Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииПротоиерей Василий Ермаков27.10.2007 

Неделя 22 по Пятидесятнице

28 октября в нашей Церкви читается Евангелие от Луки гл. YIII (5−15)

Мы предлагаем нашим читателям проповедь, сказанную в 2003 году протоиереем Василием Ермаковым в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если бы в наше злое, жестокое, безумное время русский человек вошел в храм Божий, огляделся, осмотрелся, остановился, прислушался, что же здесь совершается в этом храме, когда на него смотрит столько глаз, наших икон, столько разносится прекрасных духовных песнопений. Смотришь и видишь, как молятся пришедшие, такие же русские люди, как и он, далеко стоящие от Бога, бьющие себя в грудь: «Я не верю, я не признаю Бога, это мне не надо». Это самообольщение, самоубийство. Человек, который в своем гордом опьянении думает, что он является лицом времени, забывая о том, что в храме Божьем совершается всё великое, божественное действо Благодати Божией, то есть здесь воистину Небо на земле. Он прекрасно нас, Отец Небесный, знает: кому, что — человеку, венцу Творения — надо в жизни, Он и ниспосылает. И чтобы доходчивее, чтобы яснее было понятно каждому человеку, что есть Благовестие Неба на земле, нам со всей ясностью говорит Евангелие, а Евангелие — цель нашей жизни.

Без Евангелия человек не проживет, без Слова Божия человек не осознает — зачем живет, что ему надо в этой жизни и куда он идет по своей кончине. Нам, говорит сегодня об этом устами Апостола Евангелиста Луки притча о сеятеле, который доброе семя сеял, и по разному эти его труды упали — на каменистую, на засушливую, на топкую землю, а когда пало его семя на добрую почву — оно произросло свой злак, дало колосище. Как и в нашей жизни — перед тем, чтобы у нас летом что-то выросло, были плоды наших трудов — мы удобряем, заботимся, поливаем и смотрим, как это все растет, так и в нашей земной духовной жизни, так же Господь зовет нас, чтобы каждый пришел в Храм Божий и получил то, что ему надо в его жизни. Потому что семя есть Слово Божие. И Слово Неба, оно раздается в наших храмах через чтение Евангелия, через Священное Писание, песнопения, молитвы, которые, вы сами знаете, проникновенно касаются внутренних струн нашей души. И по-разному Бог нас к себе зовет, постом — печальные песнопения, пасхальные — радость Неба на земле, по-другому, то есть, чтобы каждый вошедший здесь прочувствовал, что есть вера и что дает вера каждому человеку, пришедшему в этот храм молитвы.

Не надо заниматься самоуспокоением, что мы не знаем Бога, что мы Бога не видели, что мы Бога не слышали, что нас не учили и мы далеки от Бога. Встает яркий вопрос: «А вы, говорящие в самооправдание своего невежества, а вы — хотели внутренним своим миром прочувствовать, увидеть Бога здесь на Земле?» А чтобы Бога видеть — надо его прочувствовать по закону нашей христианской веры, по закону Христа. Не так, чтобы, не вникая в прошлое, пришел, головкой повертел, ничего не увидел и ушел. А потом кричит: «Мне Бог ничего не дал». А ты ему молился? Ты вошел в радость молитвы? Храмовой, народной, православной. Ты вошел? Мне непонятно, то есть понятно, когда человек русский, предавший православие, идет к сектантам, где под «Коробочку», под «Светит месяц» они молятся, сидя на скамьях, и кричат: «Вот здесь я чувствую Бога». Но как ты чувствуешь, под «Коробочку"-то? Под «Светит месяц»? И довольны: «Как мы здесь чувствуем Бога!», долдонят нам: «Вот здесь мы молимся, здесь нам ясна Библия!» Евангелие они мало трогают, потому что этот предмет для них непостижим, а тем более послания Апостола Павла, их трудно усваивать. «Вот, мы видим Бога». А как же вы видите Бога-то? Как вам с Ним хорошо, да? А почему вы не прошли ту трудную школу жизни в вере православной, почему вы не пришли в храм Божий, почему вы не молились с такими же, как вы, русскими людьми, которые торопливо идут в Дом Божий помолиться, услышать Слово Божие.

И с каждым разом посещения храма человеку открывается все более и более — тайны Неба, все более он познает Бога, он более сознательно чувствует Бога на земле — с каждым разом посещения храма Молитвы, вслушиваясь, в то, что поется, к чему призывает Матерь Церковь каждого своего сына и дочь православной веры. Каждого! А дальше зависит от личного — кто, зачем в храм идет. Вы сами знаете.

Вот, слава Богу, вы намоленные, я за вами внимательно смотрю, мне из алтаря все видно, вы пришли, в ваше сердце пало доброе семя веры, молитвы, любви к Православию, сознания цели на земле. Видно и другие как идут, по лицу чувствуешь человека, чем наполнен его духовный мир — вот прется, толкая, идет, не желая понять, что здесь происходит, какая тайна призыва Благодати Божией совершается в каждом храме. Он не желаем сам, а кричит: «Я не понимаю христианского богослужения». А ты врасти, походи, возделай свой ум, возделай свое сердце для принятия Благодати Божией, удобри покаянием, молитвой своё распущенное, разболтанное, грязное сердце, удобри, как мы с вами-то. А это трудное действие, это трудная борьба — быть чистым, быть хорошим, быть примером для окружающих, это очень трудный подвиг, потому что он ведет к вечности и к блаженной жизни. А так — прийти, войти и убежать… всё. Ведь никто не учит быть грязными, разболтанными, быть преступниками жизни — никто не учит. Мы сами бросаемся в толпу подобных, таких же людей, друзей, товарищей, которые нас быстро научат воровству, преступности, грабежу, пьянству и прочему. Зачем бросаться в этот мир зла, зная, понимая наглядным образом, что за все надо платить, платить здоровьем, платить страданиями, платить предательством семейный уз наших, за все надо платить. Так почему же эта грязь улицы, преступление тюрем? Почему никак человек не желает отстать от своей порчи, от своей жизни здесь на земле, почему? Потому что врос, преступления не сразу совершаются, а постепенно, не сразу, а потихонечку. Сегодня деньги не отдал, завтра не пришел, послезавтра обманул и еще что-то, это вошло в привычку, уже семя зла выросло в этой душе.

Сегодня в недвижимости сколько обманывают, трижды по трижды продается квартира, сидит человек, самодовольно руки потирает — обманул, навар какой-то сделал, а кто платить будет? Почему человек привык, что брал деньги в долг и не отдает? Всё: «нет, так совершается, что нет». — Так не бери, не можешь — не надо. А то свое благополучие построим, а ты страдай, как хочешь, а у меня есть свои взгляды на эту маленькую сэкономленную копеечку. Опять семя зла упало на эту голову, это сердце — все дозволено, все обойдется. А почему по-христиански не проявить любовь, почему по-христиански не оглянуться вокруг и не подумать — а могу ли я? Почему по-христиански не понять страдания человека, которого я заставил, страдать по моей вине? Потому что — не на то сердце, не на то сознание, не на тот ум пало семя Благодати. А ведь Церковь нас учит быть благодатными, быть сынами Божьими здесь на земле, проявлять все то, о чем говорит нам Спаситель в Святом Евангелии. И оглянувшись, присмотреться, а как же люди живут. Люди, предавшие Бога, живущие по закону жестокой, грязной жизни земной. Или же, как мы, христиане, терпеливо несем свой крест. Крест унижения, крест лжи, крест обмана, крест и убийства.

Мы, идя за Богом, чувствуя Бога, молясь Богу, чувствуем, что действительно Бог нам помогает. И поэтому всем кричащим, орущим, плачущим, проклинающим веру и нас, православных: «Что вы молитесь?» мне бы хотелось вместе с вами сказать, чтобы Господь послал великую силу, силу своей Милости, чтобы каждый, кто войдет в храм Божий, получил Благодать, и доброе семя веры, молитвы, радости, благополучия, стойкости пало на добрую почву нашего сердца и нашей христианской жизни. Аминь!»

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3347


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru