Православие.Ru | Анатолий Холодюк | 22.10.2007 |
Преподобная Пелагия Антиохийская, Елеонская. Современная икона. Подарена о. Иоакиму иконописцами Донецкой епархии |
В просторную, почти квадратной формы пещеру, стены и потолок которой мусульмане выложили камнем, ведут крутые ступени. В ней собралось совсем немного молящихся: русские и греческие инокини, странники из Сербии и Румынии, случайные паломники. В обычные дни служители мечети взимают плату с каждого паломника за посещение пещеры — один доллар. Но раз в году — 21 октября, в день памяти преподобной Пелагии Антиохийской, называемой еще Елеонской и Палестинской, — мусульмане арабской деревни Аттур («Святая гора»), расположенной на самой вершине Масличной горы, позволяют православным христианам бесплатно спуститься в древнюю пещеру — место монашеских подвигов и вечного упокоения святой.
Пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети, под сводами одного из одноэтажных зданий, примыкающих к мечети. Расположенную в полуовальной нише у южной стены гробницу мусульмане покрыли длинным зеленым покрывалом и такого цвета же ковриком. Пещера издавна почитается не только христианами, но и иудеями и мусульманами, причем иудеи считают, что пещера является местом погребения пророчицы Хульды (VII в.), а арабы приписывают ее мусульманской святой Реабе Аладия, жившей в ней в VIII веке.
Елеонская пещера, где подвизалась в мужском образе преподобная Пелагия, упоминается уже в древнейших описаниях паломничеств во Святую Землю. Так, в «Хожении Даниила, Русьскыя земли игумена» (нач. XII в.) читаем: «На горе Елеонской есть глубокая пещера, близ Вознесения, на юг от него. В этой пещере стоит гроб святой Пелагии-блудницы; тут вблизи расположился столпник, муж весьма духовен…». И грек Иоанн Фока, посетивший святые места в 1185 году, в своем «Сказании вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины» писал, что недалеко от места вознесения Спасителя «есть пещера, в которой совершала свои аскетические подвиги святая Пелагия, где и святое тело ее в каменной раке почивает». Много столетий спустя, в 1830 году, русский монах Серапион в своем «Путешествии во святый град Иерусалим» расскажет о «турецкой мечети» и вблизи нее «пещере, в которой спасалась преподобная Пелагия», заметив, однако, что «в сию последнюю турки никого не впускают».
Об этой пещере вблизи места вознесения Иисуса Христа говорится и в житии преподобной Пелагии. Ее имя переводится с греческого языка как «морская», родом же эта святая была из Антиохии Сирийской. Она была известна в городе не только как актриса, но и как самая красивая и легкомысленная девица, ведшая весьма распущенную жизнь. За роскошные одежды и многие дорогие украшения, коими она любила щеголять, ее прозвали «Маргаритой», то есть «жемчужиной». К раскаянию и христианской вере ее привел епископ Илиопольский Нонн, прибывший однажды в Антиохию на собор епископов. По молитвам мудрого святителя Пелагия пришла в христианский храм, услышала проповедь епископа, поняла всю греховность своей жизни, раскаялась и крестилась. Затем она принесла все, что имела, епископу Нонну, который распорядился раздать добро нищим. Спустя некоторое время Пелагия, переодевшись в мужскую одежду и взяв с собой подаренные епископом Нонном власяницу и подрясник, удалилась навсегда из Антиохии в Иерусалим. Здесь все принимали ее за юношу, пожелавшего стать монахом. Инок с мужским именем Пелагий устроил себе келью на Елеонской горе, и жители окрестных мест считали его евнухом. Отшельник Пелагий, затворившись в глубокой пещере, стал вести в ней суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Достигнув по истечении нескольких лет высоких духовных дарований, инок Пелагий в 457 году окончил свою земную жизнь. И только в час погребения духовенство и народ узнали, что почивший инок был женщиной, подвизавшейся в мужском образе.
История Церкви знает немало примеров того, как ступившие на путь иноческой жизни благочестивые жены сокрывали свое женское естество под мужским платьем, и, ведя жизнь строгую, так преуспевали в духовном совершенствовании, что становились святыми. Таковы были преподобные Анастасия Патрикия (память 10/23 марта), Афанасия Тавенская (память 9/22 октября), Мария, именовавшаяся Марином (память 12/25 февраля), Феодора Александрийская (память 11/24 сентября), преподобномученица Евгения (память 24 декабря / 6 января), блаженная Ксения Петербургская (память 24 января / 6 февраля). Имена этих святых после молебна упомянул в своей краткой проповеди архимандрит Иоаким. Архимандрит Иоаким говорил на греческом. Русским паломникам его проповедь переводил отец Поликарп. В ней были и такие слова: «Святая в своих подвигах на Елеоне достигла высоты монашеского делания, стала образцом монашеской жизни. Высокодуховной своей жизнью святая Пелагия привлекла многие души ко спасению».
Задержавшись на некоторое время в ярко освещенной электричеством пещере, мы вместе с отцом Поликарпом стали искать на ее стенах и на гробнице «еврейские» и «греческие» надписи, а также «самое место подвигов, а может быть и могилу» преподобной Пелагии — «маленькую низкую каморку с заложенным окошком, через которое затворница Пелагия принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления», о чем сообщает автор книги о Святой Земле «Приди и виждь» Н. Н. Лисовой. Однако ничего подобного не обнаружили. Из одного путеводителя в другой кочует не соответствующая действительности информация о наличии якобы «в восточной стене пещеры входа в другую, меньшую, пещеру», где в затворе жила преподобная Пелагия.
«Может, арабы замуровали вход из одной пещеры в другую? Или в тексте какая-то неточность?» — спрашиваю отца Поликарпа. «Да нет, это, скорее всего, „отсебятина“», — последовал ответ.
«На склоне Елеона, обращенном к Иерусалиму…»
Пещера преподобной Пелагии находится несколько южнее часовни Вознесения Господня. Русские часто называют ее «Стопочка». Она построена на том самом месте, откуда Спаситель вознесся на небеса. Часовня здесь известна примерно с 370 или 387 года. Источники сообщают, что еще равноапостольной царицей Еленой была воздвигнута базилика дивной красоты, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Вероятно, здесь молилась некогда и Пелагия. Часовня простояла до 614 года, когда была разрушена персами. В 628 году патриарх Модест восстановил ее. При крестоносцах в 1152 году часовня входила в ведение монастыря святого Августина, а после 1187 года была переделана и превращена в мечеть. Нынешнее здание «Стопочки» датируется XIII веком. Это арабская постройка, хотя нижняя его часть еще времен крестоносцев. И часовня, и двор, в котором она расположена, имеют восьмиугольную форму. По преданию, это место огорожено двухметровой стеной из камней, взятых с развалин храма Вознесения. В «Стопочке» находится святыня — камень с отпечатком стопы вознесшегося Спасителя. А когда-то внутри постройки хранились два камня с отпечатавшимися на них Его следами. Сейчас остался один, а второй был перенесен мамелюками-мусульманами в иерусалимскую мечеть Аль-Аксу и считается ими отпечатком ноги пророка Мухаммеда.«Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана», изданный в 2000 году в Москве под редакцией М.В. Бибикова, сообщает о «монастыре во имя преподобной Пелагии», якобы расположенном на горе Елеон через дорогу напротив часовни Вознесения и пещеры преподобной Пелагии. Тот же путеводитель говорит и о хранящейся в том же «монастыре» реликвии — «святом кресте, по преданию, принадлежавшем святой равноапостольной царице Елене». Архимандрит Иоаким только руками разводит от удивления, отрицательно покачивает головой, а монах Поликарп комментирует: «И это отсебятина».
На самом же деле здесь находится принадлежащий грекам земельный участок с недостроенной на нем церковью Вознесения, где уже несколько лет в согласии живут монахи Иоаким и Поликарп. Покатый участок на западном склоне горы Елеон обрамляет высокий каменный забор с колючей проволокой в несколько рядов. Территория от дороги до забора покрыта пожухлой травой и захламлена местными жителями мусором. В заборе можно найти металлическую решетчатую калитку, которую отец Поликарп открывает ранним утром по четвергам и по праздникам, когда сюда на богослужения приходят молящиеся. Архимандрит Иоаким рассказал, что когда-то эту землю с масличными деревьями площадью в 10 гектаров купил патриарх Иерусалимский Кирилл II, желавший построить тут церковь Вознесения. Однако всевозможные препятствия помешали осуществлению его планов. Греческая Патриархия не прекратила своих усилий по поиску способов возведения церкви, и в 1984 году патриарх Иерусалимский Диодор I поручил заниматься елеонским участком архимандриту Иоакиму (Строгилу), приехавшему с греческого острова Хиос в Иерусалим. Еще в раннем возрасте он возжелал стать монахом и жить на Елеонской горе. Вокруг участка возвели стену, построили скрываемые в зелени оливковых деревьев добротные домики для паломников.
Городские власти Иерусалима запретили на этом земельном участке всякое строительство. Однако это не остановило отца Иоакима, и он, не взирая на запреты, начал рыть котлован для фундамента будущей церкви Вознесения. Во время земельных работ обнаружилось, что крутой склон Елеонской горы изобилует засыпанными землей древними гробницами. Семь из них отец Иоаким очистил от земли и поставил на них иконки с горящими лампадами. Он раскопал на участке и небольшую естественную пещеру, где, по его мнению, на Елеонской горе отдыхал Спаситель. Доказывая свою точку зрения, он открывает собеседнику Евангелие от Луки: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» (Лк. 21: 37). Архимандрит Иоаким с благоговением относится к этой пещере, где сегодня горят лампады перед тремя иконами Иисуса Христа.
Однажды во время строительных работ в котловане обнаружили древний деревянный крест, бережно хранимый теперь в алтаре недостроенной церкви. Кстати, здесь имеется и еще один крест с вкраплением частиц мощей апостола (отец Иоаким, к сожалению, не знает какого именно) и богато украшенный драгоценными камнями. Этот крест — дар Иерусалимского патриарха Кирилла II, освящавшего когда-то елеонский участок.
«Если бы мы нашли такую великую христианскую святыню, как крест самой равноапостольной царицы Елены, то, уверяю вас, у нас бы его забрала Греческая Патриархия», — говорит отец Иоаким, комментируя информацию в русском путеводителе.
В 1992 году, когда архимандрита Иоакима в Иерусалиме не было, поднимающиеся из земли бетонные стены церкви были разрушены. Говорят, «церковь изменила бы горизонт и сложившийся силуэт Елеонской горы», потому что закрывала бы собой мечеть. По рассказу отца Иоакима, израильская техника, громившая церковь, вынуждена была прекратить свою работу. Бульдозерист утверждал, что из-за перегрева вышел из строя мотор, а отец Иоаким считает, что «произошло чудо, остановившее варваров». Вынесенная из нижней церкви икона Христа Вседержителя чудом возвратилась на прежнее место. Нижняя церковь осталась цела, в ней и проводятся сейчас богослужения, а выше — в развалинах алтаря — архимандрит установил на столе большой макет недостроенной церкви Вознесения.
Отец Иоаким жил на участке со своей матерью по имени Анастасия, учительствовавшей до выхода на пенсию. Некоторое время она даже возглавляла мэрию маленького городка Вронтадо на остров Хиос. Она, по словам архимандрита, стала «жертвой и приношением Богу на святом месте Вознесения Спасителя на Елеонской горе», и теперь она — местночтимая мученица Анастасия Иерусалимская, чьи нетленные мощи находятся в специальной гробнице, примыкающей к нижнему храму.
8 июля 1995 года неизвестные люди в масках пытались лишить жизни архимандрита Иоакима, хотели выколоть острием карандаша глаза, безжалостно наносили ему раны. На крики о помощи выбежал из кельи живший здесь иконописец из Москвы Владимир Рыло, принявший впоследствии постриг с именем Варсонофий в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Этот Владимир, рассказывает отец Иоаким, был высокого роста и очень сильным. Он и помог монаху вырваться из рук бандитов. Отец Иоаким поспешил в келью матери, чтобы рассказать ей о случившемся. Однако нашел ее на земле уже мертвой: неизвестные злодеи связали и задушили ее.
Однажды Анастасия явилась отцу Иоакиму во сне: на лбу ее были видны три кровоточащие раны. Мать сказала сыну: «Кровь пролилась ради этого святого места, чтобы здесь стояла церковь».
К сожалению, появившиеся несколько лет назад сообщения в прессе о том, что иерусалимские власти разрешили грекам строить церковь Вознесения на Елеоне, не соответствуют действительности, сообщил отец Поликарп. В нижнем храме он показывает паломникам большую икону новомученицы Анастасии Иерусалимской, которую прислали украинские иконописцы из Донецкой области, паломничавшие по Святой Земле.
Гостеприимный архимандрит Иоаким любит паломников и после богослужения или молебна приглашает их на трапезу на просторную веранду. Сам не присядет, а обслуживает гостей, называя им на английском и русском подносимые в маленьких тарелочках блюда. У него всегда много хлеба, жареных пшеничных зерен, печенья, козьего сыра, винограда, фруктов и сушеных маслин собственного приготовления. Вино, кофе и мед подаются им тоже в малюсеньких стаканчиках.
Отец Иоаким знает на своем участке такие точки, откуда с Елеонской горы взору паломников открывается величественная и незабываемая панорама Иерусалима, который для верующих людей «радость всей земли» (Пс. 47: 3). Елеонская гора и тот участок на ней, где в трудах и молитвах подвизаются монахи Иоаким и Поликарп, давно были избраны для поклонения Богу. Многие великие и славные дела Божии на Святой Земле происходили именно на горах. С горой Библия сравнивает Божественную силу и благодать (Пс. 35: 7; Ис. 2: 2). Так и хочется представить, как выглядела Масличная гора во времена земной жизни преподобной Пелагии…
Архимандрит Иоаким перечисляет уже хорошо известные всем паломникам святые места на Елеоне и предлагает вместе с монахом Поликарпом спуститься на территорию монастыря Марии Магдалины, где сохранились остатки древней лестницы, которая когда-то вела из Кедронской долины на вершину Елеонской горы. Считается, что эта лестница насчитывала 537 ступеней и была описана в латиноязычных документах IX столетия. Здесь отец Поликарп показал два места: с одного, по преданию, Богородица вознеслась на небо, а с другого Мария Магдалина наблюдала за мучениями святого Стефана, побиваемого камнями.
«Тебе бы, отец Поликарп, при твоих силах и знаниях экскурсии для паломников проводить», — говорю я, когда мы из Кедронской долины и Гефсимании возвращались по крутой дороге на Елеон. «Нет, уж. Это суетное дело. Да и коз не на кого оставить. А их надо покормить, а потом подоить», — отвечает он.
«Святая Пелагия привлекла многие души ко спасению…»
Ранним утром в окно кельи на греческом участке Елеонской горы постукивает на ветру тоненькая ветка маслины. Первыми паломников будят петухи архимандрита Иоакима. Вспоминается, что в евангельские времена пение петухов возвещало о третьей страже ночи — с полуночи и до трех часов (см.: Мр. 13: 35). К разноголосым петушиным крикам как-то сразу привыкаешь. Но сон прерывают другие громкие голоса на незнакомом языке: это с башни минарета, расположенного рядом с пещерой преподобной Пелагии, муэдзины ночью призывают мусульман деревни Аттур на молитву.Медленно просыпается хозяйство отца Иоакима. У него здесь голубятня, куры, утки, козы, кролики, овцы и две собаки, бегающие на цепи. Над садом с виноградными лозами, фисташковыми, гранатовыми, масличными деревьями стремительно летают ласточки, построившие гнезда не только под крышами домов, но и у «Стопочки». Эти птицы смело залетают в мечети и храмы. У арабов о них сложена поговорка, говорит отец Поликарп: «Ласточка восхваляет Всевышнего и пачкает святилище».
В первой половине дня отец Поликарп занят козами. Смотрю на него и вспоминаю слова из проповеди архимандрита Иоакима после молебна в пещере преподобной Пелагии: «Высокодуховной своей жизнью святая Пелагия привлекла многие души ко спасению». Это и о нем, об отце Поликарпе (Агабабове), в прошлом артисте оперетты и руководителе театра музыкальной комедии. Кажется, совсем недавно на театральной сцене во время вечернего спектакля он держал за талию своих партнерш, а теперь вот сильными руками по утрам ловит во дворе коз, чтобы их подоить. Ежедневно ему приходится возиться с десятью вертлявыми козами, с которыми он разговаривает то строго, то нежно, называя их всех при этом Мельницами — Коричневой, Черной, Слепой, Пятнистой.
Как-то, уже в ранге «молодого пенсионера», он в числе московских паломников приехал на Святую Землю, посетил монастыри на Елеонской горе, помолился у «Стопочки», поклонился преподобной Пелагии в ее пещере, а затем случайно зашел на участок к отцу Иоакиму… Через переводчика архимандрит узнал и сразу одобрил желание русского паломника подвизаться на Елеонской горе — месте подвигов преподобной Пелагии, бывшей антиохийской актрисы. Теперь вот монах Поликарп, с которым мы давно познакомились на афонских паломнических тропах, имеет на Святой Земле келью в металлическом контейнере, похожем на вагончик без колес.
«Помнишь, якорь своей души я хотел бросить на Афоне, а получилось, что здесь…» — говорит он.
Отец Поликарп щедро делится своими рассказами о Святой Земле, переходя от одной темы к другой: «Смотри, куда после дойки побежала Мельница Вертлявая!.. Да не к ограде, а к дереву у ограды. Как называется это дерево, знаешь?». И тут же, не дождавшись ответа, продолжает: «Это и есть смоковница. У нее широко раскинувшиеся ветви с крупными листьями и питательными плодами, называемыми инжир. Так вот. Листья на смоковнице появляются раньше плодов и служат верным признаком наступления лета. А та смоковница, которая отдала всю свою силу на листья, но не имела плодов, подпала под осуждение (см.: Мф. 21: 19).
«А знаешь, отче Поликарп, — говорю я, — в прошлый мой приезд ты мне показал у нижнего храма растение, назвав его иссопом, из которого отец Иоаким делает кропила. Я тогда с твоего разрешения сорвал несколько веточек и привез домой, показал специалистам Ботанического сада, а они тут же опровергли тебя: это, мол, совсем и не иссоп, а трава какая-то, которая повсеместно растет в Иерусалиме. Из Священного Писания видно, что иссопом называлось небольшое кустарниковое растение, родственное майорану или каперсу (см.: 3 Цар. 4: 33, Исх. 12: 22; Ин. 19: 29). В Евангелии от Иоанна говорится, что солдаты наложили на иссоп (ствол или ветку) губку, пропитанную уксусом, которую и поднесли к устам Иисуса Христа».
И такие беседы у нас с открытой Библией в руках продолжается до самого вечера. А на Елеоне темнеет быстро, и крупные звезды, кажется, прижимаются к самой земле, откуда, разгоняя тьму, возносятся в небо молитвы.
«Не правда ли, именно звезды более чем что-либо другое в природе, свидетельствуют о дивном величии Создателя? — спрашиваю отца Поликарпа. — Взираешь на них с этой иерусалимской высоты и вместе с Псалмопевцем приходишь в изумление о попечении Бога о человеке (см.: Пс. 8)».
Отец Поликарп направляется в это время в нижний храм с лампадным маслом: «А я вот недавно читал преподобного Макария Египетского, так он тоже мудро пишет о звездах. Не все светильники, наполненные одним маслом и зажженные одной свечой, издают в равной мере сияние огня. Так и мы, люди, будем по-разному прославлены у Бога: по достоинству заслуг и обитанию в нас Духа Божия. Ведь и «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15: 41)».
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=343&did=2063