Официальный сайт Нижегородской епархии | Г. Валкин | 30.10.2007 |
«Три кита» священства
Из учения святых отцов мы знаем, что хотя ветхозаветное священство было учреждено Богом, оно все же имело временную форму и носило преобразовательный характер. Начало истинного священства было положено в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом. Спаситель из множества Своих учеников избрал апостолов, которым открывал тайны Своего учения, священнодействия и духовной власти в учрежденной Им Церкви (Ин. 21, 21−23). На пастырское служение апостолы были поставлены по обетованию Господа особым посвящением — сошествием на них Святого Духа в виде огненных языков в день Пятидесятницы. С тех пор священническое служение в новозаветной Церкви передается не по наследству, как это было в ветхозаветные времена, а посредством низведения благодати Духа Святого в Таинстве Священства.По воле Господа пастыри должны быть провозвестниками и исполнителями Его Божественной воли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Евангелие было проповедано человечеству, чтобы во всем мире все верующие во Христа постепенно достигали совершенства (Ин. 17, 20−21). Из сказанного вытекают три основные обязанности пастыря: учительство — распространение евангельского учения; священнослужение — усвоение верующим заслуг Искупителя и духовное руководство — нравственное усовершенствование паствы.
Я б в священники пошел…
Право учительства требует от пастыря получения всестороннего образования. Он должен иметь глубокие познания учения Христова, изучить историю, философию, литературу, наконец, разбираться в вопросах психологии, чтобы каждый приходящий в храм получил от него просвещение и вразумление. Священников готовят духовные училища и семинарии. Поступление в эти заведения требует зрелых размышлений и взвешенного решения. И в процессе учебы каждый семинарист размышляет о связанных со священническим служением трудностях, которые ему предстоит нести в полной мере и часть которых он уже терпит.Рассказывает студент II курса Нижегородской Духовной Семинарии Владимир Вантеев:
— Мирскому человеку решение подвизаться в Церкви дается, как правило, нелегко. Поступление в семинарию для меня вполне осознанный шаг к священническому служению. Конечно, пугали, да и теперь еще продолжают беспокоить связанные с этим трудности и лишения, но с Божией помощью все они преодолимы. Прежде всего, досаждают старые привычки, которые тянут человека к прежнему мирскому образу жизни. Занятия и послушания в духовной школе организованы таким образом, что занимают почти весь день студента. Семинарист вынужден постоянно себя в чем-то ограничивать, пресекать свои желания. Представление о том, что священник — это не только пастырь, но и воин, защитник веры, вполне справедливо. Поэтому и порядки духовных учреждений (будь то монастырь или образовательное заведение) весьма близки воинским, а это далеко не каждый способен принять.
В НДС студенты совместно по 8−10 человек проживают в достаточно небольших по размеру кельях, где невозможно сделать что-то, не считаясь с мнением соседей. Я думаю, что это дает нам возможность учиться общению, пониманию интересов товарища, умению видеть свои недостатки и прощать несовершенства другого. Миролюбие — очень важная добродетель, ведь конфликтные ситуации постоянно возникают среди людей, а священник должен не только вершить богослужение в храме, но и опекать свою паству, помогать людям жить в тишине и мире.
За свободу духа
Для доброго священнослужения пастырю необходимо постоянно очищать свою душу. Духовный сан обязывает человека прибегать к Таинству Исповеди много чаще, чем это делают миряне. В духовном же руководстве священник должен суметь проявить подлинную мудрость и полное самоотречение ради спасения своих ближних. Всем этим требованиям соответствовать непросто, тем более что человек, решившийся продолжать дело Христово, подобно Спасителю, должен пройти и через горнило искушений. Все искушения диавола были решительно отражены Искупителем. Так и кандидату в священники нужно непрестанно бороться со страстями телесными и духовными, а особенно с гордостью. В этой борьбе ему необходимо закалить свой характер.Следует отметить, что грехом ограничена свобода духа человека, вследствие чего борьба с искушениями связана с борьбой за свободу духа. Поэтому пастырь обязан часто, лучше ежедневно, испытывать свое духовное состояние. Господь Иисус Христос отражал диавольские искушения, как повествует нам Святое Евангелие, Словом Божиим, молитвой и постом. Пастыри Церкви Христовой в борьбе с искушениями должны следовать примеру своего Пастыреначальника.
Владимир Вантеев:
— Подвизавшись в служении Богу, человек должен помнить, что отныне он постоянно находится среди искушений и соблазнов. В Писании сказано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Все священники и, я думаю, семинаристы тоже чувствуют особенно пристальное внимание врага рода человеческого. Поэтому очень важно готовить себя к противостоянию искушениям, ибо это является лучшим основанием защиты. Мне еще многое нужно освоить, многое понять, закалить характер и приобрести необходимые качества, но одно я понял твердо: быть священником — значит постоянно вершить над собой трудоемкую работу христианина, но уклонение от нее для верующего равносильно гибели.
В посте и молитве
Молитва необходима для сокрушения греха, который делает человека духовно мертвым. Священнику нужно молиться постоянно, везде и всегда, в каких бы обстоятельствах он ни находился и каким бы делом не был занят. «Постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое главное из всех дел», — говорит святой Макарий Великий. От упражнения в молитве пастырь приобретает опыт борьбы с врагом и его искушениями.Самую тесную связь с молитвой имеет пост. «Пост, — говорит святой Василий Великий, — предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе». Каждый пастырь, по примеру Христа Спасителя, святых апостолов и всех подвижников, должен строго соблюдать посты, соединяя их с молитвой.
Чтобы священник мог преодолевать все встречающиеся в жизни искушения, ему необходимо тщательно изучать Священное Писание, особенно Евангелие. Без глубоких знаний Священного Писания пастырю нельзя быть истинным служителем Христовым. Поэтому священник должен иметь Слово Божие всегда перед собою, изучать и носить его в своем уме и сердце, чтобы оно, как светильник, освещало его путь, исполненный трудов, скорбей и искушений.
Имея целью своей жизни и деятельности спасение душ человеческих, священник обязан делать все возможное, чтобы устранить препятствия на своем и их пути к Царству Небесному. Трудности пастырского служения не должны устрашить священнослужителя, потому что во все времена Христос по Своей великой любви посылает Своим пастырям и силу к перенесению всех трудностей. Господь всегда Сам пребывает с истинным пастырем по слову, данному Им святым апостолам: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Взгляд со стороны
Далеко не каждый священник охотно рассказывает о тяготах, которые ему приходится выносить. Но от людей, которые работают со священнослужителем бок о бок в течение многих лет, трудностей не скроешь. Говорит катехизатор прихода церквей в честь Смоленской и Владимирской икон Божией Матери Лариса Беседина:Особенно если приход у него не один.
Верующим нельзя забывать и о том, что священнику приходится исповедовать разных людей, с разными пороками. Искреннее участие в судьбе грешника дается нелегко, иногда просто физически истощает и приводит к болезням. Паства должна со вниманием относиться к своему пастырю, по возможности облегчая его труд, ограждая хотя бы от каких-то совсем мелких, суетных дел. Священник должен иметь много времени для совершения личной и храмовой молитвы, ведь чем она совершеннее, тем угоднее Господу и тем светлее будет жизнь прихожан.
А что скажет батюшка?
О сложности священнического служения размышляет клирик собора Архангела Михаила в Нижегородском кремле иерей Василий Спирин:— Среди прихожан часто можно услышать мнение, что священнический крест является непосильной ношей, что жизненные тяготы священника не под силу нести мирянам. Я чувствую здесь явное преувеличение. Нельзя заниматься «взвешиванием» крестов — чье бремя тяжелее, а чье легче. Каждому крест дан Господом по его силам. И, кроме того, никто не становится священником по чьей-то внешней воле. А это значит, что священническое служение и образ жизни являются не «бременем неудобоносимым», а «легким игом» Христовым, к которому призваны не только священнослужители, но вообще все ученики Господа нашего.
Отличие христианского долга священника от христианского долга светского человека заключается в том, что первый должен служить второму примером, образцом и заботливым путеводителем. Это, конечно, не значит, что миряне могут всю ответственность за себя целиком возложить на батюшку; человек за свое спасение отвечает, прежде всего, сам. Если идеалом христианской общины считать общину святых апостолов после Пятидесятницы, в которой «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 5, 32), то именно этого семейного чувства сегодня на наших приходах сильно не хватает. Радостно видеть, что эту проблему успешно решают многие священники, активно пытаясь привлечь к церковному служению свою паству.