Русская линия
СпасПротоиерей Марьян Позунь31.10.2007 

«Пустите детей приходить ко мне…»

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — говорит Господь. Да, нам многому стоит поучиться у детей. Мы нуждаемся в них, а они — в нас. Нам порой так не хватает их простоты, открытости и умения любить. А чего не хватает им? Чему мы должны мы научить детей? И как это правильно сделать? Ответы на эти непростые вопросы я попробовала найти в воскресной школе Храма Рождества Пресвятой Богородицы. В беседе на эту тему приняли участие настоятель храма протоиерей Марьян Позунь, директор воскресной школы Светлана Юрьевна Афанасьева, педагог младшей группы Екатерина Дорофеева и педагог по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству Кристина Бырка.

— Отец Марьян, какое место занимает школа в жизни прихода?

-Без школы не может быть учения. Сама Церковь — своего рода школа. Проповеди — те лекции и те знания, через которые совершается духовное преображение души человека. Школа — матерь благочестия. Детям трудно выстаивать службы, быть внимательными к молитвам и песнопениям. А школа — место, где преподаватели на доступном, понятном для детей языке могут им все объяснить. Очень многое зависит от души того человека, который работает с детьми, от его любви. Я благодарен учителям за их работу: в этом году наша школа насчитывает около ста детей.

-Какие задачи ставит перед собой воскресная школа?

-Основная цель — глубокое и осознанное воцерковление ребенка. И происходит оно непосредственно при храме, что немаловажно. Дети постоянно причащаются Святых Христовых Таинств, это главное. В воскресной школе ребенок учится исповедоваться. Он уже с детства знает, что Бог всегда на него смотрит. Такое осознание способно оградить ребенка от многих бед. Любая добрая, полезная информация оказывается бесплодной без умения молиться, поэтому крайне важно научить детей молитве. Человек состоит из души и тела, в воскресной школе во главу угла ставятся духовные ценности.

-Светлана Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как все начиналось и что представляет собой школа на сегодняшний день.

— Воскресная школа начала работу в 1997 году, с приходом в храм отца Марьяна. Условно можно выделить три этапа ее развития, на каждом из которых перед нами стояли различные цели. Сначала возникло желание собрать вместе детей прихожан, обучить их Закону Божьему, рассказать о праздниках. Но через некоторое время в школу стали приходить дети из невоцерковленных семей. Родители хотели, чтобы они стали добрее и лучше, отдавали их на перевоспитание. Надо сказать, что не только без Церкви, но и без активного участия родителей перевоспитание детей невозможно. В таких случаях есть два пути: либо родители воцерковляются вместе с детьми, либо пропадает интерес к посещению воскресной школы, так как он не находит развития в семье.

Сегодня наша школа — это одна большая семья. Мы вместе учимся и вместе путешествуем. У нас проводится работа в разных направлениях: Закон Божий, музыка, информатика, рукоделие — декоративно-прикладное и изобразительное творчество. Особенно важным, на наш взгляд, является привлечение к занятиям родителей, которые сегодня еще находятся вне Церкви. Таким образом, становится возможным диалог внутри семьи. Дети лучше усвоят тему урока, если дома родители смогут ответить на их вопросы или обсудить с ними впечатления от занятия. Нужно дать ребенку представление о христианском мировоззрении

Несмотря на то, что детей очень много и помещения уже едва хватает, мы всегда просим родителей присутствовать на занятиях. В результате они активно включаются в жизнь школы: помогают своим детям и педагогам в ходе урока, приносят методические разработки, литературу, на-глядные пособия, организуют различные поездки.

В этом году мы планируем реализовать новый проект — организовать школу для родителей, где будут проводиться беседы со священником о семейной жизни и проблемах воспитания детей. Предположительно эти встречи будут проходить два раза в месяц.

Есть и еще одна перспективная идея — это создание детского хора. Уже в раннем возрасте дети активно участвуют в жизни прихода: часто мальчики из воскресной школы прислуживают на Вечерне и Литургии, а девочки несут послушание у подсвечников или помогают убирать храм. Школа — живая часть нашего храма. Хор — уникальная возможность познакомить детей с текстами молитв и самими песнопениями. Возможно, в будущем они смогут петь некоторые фрагменты службы.

— В этом году в школе сделали серьезный ремонт, многое ли изменилось?

-Вообще помещения в школе обновляются ежегодно. На этот раз ремонт носил более капитальный характер: заменили освещение, завезли новые парты и стулья. У нас появился новый, хорошо оборудованный компьютерный класс.

— Скажите, а как дети попадают к вам?

— По-разному. Кто-то, увидев объявление, заинтересовывается и приводит ребенка, кто-то слышит о школе от друзей, знакомых, соседей, одноклассников.

-Все ли остаются в школе до так называемого выпуска?

-Конечно, нет. Духовное становление — глубоко индивидуальный процесс. Наступает переломный момент, когда ребенок сам решает, остаться ему или уйти. Многое зависит от семьи и от той среды, в которой он проводит большую часть времени. Надо понять одну очень важную вещь: воскресная школа не может заменить ребенку семью и, соответственно, выполнять те функции, которые лежат на семье, тоже не может. Школа — помощник, а не главное лицо в воспитании ребенка.

Те же ребята, которые «дорастают» до окончания курса, сдают выпускные экзамены (председатель комиссии — настоятель храма) и получают дипломы. Наши выпускники — пономари, певчие и просто прихожане нашего храма.

-Что дает ребенку обучение в воскресной школе?

-Во-первых, здесь ребенок получает знания о Боге, о церковных Таинствах, о ходе Богослужения. Он учится дружить, любить и жертвовать собой для других людей. Во-вторых, дети в воскресной школе находятся среди себе подобных. У ребенка уже не возникает чувства одиночества, ощущения, что он «не такой, как все», а это много. В-третьих, у него появляются такие праздники, которые он не смог бы в полной мере прочувствовать без храма и воскресной школы.

Традиционно на Рождество и Пасху дети готовят выступления. Сам процесс подготовки дарит им много счастливых моментов. Вместе с родителями они мастерят и украшают костюмы, разучивают стихи и песни. Такие представления выполняют не только познавательную, но и миссионерскую функцию. В целом же вос-кресная школа как часть прихода призвана помочь детям и их родителям в нелегком деле спасения души.

— Екатерина, вы проводили занятия в детском саду, чем они отличаются от занятий в воскресной школе?

— Разница колоссальная. В светском учреждении многим детям не интересны уроки Закона Божьего, у них отсутствует опыт приобщения к Церкви. Большинство из них и в храме-то никогда не были. Здесь же наоборот: ребенок спрашивает маму и папу о Боге, и они приводят его в воскресную школу в поиске ответа. Дети и родители — одно целое, интерес к вере и приход в храм у них одновременны.

— В чем вы видите цель вашей работы?

— Нужно дать ребенку представление о христиан-ском мировоззрении. Маленькие дети не могут воспринять догматы Церкви в том виде, в котором они приемлемы для взрослого человека. Дети живут ощущениями, объяснить им что-то можно только через понятные образы дома, окружающего мира, того, с чем ребенок уже сталкивался в реальной жизни. Все, что учитель хочет донести до детей, им необходимо пережить как свой собственный опыт. Основная мысль занятия должна быть сформулирована и высказана самим ребенком. Задача педагога — незаметно подвести детей к самостоятельному решению какой-либо нравственной проблемы.

— Кристина, расскажите, пожалуйста, какую роль сыграло обучение в воскресной школе в вашей жизни?

— Родители отдали меня в эту школу по совету бабушки. Здесь я нашла друзей, приобрела новые знания. Я присматривалась к тому, как живут верующие люди, и мне самой очень хотелось приходить в храм, выполнять послушания. Сегодня я не вижу своей жизни без Церкви. Мой приход к вере во многом осуществился благодаря воскресной школе.

— Какие у вас впечатления от первого проведенного занятия?

— Дисциплина, конечно, страдает, но если суметь заинтересовать детей, то они сами с удовольствием включаются в работу. На моих занятиях дети учатся общаться, работать в команде, уступать, согласовывать свои действия, помогать друг другу. В творчестве они открывают себя, свои таланты, реализуют свои способности, а мне остается лишь осторожно направить их на правильный путь.

Главная мысль, с которой согласен весь педагогический состав воскресной школы: ребенка невозможно воспитать в отрыве от его душевных и эмоциональных переживаний, от его собственного опыта и от его личного осмысления мира. А личный опыт формируется прежде всего в постепенном раскрытии в маленьком человеке нетленного образа Божьего. Помочь ребенку осознать себя как чадо Божье, осознать свою ответственность перед Господом — задача и родителей, и педагогов. Вот почему на все времена для нас вечно живым призывом останутся слова Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не воз-браняйте им, ибо таковых есть Царствие Божье!» (Лк 18:16).

Юлия Дроздова

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=459


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru