Русская линия
Красная звезда Станислав Верховцев25.10.2007 

«Вот — у ног Ерусалима, Богом сожжена..»

В советское время в программы экскурсий для отдыхающих на гостеприимной земле Абхазии входило посещение Ново-Афонского монастыря. Побывали там очень многие, но только единицы из экскурсантов обращали внимание на одну из монастырских фресок, на которой был изображен лик мальчика. Да и те, кто задерживал свой взор на его грустных глазах, не ведали, что это, возможно, — одно из немногих подлинных — если не единственное — изображение Иисуса Христа. Так утверждает читатель «Красной звезды» из Краснодара, написавший об этом в редакцию.

По прошествии многих столетий отличить правду от вымысла очень сложно. Очевидцы событий давно мертвы, письменные свидетельства в их оригиналах не сохранились, а в достоверности копий убедиться невозможно. В этих условиях создается питательная почва для всякого рода легенд, большинство из которых имеет под собой все же некие реальные события, но мифологизированные в потоке времени. С личностью такой величайшей фигуры древности, как Иисус Христос, легенд связано более чем достаточно.

На тему судьбы Иисуса Христа к сегодняшнему дню написаны тысячи книг, сняты десятки кинофильмов, не говоря уже об огромном количестве материалов в Интернете, но изложенные в них версии, как правило, имеют мало общего с настоящей судьбой этой действительно великой личности.

Общепринятая точка зрения на земную жизнь Великого посланника небес представлена прежде всего в четырех источниках — Евангелиях (от греческого «благая весть») от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. И любой интересующийся может сегодня внимательно ознакомиться с ними. Первые три канонических Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) составлены на основании устных преданий в период между 40 и 70 годами первого века и объединены сходной структурой в изложении, и поэтому их принято называть синоптическими (от греческого «синопсис» — обозрение, краткий очерк). Евангелие от Иоанна появилось еще позднее — в 90-е годы первого века.

О письменных работах самого Иисуса Христа (трактатах, письмах и т. п.) исследователям христианства ничего не известно. Возможно, они и были, но не дошли до наших дней.

РАЗУМЕЕТСЯ, созданные в первом веке нашей эры Евангелия не могли сохраниться в оригинале из-за того, что пришел в негодность исходный материал, на котором они были записаны. Поэтому эти бесценные исторические свидетельства не раз переписывались монахами христианских монастырей, пока не было изобретено книгопечатание. Исследователи раннего христианства допускают, что в процессе многочисленных переписываний и переводов с языка оригинала в текст могли вноситься редакторские правки, в частности, для того чтобы привести к «единому знаменателю» субъективное личное восприятие событий всеми четырьмя авторами текстов.

Кроме канонических, содержащих весьма скудную информацию об Иисусе (повествуют о его жизни на земле Палестины — от рождения до 12 лет, а затем с 30 до 33 лет), существует более десятка апокрифических Евангелий (сочинений, содержащих отступления от официальных церковных взглядов), из которых можно почерпнуть несколько больше сведений. Они не признаются иерархами западной и восточной ветвей христианства, но, несмотря на это, представляют интерес для исследователей.

Некоторые современные авторы выдвигают версии, что земная жизнь Иисуса была куда богаче, чем принято считать. Утверждается, например, что эпизоды, связанные с возможным посещением им Египта, Персии, Индии, остались как бы за рамками повествований евангелистов.

Отчасти эти версии опираются на путевые отчеты известного русского художника и путешественника Николая Константиновича Рериха, который в 1920-х годах руководил крупной научной экспедицией в Центральной Азии. Он сообщал, что в Северной Индии, Тибете и Центральной Азии в древних письменных источниках в буддийских монастырях, а также в устных преданиях сохранились сведения о пребывании в этом регионе человека, которого звали «Исса». О нем Рериху много рассказывали в городе Ширинагаре (современный Сринагар), а в 10 километрах от Кашгара, расположенного у южного склона Тянь-шаня (примерно в трехстах километрах от киргизского города Андижана), художник из России увидел гробницу Мариам-Мазар, воздвигнутую якобы для матери Иисуса Марии, которая в исламском мире известна под именем Марйам (Мариам).

В свою очередь в общинах староверов, считающих себя приверженцами самой древней, «изначальной» веры славян, утверждают, опираясь на свои предания, что с 12 до 30 лет происходило знакомство молодого Иисуса с мистериями греков и других народов вплоть до Тибета. Все эти гипотезы, подчеркнем, сродни мифологическим сюжетам. К их числу относятся и споры исследователей относительно национальности Великого учителя человечества.

НЕЛИШНЕ БУДЕТ напомнить современному читателю, что национальный состав населения древней Палестины, вопреки расхожему мнению, был весьма неоднороден. В силу неоднократных переселений народов из-за глобальных климатических изменений через Палестину прошла не одна волна различных племен. Некоторые исследователи даже считают, что среди народов, живших в незапамятные времена на земле древней Палестины, были предки нынешних славян. Они будто бы еще в VIII веке до н. э. основали в Передней Азии царство, границы которого простирались до Египта.

Жизнь в том древнем мире сопровождалась непрерывными войнами за лучшую среду обитания, взаимной вражды накопилось в веках немало. Поэтому потомки каждой из противоборствующих сторон трактуют те далекие события по-своему, демонизируя своего противника.

В связи с этим следует упомянуть о любопытном предании, передающемся из поколения в поколение в общинах сибирских и кубанских староверов. Оно повествует о том, что в 722 году до н.э. на территории Аравийского полуострова произошло какое-то крупное сражение между представителями древнейшей ветви человечества — «Чала Асс Аками» (известными также, как ассы) и группой местных народов, пришедших на ближневосточные земли откуда-то с юга. И ту, и другую стороны возглавляли жрецы: в белых одеждах — бакши «Чала Асс Аков», в черных — их противники. Верх взяли северяне, выходцы из Ассии, «снежной страны металла», расположенной на просторах Северо-Восточной Евразии.

Это — предание, приверженцы которого по прошествии многих столетий не могут предъявить документальных подтверждений. Можно, конечно, найти параллель между этой легендой и историей противостояния Ассирии и древнего Израильского царства. Согласно традиционной хронологии ассирийский царь Саргон II в 721 году до н.э. выступил в поход против Израильского царства. Ему удалось взять штурмом тогдашнюю израильскую столицу Самарию. Более 25 тыс. плененных жителей были насильно переселены в Ассирию и Мидию, где они ассимилировались с местным населением (это те самые десять из двенадцати колен Израилевых — «десять потерянных колен»).

Но таких «дубликатов» в истории можно найти немало, и оснований для отождествления Ассирии и легендарной Асии, наверное, нет. Что касается древних ассов (Чала Асс Аков), то судьба их незавидна. Их противники, потерпев поражение в военном столкновении, прибегли к более эффективной стратегии действий — сейчас их назвали бы технологиями подрывной деятельности.

ВЕРНЕМСЯ, ОДНАКО, к древней Палестине, на земле которой объявился Великий учитель. Кстати, единой точки зрения на этимологию названия «Палестина» нет. Палестина во времена Иисуса занимала область, приблизительно соответствующую нынешнему государству Израиль, территориям палестинской автономии и современной Иордании. Предполагается, что в пятом тысячелетии до нашей эры с Аравийского полуострова в Палестину двинулись семитские племена амореев и ханаанцев. В аккадских текстах, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры, Палестина известна под названием Аморо (или арабская земля). Таким же названием в этих текстах обозначено и Средиземное море — «море Аморо», «Аморейское море». Позднее эта земля получила название Земля Ханаан, или просто Ханаан.

С XIII века до н.э. началось несколькими волнами заселение территории Палестины «народами моря» (союзом племен запада Малой Азии и островов Восточного Средиземноморья), которые враждовали с Египтом, но были побеждены войсками фараона и осели с его разрешения на землях восточнее Синайского полуострова. Одновременно началось и освоение территории Палестины древнееврейскими племенами (где-то около XIII века до нашей эры библейский Моисей вывел израильтян из Египта и 40 лет водил их по пустыне).

Однако исторических документов, которые достоверно проясняли бы происхождение названия «Палестина», нет. В ассирийских источниках (VIII век до н.э.) применительно к Палестине использованы два названия: Филисто и Филистия, что скорее всего связано с народом филистимлян. При переводе с языка на язык филистимляне могли превратиться в пилистимян.

Поясним: филистимляне (в греческом переводе Ветхого завета переделка древнееврейского слова пелиштим или плиштим) — древний народ Восточного Средиземноморья. Из Ветхого завета следует, что филистимляне пришли на Ближний Восток с острова Кафтор (современный Крит, у древних египтян — «земля Кефто», а у древних славян — Скрытень) вместе с «народами моря», которые, как предполагается, в XIII — XII веках до н.э. совершили нападение на Египет. Первоначально они населяли область у горы Касиос, расположенную восточнее дельты Нила. Позднее достигли южных границ библейского Ханаана. Еще одна группа филистимлян переселилась на земли нынешней Палестины непосредственно с Крита. В Ветхом завете филистимляне выступают как враги израильтян, которые смогли одолеть их во времена царя Давида.

Впервые слово «Палестина» фигурирует у Геродота (V век до н. э.) в греческом написании и около 63 года до н. э. — в латинском. Изначально «Палестиной» древние греки называли территорию расселения филистимлян, но, после того как римский император Тит разрушил в 73 году нашей эры Иерусалим, он приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть Палестиной, чтобы стереть память о существовании Иудейского царства.

НЕКОТОРЫЕ исследователи выводят название «Палестина» от египетского пист. Найдены древнеегипетские надписи со словом PLST, которым обозначен некий народ среди «народов моря», вторгшихся в Египет на рубеже XIII — XII веков до н.э. при Рамзесе III. Возможно, под ним понимались пеласги.

Современные историки обычно отождествляют с пеласгами уже упомянутых выше филистимлян. Здесь тоже надо пояснить: пеласги (пелазги) — имя, которым древнегреческие авторы именовали народы, населявшие Грецию до XII веков до н.э. Возможно, древнееврейское слово пелиштим (плиштим) — это как раз название народа пеласгов (в западноевропейских источниках можно встретить и такое наименование пеласгов: pelas goi).

В «Илиаде», где упоминаются пеласги, они представлены союзниками Трои, причем их главный город Ларисса был расположен, по-видимому, на европейском берегу пролива Дарданеллы (у древних греков — Геллеспонт) или в Фессалии (исторический регион на северо-востоке Греции на побережье Эгейского моря). Согласно Геродоту, пеласги, говорившие «на варварском языке», были изгнаны греками.

Язык пеласгов сильно отличался от греческого, и некоторые исследователи предполагают, что это было какое-то индоевропейское наречие. Ключом к пониманию их языковой принадлежности могла бы стать стела, обнаруженная на острове Лемнос. Надпись на ней выполнена древнегреческим алфавитом, но язык надписи расшифровке не поддается. По грамматическим показателям и совпадающим словам установлено родство языка надписи с этрусским языком.

В трудах современных историков можно встретить мнение, что пеласги представляли собой первую волну заселения Балкан и западного побережья Малой Азии у Эгейского моря индоевропейцами, позднее переместившимися в Палестину. У некоторых исследователей (например, автора «Новой географии» В. Макаренко) есть даже экстравагантная версия о том, что в числе индоевропейских народов, заселивших на рубеже XIII — XII веков до н.э. средиземноморское побережье Северной Африки и Палестину, были предки славян, которые-де создали там свое государство, названное эль Расия. Писали древние славяне, как и сейчас, слева направо, но записывать гласные тогда было не принято, т. е. страна обозначалась лРс.

Их соседи, древние иудеи, читали справа налево (структура их языка также предполагала письмо с использованием одних лишь согласных букв), и поэтому лРс для них стала сРл — «Ис-ра-эль».

Борьбы с соседними народами предки славян в конце концов не выдержали, и в IX—XII вв.еках окончательно растворились среди других народов, но какая-то их часть переселилась на территорию современной Украины.

Данная версия перекликается с древним преданием о том, что после какой-то крупной геологической катастрофы, произошедшей более чем двадцать столетий до нашей эры в Сибири, наши предки стали искать новые места для поселения. Часть из них переселилась на юг в Индию, другие — в соседнюю Бактриану (древняя область в Средней Азии по течению Аму-Дарьи), третьи — в Иран и Месопотамию. Некоторые племена дошли до земель Паленого Стана (Палестины?) с его легендарной Сиян-горой.

Эту гипотезу отчасти подтверждает рассказ Геродота о скифском вторжении в Палестину в VII в. до н.э. Но в данном случае важна не дата, тем более что с хронологией событий тех времен вообще большая путаница, а подтверждение самого факта присутствия индоевропейцев на земле Палестины.

Британская телерадиокорпорация ВВС не так давно выпустила серию фильмов под названием «80 чудес света». В четвертой части этого фильма («От Иордании до Эфиопии») рассказывается о небольшой церкви в иорданском городке Мадаб, которая примечательна старинной мозаикой на полу. На мозаике надписи сделаны русской Буковицей и легко читаются даже сегодня. Например, видны слова Иерихон и Вифлием.

В некоторых древних родах, проживающих сегодня на Аравийском полуострове, сохранилось предание, согласно которому в незапамятные времена на тех землях рядом с арабскими племенами обитали савеи-славяне, построившие там города. Эта благодатная для земледелия часть полуострова именовалась тогда Счастливой Аравией. Обитавшие там славяне построили города и считали себя потомками Сива (библейского Сима). Их древнее царство Савеев (Сиваитов) располагалось на возвышенной плодородной террасе юго-западной Аравии — ныне это территория Йемена и Омана. Та богатая золотом и драгоценными камнями страна была хорошо известна на Ближнем Востоке как царство Саби и вела торговлю со всей передней Азией и Индией.

От южного побережья Мертвого моря и до северного конца Эланитского залива — между пустыней Син (Сивы) на западе и Каменистой Аравией на востоке — находилось древнее государство, населенное также славянами, именовавшимися хорреями (о них говорится в Ветхом завете — «Второзаконие», 2:12). Греки и римляне называли их государство Идумеей. Плодородная почва и благоприятный климат позволяли хорреям вести счастливую жизнь. Древней столицей Идумеи был город Восора (упоминается в книге пророка Исайи, 63:1). Другими городами были Села, ставшая позднее столицей, и Феман (упоминается в книге Бытия, 36:34).

Хорреи не выдержали натиска соседних племен и были истреблены. Решающее сражение они проиграли в долине Соленой. После взятия Селы 10 тысяч жителей были сброшены с утесов (IV книга Царств, 14:7). Селу победители переименовали в Иокфеил, а Феман — в Маан. В Идумее погибли все жители мужского пола (III книга Царств, 11:15,16).

Сохранившиеся предания позволяют предположить, что версия о древних славянах на землях Ближнего Востока не лишена некоторой реальной почвы. Поэтому нельзя исключить, что на землях новозаветной Палестины действительно проживали какие-то славянские племена, которые позднее были частично истреблены соседними народами, частично ассимилированы, а кто-то переселился к своим соплеменникам на север — в район Днепра.

http://www.redstar.ru/2007/10/2410/601.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика