Русская линия
Радонеж Владимир Лавров31.10.2007 

От духовно-исторической дезориентированности до нравственной деградации один шаг"
Выступление на круглом столе «Духовно-нравственные причины и последствия русских революций» в Институте российской истории РАН 30 октября 2007 г.)

Еще Ф.М. Достоевский предсказал социалистическую революцию в России, и не просто социалистическую революцию, а ее победу, и не просто победу, а миллионные жертвы в результате. Однако Достоевский не был ни историком, ни экономистом, ни политиком. Откуда же такое прозрение? Оно обусловлено познанием самой русской души и, соответственно, ощущением социализма как искушения, которым суждено заболеть русским.

Одновременно Достоевский показывал банкротство доморощенных социалистов, поскольку почувствовал духовный источник и, соответственно, подлинное имя прикрывающихся социализмом; и это имя — бесы.

В 1917-м путь одержимым преграждал только Николай II; не самым успешным образом преграждал, однако пытался служить Христу в России. И подвергся политическим репрессиям как со стороны тогдашних демократов и социалистов Временного правительства, так и со стороны партии Ленина. Не бывшего государя с супругой и детьми истреблял Ленин. Он истреблял живые символы Великороссии, саму святую Русь. Истреблял великую русскую культуру, возросшую на христианских ценностях, и тысячелетнюю историю Отечества, считая, что история начинается только с большевиков.

Запредельная бесчеловечность потребовалась партии Ленина, чтобы партийностью и классовым подходом подменить совесть, сплотиться преступно пролитой кровью и выиграть гражданскую войну.

«Изнемогает наша Родина в тяжких муках… - констатировал патриарх Тихон 8 августа 1918 г. — земля упивается неповинною кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.

Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.

Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и все начинания рук наших».

Меня особенно потрясают последние слова. Ведь были и стахановцы, и ударные стройки, и миллионы людей честно трудились при строительстве социализма и коммунизма. И что осталось от этого? Развалины и озлобленность прокоммунистически настроенных пенсионеров. Но об этом предупреждал святой патриарх еще в августе 18-го! Строительство «вавилонской башни» было проклятым строительством.

89 лет назад, в первую годовщину Октябрьской социалистической революции патриарх проговорил горькое слово правды в Обращении к правительству: «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями». И далее: «Да, мы переживает ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя».

Кто и когда говорил правителям и самому русскому народу такую горькую правду!

А 16 июня 1918 г., впервые после Октябрьского государственного переворота, патриарх Тихон приехал в Александро-Невскую лавру и обратился там к народу со словами: «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное — это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего. Как Иов многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера эта спасла его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил Русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше».

Удивительно духовно прозорливы и просты слова русского православного патриарха. Да, социалистическая революция народна и неслучайна, точнее — псевдонародна и на г? ре неслучайна, а псевдонародность и неслучайность порождены духовным оскудением самого русского народа.

Народны не революция и рожденный в ней «новый мир». Народна правда, высказанная народу и правителям.

Или слова о преобразованиях и реформах, оторванных от духовного возрождения. В них духовный ключ к осознанию того, почему эпоха великих реформ императора Александра Освободителя завершилась великим крахом и возвратом крепостничества в псевдонародной форме. Сверх того возникает вопрос: сегодняшняя духовно-историческая дезориентированность и американизация многих людей ведут куда?

Президент России обратил внимание недавно на «мешанину в головах молодых». И как не быть мешанине, если, скажем, молодой человек знает, что Царская семья причислена к лику святых, и одновременно каждый день садится в метро на станции, носящей имя цареубийцы и детоубийцы. И такая мешанина — результат духовно-исторической дезориентированности. Причем от мешанины до нравственной деградации один шаг.

Только не стоит ждать, что «приедет барин, барин нас рассудит». От самих историков, от всех гуманитариев многое зависит в духовно-нравственном возрождении России.

В.М. Лавров, доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2482


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика