Официальная страница Архиерейского Синода РПЦЗ | Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) | 27.10.2007 |
— Путь к долгожданному единству был достаточно трудным: и с той и с другой стороны неоднократно была слышна критика, некоторыми высказывалось непонимание и неприятие процесса воссоединения. Насколько сейчас эта проблема актуальна для РПЦЗ и какие Вы видите пути ее решения?
— Недавнее посещение епархий Русской Зарубежной Церкви официальной делегацией Московского Патриархата, сопровождающей Державную икону Божией Матери, и певчими Сретенского хора, участвовавшими в торжественных богослужениях по случаю восстановления полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви, принесло колоссальную пользу всем чадам нашей Церкви. Это совместное празднование, эта совместная молитва у Державной иконы открыла глаза многим противящимся тому, что произошло 17 мая, а сомневающихся в правильности нашего пути — обрадовала, ободрила и утвердила в истине. Со временем, конечно, наше единство еще более укрепится, возрастет и принесет плоды, которые, как я надеюсь, убедят ушедших от Церкви.
С другой стороны, мне кажется, что наши гости из России убедились в том, что мы никогда не отходили от Русской Православной Церкви, а всегда жили ее жизнью.
— Каково отношение РПЦЗ к «временному высшему церковному управлению РПЦЗ», которое создано епископом Агафангелом (Пашковским), объявившим себя Председателем ВВЦУ РПЦЗ?
— Архиерейский Синод запретил епископа Агафангела в священнослужении за бунт против своего Священноначалия и учинение раскола. К сожалению, некоторые, соблазнившись его поведением, последовали за ним, думая, что они этим спасают Церковь, т. е. получается т.н. «сергианство» наоборот. Покойного Патриарха Сергия обвиняют в том, что он пытался «спасти Церковь», наладив отношения с советской властью. А вожди т.н. «ВВЦУ РПЦЗ» совершенно отвернулись от Церкви, пытаясь ее спасти от воли Божией, приведшей нас к примирению, единству и полному общению. Мне хочется надеяться, что многие откажутся от пути, избранного владыкой Агафангелом, когда они увидят, что это не дело Божие, не дело Святых Отцов и Учителей Церкви. А оставшиеся с «ВВЦУ РПЦЗ» потом будут жалеть, что не участвовали, не влились в процесс возрождения Русской Церкви и нашего многострадального народа, о чем мечтали святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн и основоположники Русской Зарубежной Церкви, высказываниями которых мы руководствовались, изучая истоки русского церковного разделения.
— Русской Зарубежной Церковью именует себя также и группа, возглавляемая Антонием Орловым. Как РПЦЗ относится к этому?
— К этой группе, возглавляемой Орловым, мы никак не можем серьезно относиться. Это люди, которые обвиняют всех и вся в ереси и во всяких грехах, оправдывая таким образом свое канонически-скользкое положение и избегая прещений со стороны своего законного Священноначалия. Вожди этой группы ослеплены гордостью, самомнением, властолюбием и желанием играть какую-то роль. Глава этой группы, к сожалению, не имеет ни богословского образования, ни чутья к вселенскому духу участия в жизни всей Христовой Церкви, к духу церковной соборности. А это отражается и на всех остальных его «архиереев», которые стали друг друга отлучать, создавая новые «синоды» и т. д. Последнее есть явный признак пагубного раскола. Молюсь о том, чтобы Господь вразумил этих людей, которые приводят в заблуждение своих пасомых, последовавших за ними.
— На канонической территории Церкви в Отечестве действует и т.н. истинно-православная церковь, под управлением Тихона Пасечника? Существует ли в РПЦЗ синодальные решения о признании или непризнании этой группы?
— В апреле текущего года Архиерейский Синод принял заявление по поводу Тихона Пасечника, в котором мы предупредили наше духовенство и верующих о совершенной неканоничности этой группы, призывая сомневающихся в пользе церковного единства не следовать этим раскольникам. Дело в том, что эту группу возглавлял покойный архиепископ Лазарь (Журбенко), ушедший в раскол и подчинившийся группе людей, похитивших митрополита Виталия (Устинова; + 2006 г.), а потом и от них ушедший и образовавший свой собственный «синод», совершив незаконные хиротонии. После его кончины эту группу возглавил Тихон Пасечник, который был «хиротонисан» владыкой Лазарем без соборного согласия своего законного Священноначалия и в состоянии раскола. Таким образом, мы никак не можем признать эту группу, которая под собой не имеет абсолютно никакой церковно-канонической почвы. В Христовой Церкви существует определенная дисциплина, установленная канонами Святых Отцов, Вселенских и Поместных Соборов, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни, чтобы в ней всегда царили порядок и благочиние.
— Как известно, Зарубежная Церковь рукоположила архиереев для ряда старостильных юрисдикций. Как складываются отношения с этими юрисдикциями после восстановления единства Русской Православной Церкви?
— Русская Зарубежная Церковь никогда официально не участвовала в архиерейских хиротониях для старостильных юрисдикций. Эти хиротонии были совершены отдельными иерархами, принадлежавшими Архиерейскому Собору нашей Церкви, причем Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский; + 1965 г.), второй по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, был против признания этих рукоположений. Судя по протоколам заседаний Архиерейского Синода 60-х годов, Митрополит Анастасий выступал против нашего вмешательства в делах Греческой Церкви и склонялся к тому, чтобы предать церковному суду тех архипастырей, которые участвовали в этих хиротониях. Тем не менее, он этого не сделал, ограничившись лишь первосвятительским внушением. При митрополите Филарете (Вознесенском; + 1985 г.) эти хиротонии были все-таки признаны, а потом, в середине 70-х годов прошлого столетия, видя дробления среди греков-старостильников, Архиерейский Собор прекратил молитвенное общение с ними.
Общение с «Синодом Противостоящих» митрополита Оропосского и Филийского Киприана было установлено Собором наших епископов в 1994 г. К сожалению, старостильное движение в Греции, Болгарии и Румынии не сочувствует избранному нами пути восстановления единства внутри Русской Православной Церкви. Конечно, я их уважаю за любовь к традиционному Православию, однако это их стояние не принесет ни им, ни всей Вселенской Церкви никакой пользы, если они не вступят в диалог со своими Поместными Церквами на предмет урегулирования всех проблем в жизни Церкви. Церковь всегда прислушивается к мнению тех, кто сохраняет с ней единство, преодолевая проблемы и скорби в ее недрах, болея ее болезнями.
— Ваше Высокопреосвященство, именно Вам вместе со Святейшим Патриархом Господь судил скрепить подписями акт, воссоединяющий насильственно отторгнутые друг от друга две части единого церковного организма, именно Вы вместе с архипастырями и представителями духовенства Зарубежной Церкви вступили в молитвенное и евхаристическое общение с Церковью в Отечестве сущею, в соборном храме Христа Спасителя совершив Божественную Литургию. Какими были Ваши впечатления, какими воспоминаниями в Вашей душе запечатлелось это историческое событие?
— Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога, в IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». Эти дни, проведенные в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъемом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений «поразившего пастырей и рассеявшего овец» Русской Православной Церкви.
— Несомненно, восстановление общения отразится на всех сферах церковной жизни Русского Зарубежья. Каковыми на Ваш взгляд будут последствия единения для Свято-Троицкой Семинарии?
— Я надеюсь, что это укрепит доброе сотрудничество и братские связи между нашей семинарией и духовными школами как Московского Патриархата, так и других Поместных Православных Церквей.
— К сожалению, эмигранты первой волны, составившие костяк РПЦЗ, один за одним уходят в вечность. Насколько их потомкам, родившимся в чужой этноязыковой среде, удается сохранить свою национальную идентичность и какова по мнению Вашего Высокопреосвященства в этом роль Православия?
— В сложных заграничных условиях русскость, т. е. наша православная вера, язык и культура нашего народа, сохраняется только при Церкви, до сих пор воспитывающей подрастающее поколение в соответствующем церковном, святорусском духе, прививающей любовь к Церкви и Отечеству. При наших храмах существуют русские церковные школы, в которых дети обучаются Закону Божьему, русскому языку, русской истории и литературе; существуют молодежные кружки, с которыми работают священники. Летом проводятся лагеря, устраиваются съезды для молодежи. Если мы будем продолжать следовать примеру воспитывавших нас старых эмигрантов, горевших любовью к Церкви, нашей истории и культуре, создававших Зарубежную Русь; если мы будем делиться этим богатством, этой красотой с детьми и молодежью; жить всем, что мы получили от наших предков, то, как я уверен, Господь поможет нам зажечь молодых людей этой любовью или, по крайней мере, заложить в их сердца доброе семя, которое принесет плод.
— Вам, дорогой Владыка, Господь благословил нести свой святительский подвиг в Соединенных Штатах Америки, где существуют несколько православных юрисдикций. Какова, по Вашему мнению, судьба Православия в Америке в контексте акта о воссоединении между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью и какова в этом роль РПЦЗ?
— Приснопамятный архиепископ Виталий (Максименко; + 1960 г.), много потрудившийся ради русского православного дела сначала в Почаеве и на Карпатах, а потом и в Американской Руси, говорил, что став епископом, он дал обещание Богу: «все силы отдавать на умиротворяющую работу в Церкви». Я считаю, что мы должны следовать его примеру, т. е. стараться жить в мире и делать дело Божие, свидетельствовать о Христе, «работая Господеви со страхом и радуяся Ему с трепетом». В единении — наша сила, наше спасение. Если мы будем работать совместно, вместе нести дело Божие, проповедовать всем не столько словами, сколько примером нашей доброй христианской жизни, братской любви, мирного сосуществования, терпения и смирения, то благословение Божие, Его крепость, сила и помощь будут нам сопуствовать в нашем служении Ему и Его людям. Молю Бога о том, чтобы мы воплощали в жизнь этот завет Аввы Виталия, некогда возглавлявшего наше почаевское типографское братство.
http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2007/10mlvestnik.html