Татьянин день | Агафья Логофетова | 26.10.2007 |
Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне — потому что по установившемуся в Русской Православной церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т.е. материала, видимой физической субстанции) крови Христовой в таинстве Причастия. Чтобы быть совсем точными, скажем, что предписание о вине для таинства Евхаристии (т.е. Причастия; греч. слово eucharistia означает «благодарение») содержит т.н. «Известие учительное» — печатающееся с 1699 г. в наших Служебниках[1] указание о дожном приготовлении священника к богослужению, случаях, когда оно не может совершаться и т. п., и в том числе — о хлебе и вине, пригодных для Причастия.
Разумеется, в «Известии учительном» не сообщается, что вино должно быть кагором, и даже о том, что оно должно быть красным: «Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, несмешенное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия… Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии"[2]. Как видим, Известия решительно утверждают, что веществом должно быть именно вино, а не сок, причем вино виноградное, неиспорченное, не превратившееся в уксус («Аще же кто дерзнет… вино кислостию во оцет («оцет» по ц-слав. «уксус») претворившееся…») и неразбавленное до совершения проскомидии[3]. Вино в нашей традиции выбрано красным, чтобы как можно более своим внешним видом напоминать кровь — Кровь Спасителя. Кроме того, историки считают, что в Палестине времен Христа было распространено именно красное вино. Однако это всего лишь трациция Русской поместной церкви: ни современная восточная православная практика, ни даже, по-видимому, Древняя Церковь таких ограничений не знала[4]. На православном Востоке при совершении Евхаристии беспрепятственно употребляются сорта вин, по нашей терминологии относящихся к разряду белых. Почему некоторые наивно-благочестивые паломники в Святую Землю утверждали, что «у греков за причащением Крови Христовой нет».
Что же касается сладости используемого у нас вина (кагора), то она также объясняется исторически: до XVII в. на Руси своего вина не было, и т.н. «церковное вино» ввозилось сначала из Греции, а потом из Италии, Франции и даже Испании. (Стоглавый собор 1551 г. предписывал употребление «фряжского» — итальянского — вина). Для удобства транспортировки и хранения вино выбиралось крепленое. Лишь в XVII в. в Астрахань была завезена закавказская виноградная лоза, что положило основание русскому виноделию. К к. XIX в. сложилось представление о церковном вине как сладком, умеренно-крепком, интенсивно-красном. Оно употреблялось и на свадьбах, именинах и поминках, а также во время болезней, поскольку считалось в народе целебным. Поэтому красное вино, в том числе и кагор, очень широко фальсифицировалось.
В 1917−18 г. Церковь, в виду начавшейся в стране разрухи и отсутствия продовольствия, столкнулась с более серьезной проблемой — невозможностью подчас найти необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино. В связи с чем поднимался вопрос о возможности замены пшеничного хлеба ржаным, а виноградного вина — вином плодовым, более доступным. Обсуждению этой богословской проблемы были посвящены 2 последних заседания Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Св. Синода 7 августа и 8 сентября 1918 г. и Совещание епископов 22 сентября 1918 г. В результате Высшее Управление Русской Православной церкви подготовило циркулярное распоряжение о том, что по нужде Евхаристия может совершаться «на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Очевидно, что решение это опиралось на пример свщмч. Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение таинства Причастия на вишневом соке.
[2] См., например, Служебник, изд. Московской Патриархией в 2000 г., с.534−535
[3] Проскомидия — 1-ая часть Божественной литургии, на которой через особые священные действия из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой — небесной и земной (т.е. уже умерших и нас с вами).
[4] См. доклад проф. И.А. Карабинова о веществах для совершения Евхаристии, сделанный 7 августа 1918 г. на 40-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме в Богослужебных указаниях за 2005 г.
http://www.taday.ru/text/75 311.html