Радонеж | 26.10.2007 |
Согласно преамбуле законопроекта, «закон устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики».
Приоритеты государственной поддержки семьи определены в Главе II законопроекта.
Одним из приоритетных направлений государственной поддержки семьи является «обеспечение условий для охраны здоровья и формирования здорового образа жизни». Этому приоритетному направлению посвящена статья 12 законопроекта.
Направление будет обеспечиваться путём осуществления следующих мер:
— «развития системы охраны репродуктивного здоровья семьи, укрепления службы планирования семьи»,
— «осуществления санитарного просвещения, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем»,
— «информирования населения о контрацептивных средствах, профилактике абортов».
Меры этого направления государственной поддержки очень созвучны с мерами другого, тоже приоритетного направления — «оказание помощи семье в области воспитания и образования детей».
Ведь очевидно, что, например, «санитарное просвещение» детей и «информирование о контрацептивных средствах» требуют массу дармовых агитационных материалов.
«Помощь» семье в воспитании решит эту проблему, поскольку эта помощь будет осуществляться путём:
«обеспечения государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, проблемам семейных отношений»,
«распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых семей, комплектования ею массовых библиотек»,
«государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях»,
«совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Таким образом, законопроект воплощает в себе голубую мечту российских секспросветителей и планировщиков: создаёт законодательную базу для их деятельности. Но, самое главное, их «ценная» для общества работа становится «приоритетным направлением» «государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики».
Видимо, это единственное рациональное зерно из всего законопроекта. Всё остальное — пустые декларации, которых и так предостаточно в российском праве.
Да, действительно, «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи», а «семья находятся под защитой государства» (статьи 7, 38 Конституции РФ). Эти нормы Конституции (а не внесённый проект) выступают в качестве правовой основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации.
Указанные положения Конституции должны получить реализацию в нормах различных отраслей права. Государственная поддержка семьи может выражаться только в виде конкретных мер, принимаемых государством. Каждая такая мера должна подкрепляться определёнными финансовыми обязательствами государства, выражаться в национальной валюте. Какая польза многодетной семье в том, что на бумаге очень витиевато изложат «цели», «принципы» и «приоритетные направления» государственной поддержки семьи, но реальной помощи не окажут? Никакой. Тем более, что главное уже сказано. В Конституции РФ.
Более того, большая часть деклараций законопроекта уже реализована в нормах трудового, семейного, уголовного, административного законодательства. Федеральное законодательство уже установило единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства (Федеральный Закон от 19.05.1995 N81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), определило условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам (Федеральный Закон от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию») и т. д.
Речь может идти о дополнительных мерах поддержки семьи, об изменении количества и качества уже имеющихся мер. Но не о принятии деклараций на тему государственной поддержки.
Профильным комитетом по данному законопроекту будет Комитет ГД по делам женщин, семьи и детей, возглавляемый Екатериной Филипповной Лаховой. Позиция Лаховой Е.Ф. по вопросу полового воспитания, «безопасного материнства», «профилактики заболеваний, передающихся половым путем» давно известна. К счастью, членство в известной партии заставляет её согласовывать свою позицию с мнением главы федерального списка.
Помнится, в 2006 году группа депутатов предложила установить большое денежное пособие семьям при рождении второго и третьего ребенка (законопроект N 252 025−4). В Заключении на законопроект за подписью Е.Ф.Лаховой Комитет указал, что «принятие данного законопроекта может создать благоприятные условия для асоциального образа жизни некоторых неработающих граждан и стимулировать их иждивенческие настроения». Спустя очень короткое время прозвучало Послание Президента РФ Федеральному Собранию, Правительство инициировало повышение пособий и ввело т.н. «материнский капитал». Заключение Комитета было положительным.
На предстоящих выборах Лаховой Е.Ф. идёт вторым номером от Брянской области в списке известной партии. Этот «проходной номер» обеспечит ей присутствие в Государственной Думе пятого созыва и, скорее всего, место председателя Комитета ГД по делам женщин, семьи и детей.
Так что «вести» законопроект Совета Федерации, по всей видимости, придётся Екатерине Филипповне Лаховой.
Но, поскольку вопросы демографии имеют очень большое значение и для Президента РФ, и для партии, то есть основания надеяться на его отклонение Государственной Думой.