Русская линия
Спас01.11.2007 

«Где сокровище ваше..»

Начало

От «кризиса личностного развития» (возраст 16−18 лет, вопросы «Кто я?», «Чего я хочу?») до «кризиса возрастного развития» (30 лет, вопросы «Кем я стал?», «Таким ли я хотел быть?») — всего 12−14 лет. Это очень небольшой срок, но он во многом определяет весь жизненный путь человека. Почему 2000-летний опыт христианства предостерегает юношество от установок на власть, деньги, борьбу с конкурентами, от желания быть лидером любой ценой?.. Об этом наш корреспондент беседует с клириком Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда, духовником Воскресной школы собора священником Михаилом Селезневым.

- Отец Михаил, знаменитые книги Д. Карнеги читают многие школьники и студенты. В чем противоречие между идеями философа американского бизнеса и многовековыми православными традициями общения?

- В свое время, когда я еще не был христианином, я их тоже читал. И даже пытался им следовать. Но это было недолго и немного. Потом необходимость в книгах Карнеги отпала. Противоречие здесь, на мой взгляд, даже не между идеями Карнеги и православными традициями общения, а между Карнеги и Любовью. Между Себялюбием и Любовью. Любовь всегда искренняя, не ищет своего, а Карнеги предлагает средства для достижения своих целей через бессовестное манипулирование людьми. Теперь я думаю, что эти книги — хороший учебник по лицемерию.

— В чем опасность неправильного образования? Какое образование приводит человека к полноте жизни?

- А какое образование правильное? Где вы его видели? Я вот такого никогда еще не встречал. Вот читал, что на Киевской Руси грамоте учили только при храмах. Пожалуй, это правильное образование. То есть образование может быть правильным только тогда, когда оно соединено, во-первых, с воспитанием, а во-вторых, с воспитанием духовным. Если образование секулярное, то оно в принципе не может быть правильным. Образование должно раскрывать в человеке образ Божий, вести человека к Богу, к Христу. Вот ведь в Москве на фасаде храма в честь мученицы Татианы при МГУ мудро и точно написано: «Свет Христов просвещает всех». Получение знания в древности всегда подразумевало познание Истины. Истина сравнивалась со светом. Отсюда и слово «просвещение». Когда же эта Истина раскрыла Себя людям в полной мере, когда Она явила Себя в Иисусе Христе, тогда целью любого образования должно стать познание Христа, познание Творца нашего.

Каждому человеку Бог дал определенные таланты. Конечно, каждому человеку необходима определенная профессия, чтобы обустроить свою жизнь и жизнь своей семьи. Однако это все-таки не главное. Образование должно быть призвано помочь человеку на пути к Богу раскрыть данные ему таланты и научить его использовать их во благо других. А что у нас на практике? Каков процент настоящих специалистов, которые добросовестно служат людям? Как говорится, вопрос этот скорее риторический.

На практике многое зависит от конкретных преподавателей. И слава Богу, что есть и сегодня среди них те, кто учит молодых людей не только своей профессии, но учит любить Бога и людей, раскрывая в себе образ Божий.

— Может ли для православного молодого человека выбор профессии быть случайным?

Что значит случайным? Я уверен, что случайного ничего не бывает. Наверное, неосознанный или не вполне осознанный выбор? Конечно, может. Не все выпускники школ к моменту поступления в ВУЗ определились со своим выбором. У нас в стране, как вы знаете, тенденция к усилению инфантильности. Сколько людей поступают учиться на ту или иную специальность, потому что так папа или мама сказали? А если при этом и ребенку все равно? Вот это уже действительно проблема. Потому что ребенок был не готов учиться дальше, а его заставили. Конечно, в идеале лучше, когда человек выбирает профессию сам. Осознанно и ответственно. Конечно, правильное право-славное воспитание в семье способствует этому. Но что делать, если вдруг окажется, что выбрал не то? Все-таки, я думаю, надо прислушиваться к своему сердцу и искать свое призвание, даже уже где-то обучаясь. А дальше будет видно. Главное — не надо бегать за престижем, надо искать то, от чего радуется душа.

Я вот недавно узнал, что за рубежом, а теперь и у нас в стране, появилось новое течение. Думаю, оно и раньше было, просто не было четко выражено, а теперь оформилось. Называется оно дауншифтинг. Я бы посоветовал всем выпускникам школ и даже вообще всем узнать об этом подробнее. Достаточно набрать в поисковой системе в Интернете слово «дауншифтинг», и информация быстро найдется… В чем смысл этого явления? Он очень прост и в то же время очень поучителен для других. Дауншифтингом называется ситуация, когда человек, достигнув в жизни чего-то, потом бросает это дело и меняет свою жизнь. По словам одного из основателей этого движения в России, цель дауншифтинга — найти себя.

Благодаря современным средствам связи, и прежде всего Интернету, выяснилось, что людей, ищущих себя, очень много по всему миру, в том числе у нас в стране. На сайтах выложены истории людей-дауншифтеров, среди которых есть выпускники столичных элитных ВУЗов, они рассказывают о себе. Их всех объединяет одно: они не испытывали духовной радости от своей работы, они ошиблись в выборе профессии, но душа у них осталась живой. И они смогли бросить все, перечеркнуть свою карьеру, свое определенное сытое будущее ради живого порыва души в поиске себя, своего истинного призвания. Многим из этих людей не хватает одного: они почти ничего не знают о Боге, хотя их души и ищут Его…

Православному молодому человеку должно быть легче, но свой путь все равно надо пройти самому.

— Допустимо ли православному человеку стремиться стать известным артистом, шоуменом, политиком, государственным деятелем, например, президентом?

- Вот интересно, много ли нашлось бы желающих стать людьми указанных вами профессий, если бы, во-первых, они были бы никому не известны, а во-вторых, получали бы меньше других? Почему я так спрашиваю? Да потому, что, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, существует три силы, которые движут людьми, — это славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Они есть в каждом, но в отдельном человеке всегда какая-то из них подавляет две другие. Так что тот, в ком преобладает славолюбие, то есть любовь к славе, желание славы, готов ради этого пожертвовать деньгами и удовольствиями. Тот, в котором преобладает сребролюбие, то есть любовь к деньгам, или жадность, может жить в неизвестности и нужде. Яркий пример — гоголевский Плюшкин. Тот, в ком преобладает сластолюбие, то есть страсть к чувственным удовольствиям, ради этого пренебрегает славой, денег на удовольствия ему не жалко. Но, как замечает преподобный Симеон, хотя и преобладает какая-то одна из трех сил, но и другие две дают о себе знать.

Поэтому тому, кто склонен к славолюбию, не стоит искать славы и выбирать профессию, которая делает человека знаменитым. Тому, кто склонен к сребролюбию, надо держаться подальше от бизнеса. А тому, кто склонен к сластолюбию, следует избегать профессий, которые с этим связаны. Страсть — это ведь то, что является болезнью души. Как всем известно, больного необходимо, во-первых, изолировать от источника заболевания, а потом уж лечить.

— Что значит в контексте нашего разговора евангельское выражение «зарыть свой талант в землю»?

- Это значит, что те способности, которые человеку дал через родителей Бог и которые нужно было использовать во благо людей, устремляясь к небу, к Небесному Царству Любви, человек использовал для земного, для мира сего, для удовлетворения своих страстей, своего себялюбия. То есть не стал тем, кем он был призван Богом быть, не нашел своего призвания, а если нашел, то не следовал ему.

— Как Церковь относится к феминизму и желанию девушек делать карьеру любой ценой?

- О-о-о! Боюсь, что впо-следствии меня объявят женоненавистником!.. А если серьезно, то я считаю, что такое изменение самосознания современной женщины является одной из причин сокращения рождаемости и вымирания народа. Женщина занялась не тем, что ей от Бога дано. А даны ей дети и семейный очаг. Вот путь спасения женщины. Это не отрицает получение образования. Но карьера? Какая карьера, когда дома дети маму ждут? Тут уж или дети, или карьера. К сожалению, сейчас все больше девушек выбирает карьеру. Все это от безбожия. Безбожие разрушает человеческую личность: мужчин делает женоподобными, а женщин — мужеподобными. Грех как бы нивелирует все, уничтожает уникальность и красоту, делая все серым, одноликим и… «однополым». Это моя личная точка зрения.

Тут опять все зависит от семейного воспитания. При правильном воспитании в семье (что бывает не часто, ведь полных семей теперь очень мало) верующая девушка почувствует, как ей дальше жить. В противном случае она может легко увлечься современными идеями типа феминизма, которые иначе, чем бредовыми, не назовешь. Но, к сожалению, юноша или девушка в начале своей жизни склонны верить «добрым дядям и тетям» больше, чем своим родителям или педагогам… Женщина — это прежде всего мать. И если она забывает про это, то перестает быть женщиной.

— Что означает выражение: «На Бога надейся, а сам не плошай?»

- Молись искренне и трудись добросовестно.

— Праведный Иов, о котором мы упоминали в самом начале разговора, потерял и богатство, и здоровье, и семью, но потом обрел все заново… И обрел все это потому, что…

-…был верен Богу даже в самых страшных обстоятельствах своей жизни. Вот у него есть чему поучиться. А то, бывает, считающий себя христианином скажет: вот, меня, честного человека, обидели! Где же ваш Бог??? Такому человеку хорошо бы у Иова спросить, где же наш Бог!

Людмила Козельцева

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=458


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика