Русская линия
Седмицa.Ru Н. Дружинкина30.10.2007 

Строительство церквей в Санкт-Петербургской епархии

Строительство церквей в Санкт-Петербургской епархии (2-я половина XIX — начало ХХ в.)
(Статья из «Вестника Церковной истории», Москва 3 (7)/2007.)

Строительство и возобновление храмов в Санкт-Петербургской епархии находилось в непосредственном ведении Санкт-Петербургского митрополита, часто осуществлявшего надзор за этим процессом через одного из своих викариев. Государство оказывало поддержку храмоздательству через Святейший Синод, который утверждал и осуществлял основное финансирование храмового строительства. По Уставу Духовных консисторий 1841 г. епархиальному начальству при строительстве новых храмов предписывалось наблюдать за тем, чтобы «соблюдаемо было достоинство и приличие в архитектурном отношении, с сохранением предпочтительно древнего Византийского стиля [выделено мной.- Н. Д.]"(1). Действия устроителей регламентировались также Строительным уставом. В отношении прихожан существовали определенные пункты «О построении или исправлении церквей от прихожан».

В 1860-х гг. в Санкт-Петербургской епархии насчитывалось: в 1864 г.- 455 церквей, в 1868 г.- 469, в 1880 г.- 586 (в том числе 21 соборная церковь, 262 приходские, одна бесприходная; 35 церквей находились в мужских монастырях, 8 — в женских; 11 церквей были единоверческими, 107 располагались при казенных заведениях; 46 храмов были домовыми, 33 — кладбищенскими и др.) Часовен и молитвенных домов насчитывалось 1222 (2).

На основании Высочайше утвержденного 16 апреля 1869 г. журнала присутствия по делам православного духовенства в Санкт-Петербургской епархии по новому «росписанию» приходов к 1875 г. в Санкт-Петербургском уезде числилось 13 самостоятельных церквей, 2 приписных с причтами и 1 приписная без причта. В Петергофском уезде насчитывалось 15 самостоятельных, 1 приписная с причтом и 1 приписная церковь без причта. В Царскосельском уезде — 21 самостоятельная церковь, в Шлиссельбургском уезде — 14 самостоятельных и 2 приписные без причта. В Ямбургском уезде в итоге реформ оказалось 19 самостоятельных церквей и 2 приписные без причтов, в Лужском — 46 самостоятельных, 2 приписных без причтов, в Гдовском соответственно 42 самостоятельных, 1 приписная с причтом, 1 приписная без причта. Всего в 8 у.е.здах Санкт-Петербургской епархии в 1875/76 г. насчитывалось 226 приходских церквей.

В 1882 г. вновь построили и освятили 7 церквей, утвердили к построению и строили 28 каменных храмов. 4 марта 1885 г. Святейший Синод принял новые «Положения» о приходах и причтах, что способствовало ускорению строительства церквей и увеличению числа приходов. В 1885 г. из 10 построенных и освященных церквей 5 были приходскими. В 1886 г. всех церквей в епархии насчитывалось 611. Упразднили по ветхости 3 храма, строили вновь 8, из которых 2 храма возводились как приходские. В 1886 г. была устроена церковь в Кронштадте при Доме трудолюбия в память об императоре Александре II. На ее возведение с 1881 г. поступали пожертвования от членов императорской семьи, представителей знатных аристократических родов, иностранных вице-консулов, банков, страховых обществ, пароходных компаний, известнейших русских и иностранных торговых фирм и др. Композитор С. Рубинштейн пожертвовал на строительство храма в Кронштадте 1 тыс., герцог Эдинбургский и офицеры английской резервной эскадры, посещавшей Кронштадт в 1881 г., — 408 руб. (3) Всего за 2 года было собрано более 54 тыс. руб., в том числе в Санкт-Петербурге — 26 тыс., в Москве — 11 тыс. руб.

В 1887 г. утвердили к построению и продолжали строить 22 каменные церкви и 5 деревянных, а также 4 каменные и 13 деревянных часовен. Окончили и освятили 9 новых храмов: 1 соборный, 4 приходских, 1 при казенном заведении, 2 домовых и 2 кладбищенских, 7 часовен. В 1888 г. учредили к построению и строили 23 каменные и 5 деревянных церквей, 6 каменных и 15 деревянных часовен. Закончилось строительство 7 храмов. Всего, согласно данным «Отчетов о состоянии Санкт-Петербургской епархии» за разные годы, в 1882 г. в епархии функционировали 589 церквей, в 1885 г.- 605, в 1887 г.- 620, в 1888 г.- 621, в 1889 г.- 629, в 1890 г.- 621, в 1891 г.- 635, в 1894 г.- 636, в 1895 г.- 620 церквей.

В 1898 г. церквей в пределах епархии, не считая полковых, было: «В С[анкт]-Петербурге 213, в Санкт-Петербургском уезде 34, в Шлиссельбурге 4 и в уезде его 17, в Царском Селе 4 и уезде его 27, в Павловске 1, в Гатчине 4, в Петергофе 3 и в уезде его 31, в Новой Ладоге 6 и в Новоладожском уезде 94, в Гдове 5 и в уезде его 74, в Ямбурге 2 и в уезде его 28, в Нарве 8, в Луге 3 и в уезде его 90 и в Кронштадте 7. Всех церквей в епархии 655, каменных 488 и деревянных 167, В том числе соборных 18, монастырских 31, приходских 302, бесприходных 3, при казенных и богоугодных заведениях 128, домовых 46, кладбищенских 39, единоверческих 12 и приписных 76. Часовен и молитвенных домов в епархии было 1241"(4).

В 1902 г. в епархии насчитывалось 684 церкви, в 1905 г.- 743, из них соборных — 17, монастырских — 35, приходских — 289, при казенных заведениях и домовых у частных лиц — 166, бесприходных — 4, кладбищенских — 30, приписных — 133, единоверческих — 12, эстонских — 3, 1 латышская и 53 заграничных. Число часовен и молитвенных домов доходило до 1524 (5). В 1907 г. в епархии числилось 718 церквей, в 1908 г.- 754, в 1909 г.- 764. К 1913 г. их число достигло 809, «в том числе а) соборных — 16, б) приходских — 280, в) монастырских — 56, г) домовых — 192, д) кладбищенских — 38, е) единоверческих — 13 и ж) приписных — 158. Заграничных православных церквей было 86, часовен и молитвенных домов — 1547» (6).

На строительство и содержание церквей ассигновались значительные суммы. Так, по финансовой смете на 1909 г. расходы составили 31 681 911 руб. (7) Святейший Синод финансировал монастыри, архиерейские дома, миссии, миссионеров, причты. В 1909 г. причты 265 церквей Санкт-Петербургской епархии получили 202 016 руб. 84 коп.(8) (Причты 370 московских церквей получили 150 661 руб. 18 коп. (9)) Православные храмы строились под руководством епархиальных властей, приходских общин и профессиональных объединений. При этом не следует недооценивать роли церковноприходской благотворительности, пожертвований в пользу церкви прихожан, которые, согласно закону «О порядке устройства домов для причтов при учреждении новых приходов», обязаны были участвовать в строительстве храмов и строить дома для причта (10). Так, в 1879 г. «церковные постройки и исправления производились частью на церковную сумму [средства, выделяемые епархией.- Н. Д.], частью на доброхотные пожертвования». Из 5 вновь разрешенных к постройке церквей 2 каменные строились за счет прихожан, 1 — за счет приходского попечительства и 2 — за счет частных жертвователей (11).

Часто строительство церквей в Санкт-Петербургской епархии в XVIII—XIX вв. происходило по инициативе и при участии дворян, а во 2-й половине XIX — начале XX в. средства на храмостроительство жаловали купцы и предприниматели. Например, церковь во имя св. мучеников Адриана и Наталии на даче графа Буксгевдена была построена в 1808 г. на средства Ф. Ф. Буксгевдена (12); церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ославье — на средства барона Врангеля; церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Новом Лисине — на средства помещика Е. Вонлярлярского; церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Грызове построена в 1879 г. К. Ф. Рерихом и многие другие.

В случае недостаточности приходских средств по крайней необходимости в церкви могли устраиваться с разрешения церковных властей дополнительные сборы. Так, например, 7 июня 1900 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) направил в Святейший Синод «Представление», в котором сообщал, что «из дел епархиального управления… усмотрено, что церковное строительство в Санкт-Петербургской епархии обусловливается главным образом усердием лишь немногих частных лиц, а иногда обществ к сему святому делу. Между тем в пределах Санкт-Петербургской епархии во многих местностях потребны храмы Божии и вместе с сим есть немалое количество церквей, нуждающихся в исправлении и поддержании, но не имеющих для сего достаточных средств вследствие скудости церковных доходов и бедности прихожан. Находящийся же в распоряжении епархиального начальства пожертвованный на построение и поддержание церквей капитал крайне недостаточен для более или менее удовлетворительного выполнения дела церковного строительства. В особом внимании к сему делу долг имею ходатайствовать пред Святейшим Синодом о разрешении производства за богослужениями 24 и 25 декабря во всех епархиальных монастырях, соборах и церквах ежегодного сбора пожертвований на построение и поддержание церквей С[анкт]-Петербургской епархии» (13). 7 июня 1900 г. Святейший Синод официально разрешил сборы.

Безусловно, строительство церквей напрямую связывалось с открытием приходов и благотворительных обществ, попечительств, которым вменялось в обязанность содержание храма и причта. В 1870-х гг. церковные попечительства, как правило, руководили строительством церквей (14). Количество попечительств в 1875—1907 гг. составляло от 164 до 225. Больше всего их было в 1907 г., наименьшее количество пришлось на 1885 г. Наибольшая сумма пожертвований собранных попечительствами, на украшение церквей, содержание причта, устройство церковноприходских школ и благотворительных заведений, приходится на 1912 г. (101 629 руб. 98 коп.), наименьшая — на 1891 г. (31 422 руб.) (15).

На рубеже XIX—XX вв. возникла потребность упорядочить строительный процесс, внести элемент централизации. Учтен был опыт предыдущих лет и то, что одним из источников вспомоществования — казенным лесом — церкви часто не могли воспользоваться «по затруднительности формы при испрошении сего пособия» (16). Как отмечается в «Отчете Санкт-Петербургской епархии за 1871 г.», «именно Министерство государственных имуществ не отпускает леса без формально утвержденных смет, а сметы на постройки и ремонтировки хотя всегда составляются при подобных случаях, но по неимению в деревнях вполне ученых архитекторов составляются или приблизительно, или не по вновь изданному урочному положению, которые… строительное отделение С[анкт]-П[етербургского] губернского правления не принимает к рассмотрению» (17).

Городское общественное управление участвовало в устройстве православных храмов и поддержании их благолепия. Городская дума в законодательном порядке предупреждала местных жителей «о мерах к ограничению целостности состоящих в заведовании общественного управления сооружений и памятников и об исправном их содержании» (18), полагаясь на привлечение средств городского населения.

В отношении прихожан в правилах «О построении православных церквей» значился пункт «О построении или исправлении церквей от прихожан». В нем, в частности, говорилось: «Когда в построении церкви случится надобность, то прихожане входят о том с прошением к епархиальному архиерею, изъясняя побудительные к тому причины и прилагая планы, фасады и прочие сведения… Планы и фасады составляются губернскими архитекторами по ходатайству прихожан, сообразно состоянию их и способам… Устройство церквей в домах для лиц, приобретших право на особенное уважение и не могущих посещать приходские храмы по преклонным летам и болезненному состоянию, разрешается епархиальными архиереями, а в столицах — Cв[ятейшим] Синодом… Существование домовой церкви допускается только до кончины лица, для которой учреждение оной дозволено, а после кончины его, если не последует разрешения на продолжение существования церкви, всю принадлежность церкви по распоряжению епархиального начальства обращать в собственность церкви приходской… Прошения и другие бумаги по делам о построении храмов и молитвенных домов всех вероисповеданий освобождаются от гербового сбора».

Делопроизводство строительных комитетов опиралось на благожелательную в отношении храмоздательства политику правительства. Высочайше жаловались средства церковноприходским благотворительным обществам. Показательно в этом плане письмо министра финансов С. Ю. Витте от 10 марта 1903 г. К. П. Победоносцеву: «Милостивый государь Константин Петрович. Государь император по всеподданнейшему докладу моему ходатайства совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви о выдаче ему пособий на постройки в С[анкт]-Петербурге двух каменных храмов… Высочайше соизволил на отпуск совету… Общества… 50 000 руб.» (19).

Государство субсидировало храмостроительство, определяло сроки и характер строительных работ. Наблюдал за постройкой епархиальный архитектор. Эта должность была учреждена в 1853 г. Первым архитектором Санкт-Петербургской епархии стал К. И. Бранд. Его преемниками были А. М. Горностаев, архимандрит Игнатий (Малышев), Г. И. Карпов, И. И. Буланов, Н. Н. Никонов, В. А. Косяков, А. П. Аплаксин и др. Многие архитекторы являлись членами братств, попечительств. Например, архитектор А. А. Полещук был членом Санкт-Петербургского православного эстонского братства.

Храмостроительными делами в Хозяйственном управлении Синода ведало учрежденное 18 октября 1897 г. IV строительное отделение во главе с технико-строительным комитетом (20). Ввиду постоянного увеличения числа дел, касающихся строительства, ремонта церквей в Западном и Привислинском краях, в Москве и Санкт-Петербурге, в целом по империи, необходимость увеличения штатов Хозяйственного управления была реально осознана. Кроме того, в 1888 г. к полномочиям Хозяйственного управления прибавились функции упраздненного в 1885 г. Присутствия по делам православного духовенства. Единственный архитектор, полагающийся по штату (постановления от 21 ноября 1867 г. и от 20 июня 1872 г.) (21), не справлялся с потоком проблем в Хозяйственном управлении Святейшего Синода.

В связи с этим «оказалось необходимым увеличить число техников Хозяйственного управления», и с этой целью обер-прокурор Святейшего Синода назначил членами Общего присутствия 2 академиков архитектуры, 2 гражданских инженеров и 1 гражданского инженера «с откомандированием» (22). Из них и образовалось ядро технико-строительного комитета под председательством вице-директора Управления. Решено было создать «законную организацию по примеру техническо-строительных комитетов Министерства внутренних дел, Ведомства императрицы Марии и др.» (23).

IV Строительное отделение в Хозяйственном управлении при Святейшем Синоде, как и 3 существующих, имело 3 стола: «с сосредоточием производства дел: в одном столе о всех вообще постройках по архиерейским домам, консисториям и церквам по всей империи… в другом — постройки и ремонт зданий духовно-учебных заведений [а также строительные работы в Москве и Петербурге.- Н. Д.]… и в третьем — производство дел собственно о причтовых постройках, выполняемых на счет сумм временного поземельного сбора» (24). В сентябре 1898 г. на штатные должности IV Строительного отделения Хозяйственного управления были назначены: начальником — коллежский советник Головин, старшим столоначальником — коллежский асессор Кезевич, младшими столоначальниками — коллежский асессор Шенец и тайный советник Стручков; помощниками столоначальника — коллежские секретари Ковалевский, Сменцовский, Кочуров (25).

Техническо-строительный комитет IV Строительного отделения призван был осуществлять проверки сметных исчислений на строительные работы, рассмотрение проектных предложений, надзор за производством строительных работ. 26 мая 1900 г. Святейший Синод приказал: «Составленное С[анкт]-П[етербургским] епархиальным начальством расписание приходов епархиального ведомства в г. Санкт-Петербурге утвердить; о чем и уведомить Преосвященного митрополита С[анкт]-П[етербургского] указом», что и приняли к исполнению 14 июня 1900 г.

Хозяйственный процесс контролировало государство. Так, документ N 496, одобренный Государственным Советом и Государственной Думой, в законодательном плане устанавливал порядок заведования храмом Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (26). За содержание внутреннего и внешнего благоустройства храма и домов при нем несли ответственность архитектор, смотритель, сторожа и истопники.

По ведению церковного хозяйства настоятелю в соответствии с «Правилами» вменялось содержать в чистоте и благоустройстве церковное помещение, наблюдать за состоянием подробной описи всего церковного имущества, составленной по форме, разосланной Святейшим Синодом при указе 1853 г., за исправностью делопроизводства по счетам формулярных ведомостей и приходо-расходным книгам (27). Настоятель должен был вместе со старостой просьбами и убеждениями располагать прихожан к пожертвованиям в пользу церкви, а если при церкви нет городских попечительств, то к открытию их, заботясь о развитии доброй нравственности в приходе.

Территория вокруг храма подлежала благоустройству и охране. На этот счет указания были следующие: «Ограды ветхи возобновлять… В городах освещение мостовых против церковных мест фонарями должно делаться на счет церкви… Заведений с раздробительною продажей крепких напитков не дозволяется открывать ближе 40 сажень от храмов, монастырей и часовен (в коих совершается богослужение или какие-либо общественные молитвословия), молитвенных домов и кладбищ. Пивные же лавки воспрещается открывать ближе 20 сажень от храмов, монастырей и часовен… Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различные снеди поставлять, или иные купли производить, сохраняя благоговение к церкви… Воспрещается постройка бань, кузниц, гумен и овинов менее, чем на 25 сажень от церкви… Еврейские синагоги и молитвенные школы, вновь учреждаемые, не должны быть в близком расстоянии от христианских церквей, а устраиваемые на одной улице или площади с православными церквами должны быть располагаемы в расстоянии от сих последних по крайней мере на 100 саженей, на другой же от церкви улице — не ближе пятидесяти саженей… Близ православных церквей не строить церквей иноверных» (28).

25 октября 1889 г. обер-прокурор Победоносцев внес на заседание Святейшего Синода предложение, касающееся порядка ревизии отчетов в израсходовании сумм, отпускаемых из состоящих в распоряжении Святейшего Синода специальных средств на постройку и исправление церквей, причтовых зданий и школ (29). Члены Синода согласились с мнением обер-прокурора и приказали Духовному ведомству строго проверять правильность расходуемых сумм, ассигнуемых из казны, общими контрольными учреждениями. Однако вводимые единые правила контроля и подотчетности не распространялись на те случаи, когда строительство и ремонт церквей и церковных зданий производились на суммы, ассигнуемые из других состоящих в распоряжении Святейшего Синода капиталов (30). В итоге Святейший Синод постановил: «Предписать циркулярно печатными указами всем епархиальным Преосвященным, чтобы… во всех случаях отпуска из состоящих в распоряжении Св[ятейшего] Синода средств на постройку и исправление церквей, причтовых зданий и школ отчеты в израсходовании этих сумм, предварительно представления их в контроль при Св[ятейшем] Синоде, поверяемы были по документам в местных ревизионных комитетах, как это установлено Высочайше утвержденными 6 декабря 1865 г. ревизионными правилами о порядке отчетности по постройкам и исправлениям зданий духовно-учебных заведений» (31). Синод еще раз подтвердил их в законодательном порядке 22 декабря 1889 г.

В соответствии с § 11 финансовой сметы Святейшего Синода на 1910 г. на сооружение и ремонт зданий подлежала ассигнованию сумма в 200 000 руб. на постройки и починки по Духовному ведомству (32). Эти средства должны были пойти на ремонт зданий Святейшего Синода в Санкт-Петербурге и Москве, а также на ремонт, перестройки и строительство зданий духовных консисторий, архиерейских домов и кафедральных соборов (33).

Необходимо отметить, что на сооружение и содержание беднейших церквей в Российской империи тратились находящиеся в распоряжении Святейшего Синода суммы с процентов на капиталы по удостоверению «именной записи Государственной комиссии погашения долгов, на государственную 4-процентную ренту, 6-процентные именные обязательства Крестьянского поземельного банка, 4,5-процентные облигации Санкт-Петербургского городского кредитного общества… постоянного пособия из Государственного Казначейства, в возмещение потерь от обложения 5-процентным налогом в пользу казны доходов от денежных капиталов Св[ятейшего] Синода» (34).

24 февраля 1911 г. вступил в силу закон «Об отпуске из Государственного казначейства дополнительных средств на сооружение православных храмов», по которому начиная с 1911 г. в дополнение к суммам, ассигнуемым на сооружение православных храмов в империи, отпускалось по 50 тыс. руб. в год (35). Безусловно, строительный процесс жестко регламентировался и контролировался.

Существовали предписания относительно храмового убранства, в первую очередь икон: «На иконах сохранять древнюю живопись… Церковная живопись в случае порчи ее должна быть своевременно поновляема… в древних же церквах ни под каким видом и предлогом не дозволяется возобновлять и изменять живопись без разрешения Св[ятейшего] Синода… Главы на св[ятых] иконах изображать непременно в сиянии, т. е. в венцах… Запрещается изображать на иконах одни символические (образовательные) знаки, как например, агнца вместо Христа Спасителя, символических животных вместо Евангелистов… Запрещено изображать на иконах св. Модеста, Патриарха Иерусалимского, вместе с скотскими стадами… и св. [князя] Александра Невского в монашеских (а не в великокняжеских) одеждах; изображение св. мученика Христофора с песьей головой указом Св[ятейшего] Синода от 1722 г. за N 4079 приказано отбирать из церквей… Печатание в типографиях, хромолитографиях и др. заведениях изображения Божией Матери с наименованием «Спорительница хлебов» не должно быть допускаемо на будущее время… Запрещаются в церквах православных украшения излишние и не свойственные святости места, нарушающие должное к дому Господню уважение и пристойнейшее для него благолепие (например зеркала)… Нигде по церквам не иметь никаких изображений, кроме св[ятых] образов; и самых портретов Его Императорского Величества не поставлять в оных; равномерно не употреблять в церквах православных иконы резные и отливные, кроме распятий искусной резьбы и некоторых других лепных изображений, на высоких местах поставляемых… Вообще наблюдать, чтобы ни в церквах, ни в продаже и нигде не было икон не искусно писанных, и тем более писанных в странном и соблазнительном виде. Где таковые иконы устроены будут, духовные лица, при содействии местной полиции, немедленно оные отбирают… Для предупреждения неприличных изображений раскольники допускаются ко вступлению в иконоспиные цехи не иначе, как с разрешения Министра внутренних дел… Лицам нехристианских вероучений совсем запрещается писание икон, изготовление крестов и др. подобных сему предметов… а равно производить торговлю этими священными предметами» и др. (36) Средства на построение церквей и поддержание их благолепия регламентировались. Епархиальное начальство могло выдавать одному из прихожан, уполномоченному на это приходской общиной, книгу для сбора средств; ему разрешалось «входить в сношение с местным Управлением государственных имуществ о безденежном отпуске леса из казенных дач, с объяснением действительной надобности в таковом отпуске и с приложением сметного исчисления, а в случае, когда бы ходатайство епархиального начальства почему-либо не было уважено начальством государственных имуществ, входить в Св[ятейший] Синод с представлением о содействии по сему предмету… С разрешения архиерея допускается устройство столбов с кружками для сбора пожертвований в том случае, когда в бедном приходе предстоит постройка новой церкви и такой способ сбора представляется необходимым; впрочем, не иначе допускается этот способ, как с отнесением на обязанность священноцерковнослужителей и старосты церковного иметь, против могущей быть покражи, всю нужную осторожность» (37).

Епархиальное начальство могло предоставлять прихожанам средства для строительства церкви или договаривалось с местным Управлением государственных имуществ о бесплатном отпуске из казны строительных материалов. Разрешалась выдача одному избранному из прихожан уполномоченному книги «для сбора подписей от христолюбивых жертвователей» на 1 год. По истечении срока он должен был предоставить счета и свидетельства записанных в ней денег в Консисторию. Приходские строительные комитеты, братства, попечительства, религиозно-просветительные общества несли груз ответственности за устроение храмов и заботу об их благолепии. Именно приходские организации ходатайствовали перед властями о возможном устроении церквей, проведении реставрационных работ и т. п. и, как правило, получали сочувствие и поддержку.

Таким образом, строительство храмов в Санкт-Петербургской епархии во 2-й половине XIX — начале XX в. окормлялось церковными властями, созидалось лицами разных сословий.



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Церковное благоустройство. М., 1901. С. 15.

2. РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 893.

3. Там же, д. 1145, л. 10.

4. Там же, д. 1737.

5. Там же, д. 2105, л. 235.

6. Там же, д. 2598, л. 57.

7. Смета доходов и расходов Святейшего Синода на 1909 г. СПб., 1908. Вступ. статья.

8. Там же. С. 45.

9. Там же.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 38. Отд. 2. СПб., 1866.

11. РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 845, л. 6.

12. Черновский, Арсений, свящ. Ко дню (26 августа) столетия основания Ст.-Пановской церкви во имя свв. Мученика Адриана и Наталии и к 35-ти летнему юбилею настоятеля этой церкви священника отца Арсения Черновского (1809−1909). СПб., 1909. С. 8.

13. РГИА, ф. 796, оп. 181, д. 1109, л. 1.

14. Там же, д. 437, л. 26.

15. Приводимые цифры, касающиеся строительства церквей, пожертвований со стороны приходских попечительств, сведений о духовенстве Санкт-Петербургской епархии сделаны на основе данных из «Отчетов по Санкт-Петербургской епархии» в РГИА., Дела по годам распределяются следующим образом: д. 188 — 1864 г.; д. 218 — 1865 г.; д. 287 — 1868 г.; д. 387 — 1870 г.; д. 437 — 1871 г.; д. 593 — 1874 г.; д. 646 — 1875 г.; д. 748 — 1877 г.; д. 800 — 1878 г.; д. 845 — 1879 г.; д. 893 — 1880 г.; д. 974 — 1882 г.; д. 1093 — 1885 г.; д. 1145 — 1886 г.; д. 1196 — 1887 г.; д. 2840 — 1888 г.; д. 2834 — 1889 г.; д. 1348 — 1890 г.; д. 1377 — 1891 г.; д. 1407 — 1892 г.; д. 1464 — 1893 г.; д. 1520 — 1894 г.; д. 1577 — 1895 г.; д. 1631 — 1896 г.; д. 1685 — 1897 г.; д. 1737 — 1898 г.; д. 1796 — 1899 г.; д. 1855 — 1900 г.; д. 1913 — 1901 г.; д. 1966 — 1902 г.; д. 1986 — 1903 г.; д. 2046 — 1904 г.; д. 2105 — 1905 г.; д.2165 — 1906 г.; д. 2229 — 1907 г.; д. 2290 — 1908 г.; д. 2348 — 1909 г.; д. 2407 — 1910 г.; д. 2473 — 1911 г.; д. 2598 — 1913 г.

16. РГИА, ф. 796, оп. 181, д. 437, л. 26.

17. Там же.

18. См.: Городовое Положение. Изд. 1915 года, 1916.

19. РГИА, ф. 796, оп. 25, д. 1252, л. 2.

20. Там же, ф. 799, оп. 31, N 494, л. 8.

21. Об архитекторах Техническо-строительного комитета Косякове и Андросове см.: Там же, оп. 28, д. 860.

22. Там же, д. 232, л. 5.

23. Там же.

24. Там же, л. 8.

25. Там же, д. 253, 254.

26. См.: Сборник узаконений и распоряжений, на которых основаны назначения по финансовой смете Святейшего Синода. Ч. 1, 2, 4. СПб., 1909−1911. Ч. 2. С. 368−369.

27. Церковное благоустройство. М., 1882. С. 216, 224−225.

28. Инструкция благочинному приходских церквей, изъясненная указами Святейшего Синода, распоряжениями епархиального начальства, сводом законов и церковной практикой. Изд. 2. СПб., 1899. С. 16−17.

29. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867−1895 гг. (собрал и издал А. Завьялов, секретарь Св. Синода). СПб., 1896. С. 229.

30. Там же.

31. Там же. С. 229−230.

32. Смета доходов и расходов Святейшего Синода на 1910 год. СПб., 1909. С. XV.

33. Там же. С. XXXVI.

34. Там же. С. 43.

35. См.: Сборник узаконений и распоряжений… Ч. 4. Дополнительные титулы. СПб., 1911. С. 550.

36. Инструкция благочинному приходских церквей, изъясненная указами Святейшего Синода, распоряжениями епархиального начальства, сводом законов и церковной практикой // Церковные Ведомости. 1891. N 26. С. 864.

37. Там же.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=47 673&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика