Ru | Диакон Сергей Герук | 01.11.2007 |
Растленье душ и пустота, что гложет ум и сердце ноет.
Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа…
Афанасий Фет
Вот на аллею въехала «скорая», и у приемного покоя санитары вывели за руки из машины еще одного больного. Он что-то кричит, упирается, но крепкие ребята цепко держат новенького, и, если нужно, через 15 минут он будет уже в «острой» палате накрепко привязан за руки и за ноги к металлической сетке кровати, а сильная доза нейролептиков помутит и без того мутное сознание, погрузит в тяжелый, смахивающий на небытие сон.
Сюда, на древние холмы некогда действовавшего здесь Кирилловского монастыря, город выталкивает из своей многомиллионной среды лиц, поведение которых выходит за рамки нормального и требует медицинского вмешательства. Тех, на кого обратили внимание родственники и приняли соответствующие меры. Но сколько болезней скрыто в душах людей, сколько душевных страданий, бредовых идей, страхов и галлюцинозов спрятано из опасения попасть в пугающий разряд умалишенных?.. Одно из страшных последствий этих скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества — самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тыс населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни. Это такие страны, как Австрия, скандинавские страны, Финляндия, Швейцария, Германия, а также страны Восточной Европы и Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, — в среднем 35 случаев на 100 тыс населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в 2−4 раза выше официальной статистики. Ежегодно в мире от самоубийств погибает город с полумиллионным населением. Эта цифра превышает количество жертв убийств и вооруженных конфликтов, и в будущем, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), будет увеличиваться. Каждую минуту в мире предпринимается хотя бы одна суицидальная попытка.
Число людей, страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих в количестве людских трудопотеръ, и обгонят сердечнососудистые заболевания, занимающие сейчас первое место в мире. За 15 лет число больных шизофренией в мире увеличилось на 30% и сегодня составляет 45 млн. человек, или 0,8% всего мирового населения.
К теме душевных заболеваний не часто обращается пресса, наверное, потому, что лучше не говорить о том, что непонятно, мало изучено и не имеет четко выраженной общественной оценки. Ну, есть «психушки» и есть. Есть «психи» и есть. Хотя совсем уйти от темы не удается. То и дело в центре всеобщего внимания оказываются жуткие истории о кровавых маньяках, появляющихся словно из-под земли то в одном, то в другом регионе страны. А сеансы Чумака и Кашпировского, пресловутое «Белое братство"… Эти явления начала 1990-х можно квалифицировать как «массовые психозы». Начало третьего тысячелетия ознаменовано появлением «мирового терроризма» с культом смертников, людей, психическое нездоровье которых вряд ли у кого вызовет сомнение. Вспоминается кошмарный сон Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Ему (Раскольникову) грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то мировой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, немногих, избранных. Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе».
Современный мир давно страдает своего рода глобальным психическим расстройством, которое, конечно же, сказывается и на психическом здоровье его отдельных членов, тех, кто в конце концов оказывается на койке лечебных заведений, подобных Павловской больнице. По высказыванию одного современного психолога, пациенты психиатрических больниц, скорее, жертвы нашего нравственно узаконенного безумия, того, что нарушения моральных и религиозных норм стало обычным делом. Увеличение числа людей, страдающих психическими заболеваниями, — своеобразная плата обществу за его грехи, звено в длительной цепи человеческих грехопадений. Об этом довольно четко говорится и в Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности людской природы. Однако Церковь, всегда разделяя в структуре личности душеный и телесный уровни, различала болезни, которые возникли «от естества», и недуги, содеянные бесовским влиянием или пристрастиями, которым подчинился человек». При этом дается существенное уточнение: «Психическая болезнь не унижает достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольные люди являются носителями образа Божиего, оставаясь нашими ближними, которые требуют сострадания и помощи».
Этим и руководствуется в своей деятельности Кирилловский приход, организованный на территории Киевской психоневрологической больницы 15 лет назад. Общине под духовным руководством настоятеля протоиерея Феодора с помогающим ему духовенством и мирянами удалось создать, говоря светским языком, достаточно мощный и, очевидно, лучший в Украине реабилитационный центр для людей, страдающих душевными недугами. Это неоднократно отмечали и сами медики-психиатры — в научных докладах специалистов кафедры психиатрии, действующей от Киевского медицинского университета на территории больницы, в том числе заведующего кафедрой профессора и доктора медицины Александра Напреенко. Отмечали и главврачи больницы Роман Никофорук и Виталий Лисовенко, другие специалисты. За 15 лет силами прихода построена благотворительная столовая, организовано сестричество для духовного окормления пациентов, при храме действует воскресная школа для разных возрастных групп (когда-то первая в Киеве), прекрасная библиотека книг духовного содержания, в том числе адресованных и психиатрам. Издается газета «Кириллица», дважды признанная лучшей среди приходских изданий Украинской Православной Церкви. Осуществлена радиофикация всей больницы, что дает возможность транслировать религиозные передачи для больных и медперсонала. Практически во все 28 отделений (из них два — детские) приходят священники, сестры милосердия. Следует упомянуть и о 60 гектарах земли, взятой в аренду в Барышевском районе под Киевом, где создано по-современному технически оснащенное сельское хозяйство, обеспечивающее благотворительную столовую и больничную кухню… Это, образно выражаясь, материальная сторона деятельности прихода. Определить же удельный вес душеполезной врачующей помощи, оказываемой ежедневно страждущим, намного сложнее.
Среди помощников отца Феодора можно встретить и вчерашних пациентов больницы, испытавших на себе целительное воздействие церковных таинств, соединенных с верой. Сами священники могли бы рассказать немало случаев чудесных исцелений в стенах храмах. Впрочем, Церковь никогда не стремилась к афишированию подобных явлений, напротив, всегда говорит об этом достаточно сдержано, не посягая на авторитет медицины: «В сфере психотерапии наиболее плодотворным является соединение пастырской деятельности и врачебной помощи душевнобольным, при определенном разделении сфер компетенции врача и священника» (Из Социальной концепции РПЦ).
При этом Церковь не может не беспокоить религиозное необразованность медицинского персонала, которому вручается врачевание душ человеческих. Главный врач Донецкой областной психоневрологической больницы доктор медицинских наук Михаил Беро в своей статье, опубликованной в специальном выпуске приходской газеты «Кириллица», основываясь на собственном многолетнем опыте медицинской практики, утверждает: современной психиатрии не обойтись без возврата к церковному святоотеческому наследию — основам православной психотерапии. Он с сожалением констатирует, что «православных христиан среди психиатров и психотерапевтов — меньшинство». «Психотерапия, пытающаяся различными способами помочь мятущейся душе, насчитывает сегодня порядка тысячи психокоррекционных техник, но количеством качества не подменить, — уверен врач. — Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, которое требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников, в том числе и врачей. В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия и приносят лишь временный эффект. Для врача, посвятившего себя психиатрии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами».