Радонеж | Владимир Лавров | 31.10.2007 |
Одновременно Достоевский показывал банкротство доморощенных социалистов, поскольку почувствовал духовный источник и, соответственно, подлинное имя прикрывающихся социализмом; и это имя — бесы.
В 1917-м путь одержимым преграждал только Николай II; не самым успешным образом преграждал, однако пытался служить Христу в России. И подвергся политическим репрессиям как со стороны тогдашних демократов и социалистов Временного правительства, так и со стороны партии Ленина. Не бывшего государя с супругой и детьми истреблял Ленин. Он истреблял живые символы Великороссии, саму святую Русь. Истреблял великую русскую культуру, возросшую на христианских ценностях, и тысячелетнюю историю Отечества, считая, что история начинается только с большевиков.
Запредельная бесчеловечность потребовалась партии Ленина, чтобы партийностью и классовым подходом подменить совесть, сплотиться преступно пролитой кровью и выиграть гражданскую войну.
«Изнемогает наша Родина в тяжких муках… - констатировал патриарх Тихон 8 августа 1918 г. — земля упивается неповинною кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.
Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и все начинания рук наших».
Меня особенно потрясают последние слова. Ведь были и стахановцы, и ударные стройки, и миллионы людей честно трудились при строительстве социализма и коммунизма. И что осталось от этого? Развалины и озлобленность прокоммунистически настроенных пенсионеров. Но об этом предупреждал святой патриарх еще в августе 18-го! Строительство «вавилонской башни» было проклятым строительством.
89 лет назад, в первую годовщину Октябрьской социалистической революции патриарх проговорил горькое слово правды в Обращении к правительству: «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями». И далее: «Да, мы переживает ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя».
Кто и когда говорил правителям и самому русскому народу такую горькую правду!
А 16 июня 1918 г., впервые после Октябрьского государственного переворота, патриарх Тихон приехал в Александро-Невскую лавру и обратился там к народу со словами: «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное — это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего. Как Иов многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера эта спасла его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил Русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше».
Удивительно духовно прозорливы и просты слова русского православного патриарха. Да, социалистическая революция народна и неслучайна, точнее — псевдонародна и на г? ре неслучайна, а псевдонародность и неслучайность порождены духовным оскудением самого русского народа.
Народны не революция и рожденный в ней «новый мир». Народна правда, высказанная народу и правителям.
Или слова о преобразованиях и реформах, оторванных от духовного возрождения. В них духовный ключ к осознанию того, почему эпоха великих реформ императора Александра Освободителя завершилась великим крахом и возвратом крепостничества в псевдонародной форме. Сверх того возникает вопрос: сегодняшняя духовно-историческая дезориентированность и американизация многих людей ведут куда?
Президент России обратил внимание недавно на «мешанину в головах молодых». И как не быть мешанине, если, скажем, молодой человек знает, что Царская семья причислена к лику святых, и одновременно каждый день садится в метро на станции, носящей имя цареубийцы и детоубийцы. И такая мешанина — результат духовно-исторической дезориентированности. Причем от мешанины до нравственной деградации один шаг.
Только не стоит ждать, что «приедет барин, барин нас рассудит». От самих историков, от всех гуманитариев многое зависит в духовно-нравственном возрождении России.
В.М. Лавров, доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН