Русская линия
Столетие.Ru Максим Кустов31.10.2007 

Полководец из Калужской губернии
Детство маршала Жукова в деревне под Калугой

Мемуары Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» принято рассматривать, прежде всего, как важнейший источник информации по советской военной истории. Но, помимо этого, первая глава его воспоминаний «Детство и юность» позволяет составить и определенное представление о жизни русских крестьян начала XX столетия.

Что же осталось в памяти уроженца деревни Стрелковка Калужской губернии Георгия Жукова? Конечно же, надо учитывать, что во времена написания мемуаров коммунист Г. К. Жуков о временах царизма и не мог писать, не подчеркивая тяготы тогдашней крестьянской жизни.

«Тяжелая нужда, ничтожный заработок отца на сапожной работе заставляли мать подрабатывать на перевозке грузов. Весной, летом и ранней осенью она трудилась на полевых работах, а поздней осенью отправлялась в уездный город Малоярославец за бакалейными товарами и возила их торговцам в Угодский Завод. За поездку она зарабатывала рубль — рубль двадцать копеек.

Ну какой это был заработок? Если вычесть расходы на корм лошадям, ночлег в городе, питание, ремонт обуви и т. п., то оставалось очень мало. Я думаю, нищие за это время собирали больше. Однако делать было нечего, такова была тогда доля бедняцкая, и мать трудилась безропотно» — вспоминал Георгий Константинович.

При всем этом по его воспоминаниям видно, что возможность разбогатеть у калужского крестьянина все же была.

Таким разбогатевшим крестьянам «жилось неплохо: у них были большие светлые дома с уютной обстановкой, на дворах много скота и птицы, а в амбарах — большие запасы муки и зерна. Их дети хорошо одевались, сытно ели и учились в лучших школах».

Разбогател, работая в городе, и один из близких родственников Жуковых. О нем в воспоминаниях сказано: «Брат моей матери Михаил Артемьевич Пилихин. О нем стоит сказать несколько слов.

Михаил Пилихин, как и моя мать, рос в бедности. Одиннадцати лет его отдали в ученье в скорняжную мастерскую. Через четыре с половиной года он стал мастером. Михаил был очень бережлив и сумел за несколько лет скопить деньги и открыть свое небольшое дело. Он стал хорошим мастером-меховщиком и приобрел много богатых заказчиков, которых обдирал немилосердно. Пилихин постепенно расширял мастерскую, довел число рабочих-скорняков до восьми человек и, кроме того, постоянно держал еще четырех мальчиков-учеников».

Так что при всей сложности тогдашней деревенской жизни возможность изменить ее к лучшему у крестьянина была.

Показательно, что Жуков часто ссылается на помощь односельчан в трудную минуту. Возникла, например, у его семьи необходимость построить новый дом взамен старого, ставшего совсем уж ветхим: «Через некоторое время отцу удалось где-то по сходной цене, да еще в рассрочку, купить небольшой сруб. Соседи помогли нам перевезти его, и к ноябрю дом был построен».

Во время неурожая и материальных трудностей также можно было рассчитывать на соседскую помощь: «С осени 1902 года мне пошел седьмой год. Рано наступившая зима для нашей семьи оказалась очень тяжелой. Год выдался неурожайный, и своего зерна хватило только до середины декабря. Заработки отца и матери уходили на хлеб, соль и уплату долгов. Спасибо соседям, они иногда нас выручали то щами, то кашей.

Такая взаимопомощь в деревнях была не исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей…».

Жуков подчеркнул, как старались крестьяне дать детям хотя бы начальное образование:

«Моя сестра… осталась во втором классе на второй год. Отец с матерью решили, что ей надо бросать школу и браться за домашнее хозяйство. Маша горько плакала и доказывала, что она не виновата и осталась на второй год только потому, что пропустила много уроков, ухаживая за Алешей (младший брат — М. К.), когда мать уезжала в извоз. Я заступался за сестру и говорил, что другие родители тоже работают, ездят в извоз, но своих детей никто из школы не берет, и все подруги сестры будут продолжать учебу. В конце концов мать согласилась. Маша была очень довольна, и я был рад за нее».

«Своих детей никто из школы не берет» — это ли не лучшее доказательство понимания крестьянами роли образования в судьбах их детей. Пожалуй, мемуары маршала невредно было бы перечитать сочинителям мифов о «темном крестьянстве».

http://stoletie.ru/territoriya_istorii/polkovodec_iz_kaluzhsko_gubernii.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru