Фонд стратегической культуры | Николай Головкин | 29.10.2007 |
Из рассказа бывшего опера
«…Я не охотник и не рыболов. Никогда меня не тянуло лишать жизни живое существо из-за забавы. Может, это ещё и из-за того, что начинал я свою службу в уголовном розыске и насмотрелся на покойников во всех видах.Вот вспомнилось: одна верующая старушка приютила двух сироток 10 и 11 лет. Она встретила их возле церкви, где они, оборванные и голодные, просили милостыньку.
Пожили у неё сиротки три дня, отдохнули, отъелись… А потом ночью убили спящую старушку поленом.
Они жили в её доме ещё неделю. Носили на барахолку нехитрое имущество старушки. Покупали себе сладости и вино. Соседи заподозрили неладное, когда сиротки понесли на продажу перину.
Старушка же так и лежала всё это время на своей кровати — её просто завалили тряпьем и старыми мешками.
Меня, молодого опера, потом три дня мутило… А детям за убийство ничего не было: они же до возраста уголовной ответственности далеко не дотянули. Отправили их в спецучилище. И всё!
Кто знает, может, они сейчас мимо меня в мерседесах ездят?! Такая вот правда жизни…».
Всё познается в сравнении
История, которую мне поведал из своей практики конца 1970-х бывший опер, в те годы казалась, конечно же, страшной. Но никто, наверное, не мог предположить тогда, что через 20−30 лет жизнь в России окажется более страшной, чем самый крутой американский боевик.Сейчас в старейшей из российских тюрем — Бутырке (следственный изолятор N 2 города Москвы) содержатся менее 3000 человек. Это, по словам правозащитников, «счастливое» время: ведь ещё относительно недавно бывало в три раза больше, а в камерах теснилось до 40 человек.
Настораживает другое: в основном, в Бутырке и других СИЗО и тюрьмах России можно видеть людей молодых. Многие попали сюда за наркотики. Им бы быть опорой своих семей! Но они, увы, здесь. Наверное, справедливым было бы, если бы вместе с этими оступившимися людьми рядом сидели и те, кто исковеркал их судьбы, но они отчего-то для правосудия недосягаемы.
Взгляд в тюремную историю
… В 1667 году Петр I образует первый регулярный солдатский полк, который встает на квартиры в подмосковной деревне Бутыркино по Дмитровской дороге — бывшей вотчине боярина Никиты Романова. Этот полк получает название Бутырский, а местность стала называться Бутырской солдатской слободой.
В 1780—1790-е годы великий русский архитектор Матвей Казаков строит на месте казарм Бутырского гусарского полка (они появились здесь во времена Екатерины II) Бутырский тюремный замок, который сразу же стал центральной тюрьмой для всех преступников и бунтовщиков России.
Со временем здесь был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.
Испокон веков скученность и переполненность камер в Бутырке были невероятными: заключенные спали на полу и в проходах, сырость и вонь были страшными, канализация не работала. Насекомые кишмя кишели, покрывая арестантов и их вещи серой шевелящейся пеленой.
Среди знаменитых узников Бутырки — Махно, Дзержинский, Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…
Каждая камера, каждый коридор здесь, номера которых сохраняются столетиями, примечательны какими-нибудь событиями. Так, 6-й коридор — коридор смертников. Ныне, когда в России действует временный мораторий на применение смертной казни, в этих камерах содержатся пожизненные заключенные. После вынесения им такого приговора из зала суда они поступают в одну из камер 6-го коридора.
Содержатся здесь и те, кто уже отбывал наказание в одной из особых колоний России, но направлен в Москву для пересмотра дела.
Бутырские Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!
В XX веке казематы Бутырской тюрьмы освящены пребыванием в них святых Новомучеников и Исповедников Российских. Как в древнем Риме, они терпели гонения и истреблялись за то, что не отреклись от Христа и Его Церкви.В Бутырке томились патриарший местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), протоиерей Владимир Амбарцумов, протоиерей Иоанн Восторгов и многие другие. Укрепляемые Господом, они посрамляли своих мучителей стойкостью и крепостью духа.
Сегодня продолжается сбор материалов об узниках Бутырки, за веру пострадавших. Более 200 человек уже причислены к лику святых.
Покровский храм: здесь исцеляются души
Благодаря жертвователям специально для храма в честь Покрова Божией Матери, который воздвиг в 1782 году в центре Бутырского тюремного замка Матвей Казаков, написаны иконы некоторых Бутырских Новомучеников и Исповедников.Есть здесь и списки чтимых икон — Спасителя, автором которой был священномученик Серафим (Чичагов), «Неупиваемая Чаша» (празднуется 27 октября). Последняя святыня (икона написана в ноябре 2005 года в Высоцком мужском монастыре в Серпухове специально для Покровского храма, автор — Владимир Артемьев, главный иконописец обители) помогает, как известно, избавиться от греха пьянства.
Покровский храм, закрытый и изуродованный в советские годы, — также старейшая среди тюремных церквей столицы. Над его входом надпись: «Вечная память за веру Христову в узах пострадавшим».
Начало постсоветской истории Покровского храма положил 15 лет назад, в 1992 году, приснопамятный протоиерей Глеб Каледа († 1994). Отсюда в новой России начиналось движение милосердия ко всем, кто находится в местах лишения свободы. По различным обстоятельствам после блаженной кончины отца Глеба богослужения в Покровском храме не были постоянными. Ныне, по милости Божией, здесь вновь возносится молитва, совершается бескровная жертва.
Нынешний настоятель Покровского храма иерей Константин Кобелев служит в храме святителя Николая в Бирюлево. Сверх послушания в Бутырке у него ещё одно — он исполняет обязанности настоятеля храма преподобного Серафима Саровского при психоневрологическом интернате в московском районе «Коломенское».
Он и другие священники, несущие ныне тюремное служение в различных СИЗО и тюрьмах России, прикладывают все силы, чтобы помочь заключенным выйти на свободу другими людьми, найти своё достойное место в жизни.
По мнению отца Константина, те заключенные, которые имели возможность непосредственно участвовать в возрождении храма, уже изменились в лучшую сторону. К Покрову 2006 года в Покровском храме было практически в первоначальном виде восстановлено алтарное помещение (за исключением капитальной стены, в которой пришлось сделать своды-арки по образцам самого Казакова, сохранившимся в кабинете начальника тюрьмы).
Храм возрождается благодаря московским приходам. Например, храмы святителя Николая в Бирюлево и Живоначальной Троицы на Грязех снабдили Покровский храм всем необходимым для богослужения. А храм Живоначальной Троицы в Никитниках пожертвовал бревенчатую звонницу — далеко по окрестностям разливается благовест её колоколов.
Всё это время, пока проводятся строительные работы, богослужение в Покровском храме не прекращалось. Активно участвовали в восстановлении храма заключённые хозяйственного отряда. Поскольку у них есть возможность оказывать такую помощь, они часто просят разрешения в свободное от основной работы время потрудиться два-три часа в храме.
Большое значение имеет не только возрождение Покровского храма, но и приходской жизни в нём. Часто замещает здесь на богослужениях более опытных певчих храма святителя Николая в Бирюлево хор студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А студенты богословского факультета ПСТГУ регулярно проводят беседы с заключёнными. Есть надежда, что после окончания учёбы эти юноши и девушки вольются в тюремное миссионерское движение.
Без Бога и на воле — тюрьма…
Проходная Бутырки, как и сам тюремный замок, скрыта от оживленной Новослободской улицы многоэтажным кирпичным домом. Ранним утром в праздник Покрова Пресвятой Богородицы здесь ежегодно выстраивается очередь — священники, алтарники, певчие, представители благотворительных организаций, журналисты… И вот, когда минуешь семь дверей, в центре тюремного замка из красного кирпича — белое здание храма.14 октября 2007 года престольный праздник в Покровском храме традиционно возглавил председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы города Москвы — викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр. Владыке Александру сослужили священнослужители, несущие своё служение в СИЗО столицы.
На литургии было зачитано Патриаршее послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви первопрестольного града Москвы в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Патриарх напомнил о необходимости быть добрее и отзывчивее к тем, кто совершил преступление и уже на земле несет за это наказание.
Епископ Александр отметил в своём слове, что часто многие люди, облеченные властью и богатством, не замечают плачущих и страждущих, их слёз и страданий, не задумываются о том, что и их жизнь не вечна. Церковь должна духовно просвещать и таких людей, чтобы они помогали своим согражданам, находящимся в заключении. «Никто, — подчеркнул владыка Александр, — не имеет права вычеркивать заключённых из жизни, глумиться над ними: ведь тюрьма и создана для того, чтобы люди исправлялись, становились лучше. Мы стараемся выбирать таких священников, которые ходят в тюрьму по велению сердца, а не потому, что несут это послушание. Им здесь надо быть очень искренними: заключённые — хорошие психологи… Тюремное служение Церкви — это во всех отношениях нелегкое делание. И Церковь готова активно соработничать с государством в этом благом деле, помогать здесь своим духовным братьям. Цель Дня милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся — привлечение духовенства и мирян к более активному участию в церковном окормлении пенитенциарных учреждений».
По окончании литургии под молебное пение и колокольный звон вокруг храма, который находится в «колодце» тюремного двора, торжественно двинулся крестный ход. Лица осужденных, несущих запрестольный крест, храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы и хоругви, были торжественны и строги. Владыка Александр со всех сторон кропил стены храма и тюрьмы святой водой.
После службы в храме священнослужители и представители благотворительных организаций посетили тюремные камеры и вручили несколько тысяч подарков. А еще доброе слово: «С праздником вас Покрова Божией Матери. Примите подарки от Русской Православной Церкви».
На богослужения в храм приводят всего несколько десятков человек: существует необходимость изоляции подследственных (некоторым из них не могут позволить встретиться до суда даже в храме). А колокольный звон слышат все заключённые Бутырки. Посещая в самых отдаленных уголках тюрьмы заключенных, священники спрашивали, слышат ли они колокола. И всюду звучало радостное: «Да, да! Слышим, слышим!»
Необходимо соработничество с Церковью во всех СИЗО и тюрьмах России
Хотя Церковь окормляет и другие СИЗО и тюрьмы России, «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся» проводится пока только в столице. На тесное соработничество с Цекрковью администрация СИЗО и тюрем идет далеко не везде. К хорошим результатам это не приводит.
16 октября 2007 года в колонии для несовершеннолетних в Кировграде Свердловской области произошли беспорядки. Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин полагают, что администрация не смогла достаточно эффективно противостоять влиянию неформальных группировок внутри колонии, а также за ее пределами.
В колонии содержались примерно 500 воспитанников и в том числе — около двухсот человек, осужденных за грабежи, разбой, изнасилования. В колонии им не дали оснований изменить свои жизненные установки.
Владимир Лукин обратил внимание на то, что симптомы бунта были и раньше: инциденты с нападением на работников колонии или демонстративным неповиновением случались в текущем году в апреле и дважды в августе. Была информация и о готовящемся октябрьском бунте, который стоил жизни одному работнику колонии и двум воспитанникам. «Существует большая гамма того, что называется сейчас „мягкой силой“ — от различного рода водометов до резиновых пуль. Почему их нет в колониях для несовершеннолетних? Конечно, эти средства должны быть главными», — убежден В. Лукин.
Добавим к рассуждениям Уполномоченного по правам человека в РФ, что 25 октября — всего через несколько дней после бунта в кировградской колонии — произошел еще один бунт заключенных, на этот раз в колонии общего режима в поселке Металлострой под Петербургом.
Перенимать ли опыт перевоспитания заключенных в «стране тюльпанов»?
Однажды в Бутырке проходило совещание, организованное УФСИН по г. Москве, на котором обменивались мнениями российские и голландские специалисты. Зарубежные гости предложили помощь и сотрудничество россиянам по перевоспитанию заключенных. В Голландии выделяется по одному сотруднику на двух заключенных, которые проводят с ними воспитательную работу (например, играют с заключенными в пинг-понг).Может, в Голландии пинг-понг и помогает… Но Россия не очень похожа на «страну тюльпанов». И традиции, и уровень жизни народа, и склад ума — всё иное. В России люди, вышедшие сегодня на свободу, практически лишены всякой поддержки общества: нередко они не могут найти работу, не имеют жилья и т. д. и т. п. Для многих из них это становится прямым путем к повторному сроку.
А вот социальное служение Церкви в Бутырке и других СИЗО и тюрьмах России приносит свои добрые плоды. «С Богом мы и в темнице свободны, без Него и на воле — тюрьма». Церковь много делает для того, чтобы люди, которые попали за решетку не по своей воле, становились лучше, скорее выходили на свободу. Может быть, и они когда-нибудь ощутят, что находятся под Покровом Пресвятой Богородицы.
Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; Радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих.
Николай Алексеевич ГОЛОВКИН — член Союза писателей России