Владивостокско-Приморская епархия | Виталий Совастеев | 23.10.2007 |
Вопрос о синтезе Востока и Запада в сфере духовной жизни давно уже стоит перед отечественной культурологией и исторической наукой. Предпринимались небезуспешные попытки его решения. К сожалению, это не касается Японии. Вопрос о влиянии христианства на общественное развитие Японии относится к числу слабо изученных в отечественной исторической науке, результаты этого изучения носят фрагментарный характер. Нет полной картины, которая позволяла бы в динамике представить взаимодействие христианства и японской традиционной культуры. В данной работе предпринимается попытка восполнить этот пробел.
Как известно, Япония — представитель дальневосточной конфуцианской цивилизации. Многие исследователи относят ее к самостоятельной дочерней цивилизации, отпочковавшейся от дальневосточной конфуцианской. Японская цивилизация, как дочерняя цивилизация, имеет отличия от классической китайской формы. Ее культура относится к открытому типу культуры, точнее, следовало бы ее назвать полуоткрытым типом. Для нее характерно умение впитывать и усваивать внешние воздействия, сохраняя свои незыблемые основы. На протяжении всей истории своего существования для японской религиозной жизни характерно сохранение синтоизма в качестве фундамента религиозной жизни. Открытость японской культуры некоторые исследователи объясняют влиянием синтоизма, для которого характерен своего рода прагматизм в подходе к инородным духовным ценностям. В этом же направлении действовал и конфуцианский рационализм, утвердившийся в Японии в эпоху Токугава в результате превращения неоконфуцианства (чжусианства) в официальную идеологию.
Эти особенности во многом объясняют взаимоотношения христианства и японского общества.
Первое соприкосновение японского общества с христианством относится к XVI в. В это время Япония переживала драматический период в своем развитии, связанный с упадком сегунской династии Асикага, разбеганием отдельных территорий от ослабевшего центра, усилением раздробленности страны и в то же время отмеченный попытками отдельных феодалов положить конец этой раздробленности и добиться объединения страны под властью центрального правительства.
Во взаимоотношениях христианства и местного поликонфессионального общества можно выделить четыре периода. Первый период приходится на XVI — начало XVII вв. Его можно обозначить как период интенсивной экспансии христианства в Японию, в результате которого японское общество оказалось поставленным в большую зависимость от христианских миссионеров, действовавших напористо и целенаправленно.
Второй период приходится на середину XVII — середину XIX вв. Он во многом совпадает с эпохой господства сегуната Токугава. Для него характерно введение системы «закрытого государства», осуществление политики изоляции страны от внешнего мира. Эта политика была направлена своим острием против христианской цивилизации, влияние которой было сведено до минимума.
Наступление третьего периода связано с насильственным прекращением изоляции Японии от внешнего мира в середине XIX в. Военно-техническое превосходство западной цивилизации над Японией имело свое логическое продолжение в своего рода христианском ренессансе в стране, который, однако, не достиг того размаха и силы влияния, как это имело место в XVI в. В целом этот период продолжается до окончания второй мировой войны.
Четвертый период наступает после поражения Японии во второй мировой войне. Этот период принес с собой вторую волну европеизации в Японии, которая по своим масштабам и глубине намного превосходит волну европеизации, нахлынувшую во второй половине XIX в.
Рассмотрим более подробно наиболее существенные перемены в японском обществе, которые повлекло за собой появление христианства.
XVI в. вошел в историю как «эра христианства» в Японии (английский исследователь Дж. Боксер так и назвал свое капитальное исследование, посвященное первому опыту межцивилизационного взаимодействия между христианством и традиционным японским обществом, — «Век христианства в Японии»). В XVI в. христианство проникает в Японию в особенно агрессивной форме. Авангардом распространения христианства в Японии были иезуиты, стремившиеся подчинить себе японское общество. Им удалось глубоко укорениться в южных провинциях страны. Юг Японии стал своего рода государством в государстве. Большую роль в распространении христианства в Японии в XVI в. сыграл испанский миссионер Франциск Ксавье, причисленный к лику святых католической церковью. К началу 80-х гг. XVI в. в Японии насчитывалось уже 200 церквей и 150 тыс. местных католиков.
Проникновение христианства в Японию лишний раз напомнило об угрозе независимости японского государства и вызвало реакцию отторжения. Изоляция Японии от внешнего мира — это своего рода реакция на агрессивную экспансию христианства, грозившую утратой культурной самобытности.
Нужно отметить, что несмотря на жесточайший контроль токугавской администрации, в период полной изоляции страны от внешнего мира не удалось полностью устранить его влияние в японском обществе. В этот период времени в наибольшей степени проявилась его способность оказывать позитивное влияние на японское общество.
В третий период, после открытия страны наступило время легализации миссионерской деятельности и выработки неких определенных норм поведения христианства и местных религиозных систем в процессе их взаимодействия. Наступил период некой стабилизации во взаимоотношениях между христианством и местными религиозными системами. Усилению позиций христианства после «реставрации Мэйдзи» (Мэйдзи исин) способствовало то, что оно в это время, в отличие от буддизма, в меньшей степени подвергалось гонениям со стороны государства. Следует отметить, что во второй половине XIX в. наряду с западными направлениями христианского вероучения в Японии получило возможность для своего распространения и православие. Православие отличалось особой ролью в религиозной жизни японского общества, для него не была характерна агрессивность, его преимуществом было подвижничество в осуществлении миссионерской деятельности.
В эпоху буржуазного развития с распространением христианства было связано восприятие в Японии многих элементов западной цивилизации. Например, социалистическая мысль проникает в Японию первоначально в виде христианского социализма.
Как уже отмечалось, в послевоенный период японское общество переживало период второй волны европеизации. В этом процессе определенную роль сыграло и христианство. Послевоенная японская конституция 1947 г. признала свободу религии. В ст. 20 записано: «Свобода религии гарантированна для всех». Христианство получило право на существование наряду с другими традиционными религиями. По данным на 31 декабря 1995 г. в Японии насчитывалось 1 449 989 лиц, исповедующих христианство. Это составляет 0,7% от всего населения.
В послевоенной Японии отчетливо заметна роль христианства как одного из источников формирования интеллектуальной элиты. С 1913 г. существует университет Дзёти (он же университет София), в котором учится более 9 тыс. студентов. Этот университет дает образование тем, кто исповедует католичество. Выпускники этого университета нередко занимают крупные государственные посты. Католиком был премьер-министр Японии конца 70-х годов ХХ в. Охира Масаёси.
Основное предназначение христианства в последние полтора столетия заключалось в том, что оно помогало японцам воспринимать западную цивилизацию не только с точки зрения ее технического развития, но и как систему духовных ценностей. Что же касается православия, которое уступает в Японии католичеству по степени своего влияния, то оно служило своего рода мостом для восприятия российских духовных ценностей.
Виталий Владимирович СОВАСТЕЕВ, доктор исторических наук, профессор Дальневосточного государственного университета