Русская линия
Радонеж Сергей Худиев29.10.2007 

Был ли Апостол Павел модернистом?

Недавно мы были свидетелями — а некоторые из нас и участниками — полемики, посвященной методам православной миссии в современном мире. Некоторые резко критикуют священников, готовых использовать определенные элементы современной молодежной культуры в миссионерских целях. Соображения, которые при этом высказываются, отчасти понятны; нет никаких оснований сомневаться, что критиками движет искренняя ревность о Православии. В самом деле, попытки «модернизировать» Церковь, приспособить ее к «запросам современности», могут далеко завести; а вот помогут ли они привести в Церковь людей — далеко не факт. Западные христиане уже далеко продвинулись в этом направлении, и непохоже, чтобы, например, широкие шаги навстречу миру, предпринятые в Католической Церкви после II Ватиканского Собора, привели к заметному росту числа прихожан; общая тенденция выглядит скорее, обратной. Так что с убеждением многих наших собратьев, что Церковь должна оставаться самой собой, а не клубом или дискотекой, можно только согласиться.

Однако надо заметить, что критика, которая звучит в адрес некоторых православных миссионеров, во многом основана на недоразумении. Никто, на самом деле, не собирается вводить рок-музыку в Церковь; никто не собирается учинять вместо Литургии дискотеку — это было бы, и в самом деле, неприемлемо. Миссионерство происходит не внутри церковной ограды; оно обращено наружу. Православные христиане призваны идти и научить все народы. Было бы в высшей степени неуместно превращать Литургию в рок-концерт, но вполне уместна миссионерская проповедь на рок-концерте. Апостолы проповедовали в иудейских синагогах, на городских площадях и в тюрьмах; сам Господь не гнушался возвещать спасение, входя в дома людей, далеких от благочестия.

Да, современная мирская культура далека от Православия. Многое в ней может возмутить и оскорбить православного человека. Но именно такова миссия, с которой Господь посылает своих учеников — нести свет Евангелия народу, сидящему во тьме. Один из участников дискуссии пишет: «При этом сам проповедник знает, что музыка сатанинская, но сознательно вводит человека в заблуждение ради цели, которая „оправдывает средства“.» Да, в той же рок-музыке мы можем найти и темные, и откровенно сатанинские элементы; а можем и совсем другие. Что мы должны искать — чего бы нам заклеймить и осудить или за что бы нам ухватиться, чтобы вывести человека «из тьмы к свету и от власти сатаны к Богу»?

Вспомним пример св. Апостола Павла:

В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. (Деян.17:16)

Афины того времени являли собой картину едва ли более утешительную, чем нынешний рок-концерт или рейв-дискотека. Что же делает св. Апостол? С негодованием удаляется в пустыню, предоставив грешников их собственной участи? Или хотя бы мечет громы и молнии, грозя идолопоклонникам геенной? Нет; он говорит совсем другие слова:

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. (Деян.17:22,23)

Апостол находит у этих идолопоклонников нечто доброе, нечто, к чему он может обратиться. И те православные священники, которые ищут не оттолкнуть носителей молодежной культуры, но найти в этой культуре нечто, что поможет людям услышать Евангелие — следуют его примеру.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2463


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика