Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии Анна Лашина25.10.2007 

Ученье — свет, а неученье — тьма

Информационная служба Псковской епархии дважды разговаривала с ответственным преподавателем Воскресной школы Псково-Печерского монастыря Анной Александровной Лашиной. Летом, когда она руководила детским православным школьным лагерем, который расположился в Малах, в монастырском скиту, и осенью, в октябре, в самой школе. Новое здание Воскресной школы, красивое и удобное, построено рядом с монастырем. После Литургии дети приходят на занятия: в школе четыре группы, занимаются в них около 75 человек из Печер и поселка Майский. Ребятишек из Майского возят на автобусе за счет монастыря. В старшей группе дети от 9 и до 16 — ти лет, в младшей есть и пятилетние. Занятия в школе длятся, как правило, один час, ведут их насельники Псково-Печерского монастыря. Преподается один великий предмет — Слово Божие, и для Слова Божьего они все, разновозрастные дети, равны, потому что они — дети. Неравенство есть в одном: кто — то из них в Церкви уже десять лет, кто — то три года. Вот в светской школе не посадишь всех вместе для изучения одного предмета, а в Воскресной — это практика.

В новой школе они занимаются второй учебный год: здесь светлые, прекрасно оборудованные классы, библиотека, зал для собраний и праздничных трапез, специальный класс для маленьких детей. Самое большое количество времени проводит с детьми Анна Александровна, и разговор мы вели с ней о той школе, которую мало знают в миру. Начался он летом в лагере, а продолжился осенью, когда в «воскреске» уже шли занятия.

1. Лето. Малы

Что такое, Анна Александровна, для Вас работа в Воскресной школе?

Это, когда ты — каждому слуга. Чтобы понять другого, чтобы тебя услышали, нужно так смириться, так «задвинуться», потому что это дети. Это тяжелый духовный труд, мы трудимся среди детей и ради детей, чтобы все было на месте, все было вовремя, весь уклад школьной жизни четко определен.

А какой он, уклад, из чего состоит?

Надеюсь, уклад наш церковный. Воскресная школа изначально организовывалась по благословению отца наместника в 1996 году в поселке Майский при строящемся храме. Необходимое условие существования Воскресной школы — она должна быть при храме. Дети приходят на занятия после Литургии, некоторые из них поют в церковном хоре. За два года до открытия школы в Майском я сама была слушательницей Воскресной школы при Псково-Печерском монастыре, посещала иконописный класс. Тогда преподавали еще отец Александр, схиархимандрит, игумен Тихон, ныне отец наместник, отец архимандрит Филарет и другие батюшки.

Как может оказаться на службе в монастыре светская девушка?

Я была музейным работником и занималась организацией выставок, связанных с монастырем. Меня в то время очень удивила братия своим вниманием к делу, глубиной, умением видеть, слушать. Потом игумен Тихон по благословению старцев организовал курсы катехизации при монастыре, я их посещала, параллельно училась в институте и работала в музее. В детстве дедушка с бабушкой меня крестили тайно в Пюхтицком монастыре и причащали, но, как все печерские люди, которым говорили, что в монастырь ходить запрещено, я тоже не ходила, и впервые пришла только с одноклассниками на Пасху «в культпоход», но почтение и уважение к Церкви было всегда. Когда училась на музееведческом факультете поняла, что если не найду основу в себе, просто свихнусь. Люди рядом были очень хорошие, и где-то в двадцать один я уже была сознательно в Церкви, из музея ушла, и меня взяли в монастырь заниматься реставрацией ризничных тканей, которой я занимаюсь до сих пор. Поначалу Воскресная школа для меня была, говоря светским языком, чем-то вроде хобби, тогда строился храм в Майском, и мы занимались при свечах, но детей было много.

Откуда детей собирали в школу?

Дети приходили с улицы. Вот Лена пришла в школу в 13 лет, сейчас ей 22, она уже закончила пятый курс Политеха, и теперь помогает нам.

Лена, а почему Политехнический?

Лена: Верной Богу можно быть везде, не только непосредственно в церкви. Люди, которые молятся, есть везде, и в Политехе, и в педуниверситете, в любой организации. Мне несколько лет назад знакомые предложили пойти в Воскресную школу, я пришла туда в восьмом классе, пришла к Рождеству, мне очень понравилось и я осталась. Если бы не было школы, у меня было бы совсем другое отношение к храму и к жизни. Я входила в Церковь через общение в Воскресной школе. Сейчас я душой в храме, работаю в монастыре.

Анна Александровна, Вы с 1996 года в Воскресной школе?

Из тех, кто приходил тогда, я осталась единственной, но пришлось пережить много искушений. В Церкви все построено на послушании, то есть надо делать, что сказано, что благословлено делать — это церковная традиция, и если человек этого не понимает, он не выдерживает такой дисциплины и ограничений. Чтобы вписаться в каноны внутрицерковных отношений, нужно любить Церковь, нужно уметь слушать и слушаться. Воскресная школа — это тоже путь, который кому-то дается, путь изменения жизни и покаяния. Я пока еще в Воскресной школе, значит, мне надо чего-то понять, чему-то еще научиться.

И дети на Ваших глазах вырастают, проходят определенные периоды жизни?

Конечно. Сейчас к нам приходят с трех лет, и если приживаются, то учатся в Воскресной школе, заканчивая параллельно обычную образовательную, и выходят во взрослую жизнь. Но у нас надо работать, как для Бога: если петь — так петь, если посуду и полы моем в нашем лагере — то все честно, как следует. Сейчас наша Воскресная школа из Майского переехала в православно-просветительской Центр при монастыре. Там все удобно, все красиво. Ребенок к нам может прийти в любое время и любого возраста, и учиться, тем более, сбылась наша мечта — у нас учительствуют монастырские батюшки, хотя я понимаю, как в их литургической жизни им трудно выкроить время для нас.

Как вы обучаете детей, существует ли методика?

Методика Софьи Коломзиной, ее подход мне близок: «наша Церковь — наши дети». Наша цель ввести ребенка в жизнь Русской Православной Церкви в процессе изучения и понимания Закона Божьего, Житий святых, чтобы дети хотели жить в Православной Церкви и знали, что такое Церковь. А Церковь — это люди, все здесь делается так красиво и творчески руками человеческими, грешными, но с помощью Божией.

Чему все-таки принципиально важно научить ребенка?

Как сказала одна наша ученица: «меня научили в Воскресной школе просить прощение». Ведь дети, в большинстве своем, не могут, не умеют просить прощение, и не только у взрослых. Но очень трудно сейчас определить, что дала Воскресная школа, это не скоро можно узнать.

В общеобразовательной школе есть оценки, есть выпускники, поступающие в вузы, а у вас все не так очевидно?

Да, и поэтому мы не можем знать так сразу, как «наше слово отзовется», и в этом есть искушение для педагога. Мы на знаем, какого качества мы сами, верующие люди, не определишь, какой силы веры наш выпускник.

Трудно любить чужих детей?

Это вообще труд — любить. Но, как сформулировано у Софьи Коломзиной, если тебе есть, что сказать и тебя это состояние переполняет, ты должен идти к детям. Учительствовать — это призвание, но это всегда трудно. Тот же православный лагерь планируешь, думаешь, что надо сделать, как его прожить с детьми, что-то получается, а что-то не получается, и уезжаешь с позором до будущего года — это я утрирую, но каждый раз понимаешь, что все не так сделали, как можно было бы и нужно. Дети учат тебя, мир ты видишь через них, и видишь свое недостоинство.

Что преподают в Воскресной школе?

Старшая группа занимается два часа, и у них преподают отец Филарет и отец Всеволод. Архимандрит Филарет проводит занятия по Евангельскому (воскресному) чтению. Замечательно, живо, с любовью, на понятном языке, талантливо. Архимандрит Филарет проживает в монастыре с юности, долгое время он был келейником отца Иоанна (Крестьянкина), ему есть, что сказать детям. Для старших преподается Литургика. Со второй группой занимается отец Глеб — Жития святых. Приходит третья группа, с нею занимаюсь я всем тем же, чем занимается братия в старших группах. Мы учим и изучаем молитву «Отче наш», пользуясь материалами отца Вениамина (Федченкова), дети рисуют то, о чем говорим. Затем эти две группы объединяются, мы идем в класс к инструменту и поем. Занятия у нас заканчиваются с песней. Как сказал отец Николай (Гурьянов) о молитвенных песнопениях — это «проповедь самому себе». Потом приходят маленькие с родителями, малыши, в основном, рисуют.

Вы считаете, Воскресная школа в сто человек — это нормальное количество для Печер?

Детей столько, сколько мы можем принять, чтобы все делать правильно, чтобы они не получили прививки от религии.

Есть ли у вас какие-то обычные удовольствия в школе и в лагере?

Мы в школе устраиваем праздничные трапезы с песнопениями, подарками, у нас долго и интересно празднуются Рождество, Пасха, отмечается окончание учебного года. В лагере паломничаем, но это все-таки труд. В прошлом году нас благословили на Соловки в честь 10-летия школы. Такую удивительную поездку нам устроил монастырь. В этом году паломничали в Псков — замечательная поездка, в Троицком соборе были, в храме Невского. Расскажу вам маленькую историю про лагерную жизнь. У нас один мальчик просил скитского монаха: «Монах Геннадий, возьмите меня помолиться в келью», просил и просил, проходу не давал, пока монах вынужден был согласиться. Читали там правило, он дал мальчику маслице, Илюша нас помазал этим маслицем, потом опять просил взять его с собой и его взяли, и вот ночью спим, а наш ребенок, кстати, не из церковной семьи, во сне читает Символ Веры «чаю воскресение мертвых и жизни будущаго века! Аминь» Никто этого мальчика не заставлял молиться, мы этого не делаем, но ребенок сам загорелся желанием молитвы, причем, монашеской, оказалось, у него какой-то прадедушка был протоиерей.

Господь своих не оставляет?

Да, у кого-то старца прочитала: «Господь своих сызмальства ведет».

В этом мальском лагере детям уютно, свободно, интересно, конечно, не без проблем с послушаниями и дисциплиной, но это же дети, а вокруг простор, Мальской монастырь, озеро, луга…Наверное, во взрослом будущем они это вспомнят, как прекрасную волшебную сказку, которая будет помогать жить.

2.Осень. Воскресная школа.

Анна Александровна, дети одни и те же, что в школе обычной, что в Воскресной, назовите, пожалуйста, воспитательное отличие школы светской от Воскресной?

В Воскресной мы стареемся помнить о Боге. Всегда.

О чем проповедуют детям в Воскресной школе?

Отец наместник архимандрит Тихон нам сказал, что «цель занятий в нашей школе проповедовать Христа распятого и воскресшего» — это самое главное. В основе наших занятий — церковный календарь, какими памятными датами живет Церковь, что празднует и почему. У нас, помимо основных занятий, проходят спевки детского монастырского хора, наши дети рисуют, занимаются вышивкой.

Мы побывали на уроке в старшей группе, который вел насельник монастыря отец Филарет. Батюшка разбирал с детьми воскресное евангельское чтение о воскрешении Господом сына наинской вдовы. Тема не из простых: смерть ребенка женщины, которая была без мужа, смерть ребенка вдовы. Занятие отец Филарет начал, как положено, с молитвы, а потом продолжил вопросами к детям: слышали ли это евангельское чтение сегодня на Литургии, о чем оно? Что сказал Иисус вдове? Почему запретил плакать по умершему сыну? Дети тянули руки, все хотели участвовать в разговоре.

Отец Филарет спрашивал и неторопливо объяснял: «Самое страшное для родителей терять своих любимых детей, страшно, когда кто-то умирает из супругов. Как и вдове, которая, будучи без мужа, вдовствуя, хоронила и своего единственного сына. В это время Господь шел в Наин со своими учениками, а навстречу ему шли люди, погребающие сына вдовы. Такая смерть ребенка — большая трагедия, непоправимая для неверующего человека, но когда есть Господь, есть жизнь вечная, тогда смерть близкого человека не будет катастрофой. И здесь Господь сжалился над вдовой и утешил, сказав ей утвердительно: „Не плачь!“, Он прикоснулся к одру усопшего юноши и приказал ему: „тебе говорю, встань!“ Одним словом Господь воскрешает умершего сына вдовы в Наине.

Когда умирает у нас кто-нибудь из ближних, мы предаемся безмерной печали, и в этом отчаянии есть богохульство, потому что мы требуем от Бога того, чего хотим сами, не принимаем воли Бога. А самоволие, требование своего пресекает возможность дальнейшего взаимодействия с Богом. Когда у нас своя воля, когда мы диктуем ее Богу, мы отдаляемся от Бога, и Господь здесь ничего не может сделать. Если человек живет по своей воле и требует от жизни по своей воле, Бог отступает, потому что Он не нужен человеку. Но если человек верует, то все возможно Богу, и воскресить по вере усопшего. Грустно, когда мы чрезмерно привязываемся к своему ребенку, или к своим родителям, это грех, нельзя так привязываться. Почитать, уважать, любить — да, но не привязываться. В жизни есть Промысл Божий, и Господь судил женщине жить так: у нее не было мужа, и единственный сын умер. Она была в большом горе, плакала и рыдала, а плакать по усопшему, значит, не верить Богу, не верить Промыслу Божьему о нас.

Но в жизни всегда есть Промысл Божий и воля Божья — Господь знает, что и когда делать с нами. Жизнь и смерть только во власти Бога: Господь дает, Господь забирает, и мы во всем должны полагаться на Бога и чаще обращаться к Нему. Если мы хотим участвовать в грядущем воскресении и принять воскресшего нашего брата во Христе, мы должны расставаясь с ним на время, хоть в какой-то мере принять слово, сказанное вдове нашим Господом Иисусом Христом, владычествующему над живыми и мертвыми: „Не плачь“. Не будем искать человеческого утешения, не будем строить человеческих планов, а будем полагаться на волю Божию, и тогда Господь Сам будет нас утешать».

Вроде бы отец Филарет говорил сложные для детского понимания вещи: смерть ребенка, покорность воле Божьей, но это говорилось иеромонахом так, что дети смогли вместить в себя смысл евангельского чтения, оно отложится в их детской, самой долгой памяти. Попутно отец Филарет затрагивал очень важные темы: что такое семья? Почему семья — «малая Церковь»? У кого есть папы? «Мы с вами тоже семья, — сказал батюшка детям, — мы собрались вместе во Имя Господа, и, значит, Господь вместе с нами. Раньше, в прошлом, обычно после посещения воскресной Литургии, семья приходила домой, отец раскрывал Евангелие и перечитывал евангельский отрывок, который читался в храме. Взрослые и дети вместе пытались вникнуть в смысл прочитанного, и обсудить всей семьей, а рядом с ними незримо был Господь, потому что Он говорит: «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Отец Филарет не заканчивал педагогических курсов, но ведет занятие умело, говорит о сложном — просто, постоянно задавая детям вопросы, чтобы не ослабевало внимание и интерес к теме. По окончании урока мы спросили у отца Филарета:

Есть ли необходимость в православных общеобразовательных школах для православных детей России, отец Филарет?

Нашим православным детям обязательно нужны православные школы, православные гимназии. Если государство не обратит на решение этой проблемы внимание, без этого мы не возродим ничего. Будет грустно и печально. Другие сеют свои плевелы, а в нашем православном государстве пока нет возможности создавать общеобразовательные православные школы и гимназии. Слава Богу, что есть Воскресная школа, но это только начало, азы.

Как Вы находите такой способ общения, который помогает детям понимать и слушать Вас?

Я просто выполняю свое монашеское послушание, и по мере сил и возможностей стараюсь с ними общаться. Я их искушаю, спрашиваю, веду с ними диалог, мне интересно, что они читают, что они думают, какие у них семьи. И тогда они в своих ответах раскрываются, что дает мне представление о их внутреннем духовном и душевном состоянии. Мне с ними интересно, и я у них сам учусь. Основной принцип моего послушания в школе — разговор с детьми, диалог, я рассказываю им, а они — мне. Обычный предмет нашего разговора — воскресное евангельское чтение, тот отрывок из Евангелия, который читается в данное воскресение в церкви, мы его разбираем, рассуждаем о нем, говорим о его смысле с очень живыми простыми примерами из жизни. Открой глаза и все увидишь, только внимательно нужно посмотреть — так мы учим наших детей.

Пятнадцатилетняя Таня ходит в монастырскую школу с шести лет, любит уроки отца Филарета и считает, что школа дает ей духовное образование, развивает душу. А учащиеся такой школы, по ее мнению, отличаются скромностью, сдержанным поведением. Когда мы спросили у детей, зачем они ходят в Воскресную школу, то сразу получили исчерпывающий ответ: «Чтобы о Боге узнавать, учится самому хорошему». Им не трудно здесь учиться, они приходят на урок Слова Божьего с радостью, и сбрасывают весь груз, который накопился за неделю школьной жизни. Как правило, выбор Воскресной школы для своих детей делают воцерковленные родители, которые понимают, что сейчас нельзя оставлять ребенка без Бога, а такая школа помогает с малых лет свободно войти в жизнь родной Церкви. Родители этих детей, как люди верующие, осознают, что только молитва и вера могут помочь их ребенку усвоить трудные истины и найти свое место в жизни.

Преподаватели в школе — монахи Псково-Печерского монастыря. Хоть и ангельский чин, но мужчины, что очень важно в любой школе. Преподают по послушанию: директор отец Всеволод, преподаватели отец Глеб, отец Филарет, отец Лазарь. Но вот Ксюше больше всего нравится, отец наместник, потому что «Он даже рассказывает то, что моя мама не знает, хоть и в монастыре работает».

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3345


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика