Русская линия
РадонежПротоиерей Александр Новопашин24.10.2007 

Уметь принять от Бога все

Владлен Семенович Давыдов (во святом крещении — Владимир), Народный артист России

Родился 16 января 1924 в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ в 1947. Во МХАТе и в кино сыграл около 100 ролей. За роль майора Кузьмина в фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе» был удостоен Сталинской премии (1950). Народный артист РСФСР (1969), лауреат двух Государственных (Сталинских) премий СССР (1950, 1951), Государственной премии РФ (1998), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Дружбы народов (1984), «Знак Почета» (1950), Почета (1998), Петра Великого (2004).

Избранная фильмография:

«Встреча на Эльбе» (1949)
«Кубанские казаки» (1949)
«Застава в горах» (1953)
«Человек-амфибия» (1961)
«Выстрел» (1966)
«За нами Москва» (1967)
«Табачный капитан» (1972)
«Солдаты свободы» (1977)
«Сицилианская защита» (1980)
«ТАСС уполномочен заявить» (1984)
«Вишневый сад» (1993)
«Великий полководец Георгий Жуков» (1995)
«Зависть богов» (2000)
«Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2001)

С супругой актрисой Маргаритой Викторовной Анастасьевой, Владлен Семенович в 2004 году отпраздновали «золотую свадьбу». Сын, Андрей Владленович Давыдов, артист МХАТа имени А. П. Чехова.

Маргарита Викторовна Анастасьева, Заслуженная артистка России.

Родилась 10 января 1925 в Москве. Именно у нее диплом под номером 1, который она получила в 1944 году, как студентка первого выпуска школы-студии МХТ. Играет во МХАТе имени А.П. Чехова. В 2002 году свет увидела книга Маргариты Анастасьевой «Век любви и печали» о знаменитом роде Блуменфельдов-Анастасьевых, потомком которого является актриса.

Я очень тепло отношусь к этим людям. Когда речь заходит о том, каким должен быть русский интеллигент, культурный, творческий человек, передо мной сразу встают их образы.

— Сейчас так много всего нового, настолько много, что порой меня это серьезно озадачивает: к чему все это? — говорит Маргарита Викторовна. — Я считаю, что переизбыток информации губителен для человека. Наступает момент, когда он не может справиться с информационным потоком, теряется в нем, захлебывается. Нет времени подумать о вечном.

— Блажен, кто верует! — вступает в разговор Владлен Семенович.

— Но таких немного, Владлен! Большинство людей далеки от истинной веры и полностью поглощены миром — нежелание довольствоваться малым, постоянный поиск развлечений и путей ухода от реальности — вот чем живет современный человек. А телевидение, радио, газеты только разжигают этот нездоровый интерес. Даже классические произведения на экране и сцене сейчас переделывают так, что они становятся совершенно неузнаваемыми.

— Современное телевидение — это одно сплошное шоу, забава, развлечение, — соглашается Владлен Семенович. — Наверняка нужны развлекательные программы, но ведь не с утра до ночи одно и тоже! Многие передачи построены таким образом, что участники ее вынуждены «исповедоваться» (с дикими подробностями!) перед телеведущим, и на это смотрят, раскрыв рты, миллионы телезрителей. Грязное белье вытаскивается, перебирается, упаковывается, снова вытаскивается… У нас, конечно, есть неплохие радиопрограммы, телеканалы, например, радио «Маяк», телеканал «Культура», но все это капля в море. А эти голоса ведущих!.. Вы только послушайте их. Они — как пулеметчики, говорят быстро, невнятно, у многих — просто плохая дикция. А ведь русская речь — это драгоценная часть нашей культуры, и относиться к ней нужно бережно. А они болтают! И эта болтовня — сознательное разрушение духовной сосредоточенности, русской культуры, самобытности народа.

— Скажите, Владлен Семенович, как бы вы отнеслись к тому, что в наших школах дети начнут изучать предмет «Основы православной культуры»?

— Только положительно. Не знать истоков своей культуры — это невежество.

— «Основы православной культуры» все время путают с «Законом Божиим», хотя это совсем не одно и тоже, — говорит Маргарита Викторовна. — Насколько я понимаю, «Основы…» — это культурологический предмет, а «Закон Божий» — нравственно-мировоззренческий. И я не вижу ничего плохого ни в том, ни в другом. Давайте посмотрим, чему он, «Закон Божий» учит? Не убей, не укради, почитай родителей, возлюби ближнего своего… Как же можно выступать против этого? Раньше «Закон Божий» в России был обязательным предметом в гимназиях, и никто этому не противился, даже атеисты. Хотя и тогда наша страна была и многонациональной, и многоконфессиональной. И безбожников хватало.

— Я не политик, но мне кажется, что вокруг России создалось такое страшное враждебное кольцо… - посетовал Владлен Семенович.

— «У России есть только два союзника — ее армия и флот», — цитирую я Императора-миротворца Александра III. — Пожалуй, ничего с тех пор так и не изменилось.

— Вот, открыли границы: думали, потечет чистая родниковая вода, а хлынула вода из канализации. И непобедимую своим духом Россию за последние пятнадцать лет взяли изнутри. Оказывается, не нужны пушки, самолеты, танки. Нужно просто добраться до души народа. Искусственно лишенный духовного иммунитета народ становится совершенно беззащитным. Алкоголизм, наркомания, космополитизм, так называемые плюрализм мнений и толерантность губят страну.

— Как говорил Достоевский: «Если Бога нет, то все позволено». Как говориться, не добавить, не убавить…

— А начни с этим бороться, вводить цензуру на пошлость и безнравственность, начать сеять разумное, доброе, вечное, как сразу станут противиться, кричать: «К старому возвращаются!», — возмущается Владлен Семенович.

— Мы — из прошлого века, — продолжает Маргарита Викторовна. — И интересуемся происходящим только для того, чтобы совсем не потеряться в современном мире. Но в большей мере мы все-таки живем прошлым и даже стараемся себя несколько изолировать от влияния извне. Я уже говорила о вере, которая помогает выжить в любой ситуации, но, видимо, нам-то ее и не достает. Мы верим и не верим одновременно. Середка-наполовинку… Господь сказал: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6, 37). Значит, еще не время? Значит, мы еще не созрели, чтобы испить «живой воды»? Но мы этого хотим, а времени у нас остается не так много…

— Молиться надо, и Господь не оставит вас, — говорю я. — Просите Бога, чтобы Он дал вам веру.

— «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Кажется, так сказал несчастный отец, сын которого страдал беснованием?.. «Помоги моему неверию…» В период безверия, порой нападает такое уныние! Думаешь: «И зачем я прожила все эти годы? Чтобы увидеть вот это все?.. И только?! Что же делать?"…И вот в один из таких моментов душевного неспокойствия, звоните вы, отец Александр! И первая моя мысль: «Господь послал нам батюшку!»

— «А в море житейском, а в жизни земной
Где тихая пристань? Где людям покой?
Вот тихая пристань — святой Божий храм.
Сюда, мой товарищ, спешить нужно нам.
Здесь в горе и в нуждах, всегда благодать
Готова нам скорую помощь подать.

И в море житейском и в жизни земной
Как солнце на небе Творец Всеблагой!
Он всем управляет Он каждого зрит
И всем им за слезы блаженство дарит».

Вот и ответ. Главное не отчаиваться, Господь никогда не оставит своих детей. Хотя и без искушений не бывает. Но, как учат святые отцы Церкви, «Важно сохранять в искушениях рассудительность» т. е. правильно понимать, откуда и для чего они нам даются.

— Но ведь хочется и для людей еще что-то сделать, а возможности нет…

— Господь и намерения приветствует!

— Да-да, мы — верующие люди. Причем я, наверное, верю в Бога даже больше, чем Владлен. У него другой ум, мужской, анализирующий, им, мужчинам, все нужно сначала руками потрогать, чтобы убедиться в чем-то. А женщины сердцем принимают.

— Совершенно с вами согласен, Маргарита Викторовна. Вспомним апостола Фому, который сказал по Воскресении Христовом: «Если…не вложу перста моего в рану от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25),. И Марию Магдалину, которой Воскресший Иисус в ответ на ее радостный крик: «Учитель!», говорит: «Не прикасайся ко Мне», но «иди к братьям Моим и скажи им», что видела Меня, и Мария, ни на секунду не сомневаясь, что это именно Господь, и что Он действительно воскрес, идет и делает все, что Он ей сказал. Ей было достаточно только увидеть Христа.

— Впервые в церковь я пошел в 1943 году на Пасху, — задумчиво говорит Владлен Семенович. — Слушал упоительное церковное пение Михайлова и Козловского!.. Оно перевернуло мне всю душу. Но я также хорошо запомнил аромат ладана, мерцание свечек в темноте, Крестный ход, священство в праздничном облачении, людей, хором поющих «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» Мне открылся иной, неизвестный до того, мир… А через несколько дней пришло сообщение о создании при МХАТе Школы-Студии имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко. И вот тогда я воскликнул: «Вот! Это моя судьба! Воистину Христос Воскресе!»

— В жизни мы часто получаем стопроцентное подтверждение тому, что Бог есть, — говорит Маргарита Викторовна, — что Он здесь, рядом с нами, всегда был, есть и будет! И после этого так хорошо, радостно становится на душе. Но затем повседневная суета, мирские заботы, крадут у нас эту благодать, и мы вновь забываем Господа и пребываем в этой преступной забывчивости до тех пор, пока Он снова не напомнит нам о Себе, не явит нам Себя в Своей благодатной помощи.

— Как-то супруга сравнила себя с листиком на поверхности воды и спросила: «Куда прибьют меня потоки, к какому берегу?» Уметь принять от Бога все, что он ниспошлет нам — все-таки дар Божий. Чтобы ни случилось, уповающие на Бога все принимают во славу Божию. Вот я и говорю: блажен кто верует, тепло тому на свете.

— Но опять же от Евангелия не уйдешь: «Следуй за Мною» (Мф. 19, 21), — говорит нам Господь. Это значит: «Неси свой крест» Но где взять силы?

— «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21,19). А когда совсем тяжело бывает, вставайте на молитву. Откройте Псалтирь и утешение придет, и благость на душе будет, и спокойствие. Может, не все слова псалмов будут понятны, но уверяю вас, они лягут на сердце. Ведь мы, когда берем таблетки, не знаем, из чего они сделаны, какие в них ингредиенты химические, но начинаем их пить и выздоравливаем. И здесь так же, благодать, сила Божия и тело исцеляют, и ум освещают, и душу успокаивают, и человеческие отношения устраивают.

В заключение уже по сложившейся традиции я прошу Владлена Семеновича и Маргариту Викторовну сказать несколько слов читателям. Оба единодушны: «Хочется пожелать всем и каждому: храните веру Православную, как залог нашей вечной жизни. Спасайте свои души!»

Протоиерей Александр Новопашин

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2469


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru