RBC daily | Александр Якуба, Николай Ивашов | 01.11.2007 |
Российские телеканалы сегодня зациклены на росте рейтингов, который затем «продают» рекламодателям. Рейтинг диктует необходимость массового тиражирования «запретных тем». Как сказал один рекламщик: хотите получить всеобщую узнаваемость — поместите в ролик голую женщину. В итоге получается самовоспроизводящийся механизм: телевидение транслирует все более откровенные темы и образы, люди, которые его смотрят, становятся все более развращенными и требуют еще большей «клубнички». Экстрим и разного рода отклонения усилиями телеведущих незаметно превращаются в нормы жизни. Как отмечают социологи, когда человек изо дня в день слышит о том, что мальчик, скажем, убил бабушку или что та или иная наша поп-дива занялась групповым сексом, то через некоторое время он неосознанно начинает относиться к подобным вещам как к обыденным нормам поведения.
Однако проблема в том, что в итоге коммерческие интересы телевизионных боссов вступают в противоречие с интересами страны. Общество утрачивает свою моральную основу, на которой строятся разумные отношения людей друг с другом. Вместо этого человек становится алчным потребителем телепродукции, которая разжигает его низменные инстинкты и отучает думать. В итоге он уже не способен ни защищать Родину, поскольку не понимает, «какой кайф» он получит от этого, ни развивать экономику, поскольку «напрягаться» — неправильно. «Гламурные» телегерои не напрягаются, а живут «прикольной» легкой жизнью и учат так жить население. Но с таким «обработанным телевидением» народом российское государство обречено на деградацию и гибель.
«Складывается ощущение, что главной целевой аудиторией российских телеканалов являются люди с убогой и примитивной психологией, исповедующие культ потребления и готовые идти по трупам ради собственного благополучия», — заявил РБК daily директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. По его мнению, главная задача всех СМИ — доводить до людей объективную информацию, а отнюдь не превращать в лояльных потребителей рекламируемых товаров. «Рекламные деньги — вещь, конечно, хорошая и необходимая для развития телевидения, однако нельзя ради них искажать психологию людей, формируя в них массу комплексов, — считает г-н Силантьев. — Еще хуже, когда тележурналисты занимаются морализаторством, пытаясь навязать своим зрителям свой образ мыслей и свои ценности, приучая их к моральному релятивизму. Сортирный юмор, едва „запиканный“ мат, скабрезности и откровенная порнография стали визитными карточками многих ведущих телеканалов. Такого свободного в моральном плане телевидения, как у нас, нет нигде в мире». В США, например, в 2005 году Конгрессом был принят закон, согласно которому штраф за показ откровенных сцен по телевидению составляет 500 тысяч долларов. Там в большинстве идущих днем и вечером телепрограмм обнаженное женское тело показывать вовсе запрещено. А в Китае наложен тотальный запрет на «клубничку». Показ в эфире даже самой легкой эротики является уголовным преступлением.
Самое парадоксальное в этой ситуации то, что созданием неадекватных моделей поведения занимается в России именно государственное телевидение. Большинство российских телеканалов либо напрямую контролируется государством, либо опосредованно — через госкомпании. В итоге получается, что, отдав телевидение на откуп его боссам, государство само проводит политику развращения населения. Тогда как оно, по идее, должно вести себя более ответственно, попытаться возбудить интерес не только к потреблению, криминалу и сексу. Проблему пытались решить, выдвинув почти три года назад инициативу создания общественных наблюдательных советов, которые должны бы были взять под контроль идеологическую и нравственную политику телеканалов. Об этом говорили ученые, журналисты, депутаты Госдумы и даже спикер Совета Федерации. Однако идея, к сожалению, зависла в воздухе.
Руководитель проекта «Акценты» МТРК «Мир» Александр Лопухов считает, что поддерживать интерес аудитории к программам, пропагандирующим нормальные ценности, вполне реально. Просто нужно «разговаривать со зрителями на одном языке» и выбирать для того или иного проекта наиболее подходящую форму. «Почему бы для молодежи не сделать реалити-шоу, в котором бы герои не ругались матом и не совокуплялись на глазах у изумленной публики, а делали что-то хорошее и полезное? — сказал г-н Лопухов. — Причем не делали бы вид, что, например, строят дом, а занимались бы этим по-настоящему. Почему бы по музыкальным каналам не крутить клипы групп, которые поют не только о „бабках“ и шмотках, но и о вечном? Ключ можно подобрать к аудитории любого возраста».
Это потребует дополнительных бюджетных расходов, позволяющих снять телевидение с «рекламной иглы». Чтобы телевидение, радио и газеты несли аудитории разумное, доброе и вечное, необходима передача государственных телевизионных активов менеджерам, для которых первичными будут интересы нанимателя-государства, а не набивание собственных карманов ценой нравственной деградации России.