Нескучный сад | Леонид Виноградов | 22.10.2007 |
Николай Емельянов выделил 4 основных волны гонений на Церковь: 1918−19 гг., 1922, 1930−31, 1937−38. Первая волна — Ленин призвал грабить награбленное, и в стране начались грабеж и беззаконие. В 1918−19 гг. было арестовано около 20 тысяч архиереев, священнослужителей, монахов и православных мирян. 8 из 10 арестованных были убиты (чаще расстреляны, но иногда утоплены, задушены и даже закопаны заживо).
Вторая волна гонений прошла под лозунгом изъятия церковных ценностей. Идеологом мероприятия был Троцкий, документы подписывал Калинин. Большевики стремились ограбить Церковь и запугать народ — везде проходили пресс-конференции, в газетах печатали антицерковные статьи. Поэтому за этот период оказалось легче собрать сведения — все репрессии документально зафиксированы (в отличие от первой волны). Арестовано было тоже около 20 тысяч человек, но расстреляно меньше тысячи.
В 1930−32 гг. арестовано около 60 тысяч человек, и каждый пятый расстрелян. Если во время второй волны появились обновленцы, то в эти годы распространялось стукачество: в каждый приход назначался чекист или местный «доброволец», обязанный доносить обо всем, что происходит на приходе. В каждом деле тех лет есть показания приходского стукача. Неслучайно именно в те годы «прославился» Павлик Морозов.
1937−38 гг. Святейший Патриарх назвал русской Голгофой. 200 тысяч арестованных и 100 тысяч расстрелянных за православную веру.
Но каждый из этих трагических периодов явил и небывалый подвиг русского народа. В годы гражданской войны Церковь устояла и сохранилась, когда большевики уничтожили все дореволюционные институты и сословия: дворянство, армию. Православные люди выдержали эту войну на уничтожение. Во время второй волны обновленческие храмы пустовали, а «тихоновские» были переполнены. Переполнены людьми простыми, вряд ли разбиравшимися в политике и канонических тонкостях. Но народ интуитивно понял, где святость, а где стремление услужить властям.
Во время третьей волны многих священников и мирян сослали, в результате образовались соборы новомучеников: Тамбовских, Соловецких, Казахстанских и т. д. Святые стали цементирующим основанием для Русской Православной Церкви.
Последняя волна гонений дала небывалый в истории собор новомучеников.
Вспомнив недавнее письмо 10 академиков, призывавших изгнать Церковь из школы, Николай Емельянов (сам выпускник мехмата МГУ, доктор технических наук) отметил, что в базе данных 9 членов Российской академии наук, более 100 профессоров вузов, более тысячи выпускников и студентов МГУ, Все эти люди пострадали за Христа.
Профессор Емельянов привел слова из постановления Собора Зарубежной Русской Церкви, состоявшегося в мае 2006 года: «Мы видим в новомучениках тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения Русской Церкви и делает возможным восстановление единства». Сегодня это единство — свершившийся факт, и в первую очередь благодаря новомученикам и исповедникам российским.
В заключение Н. Емельянов сказал, что база данных по новомученикам многим людям помогла вспомнить свои корни, преодолеть разрыв поколений, казавшийся в 1989−90 гг. катастрофическим.
Священник Александр Мазырин, заместитель заведующего отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, напомнил, что собор исповедников Российских возглавляет святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. И когда только создавался богословский институт, не было сомнений, кого избрать его небесным покровителем. Все годы в ПСТГУ ведется работа по сбору материалов, связанных с личностью святителя. На круглом столе сотрудник отдела Наталия Кривошеева представила книгу «Современники о Патриархе Тихоне», изданную в 2007 году в ПСТГУ. Значительную часть материалов для книги подготовил выдающийся историк Церкви Михаил Ефимович Губонин (1907−1971). Собирал он материалы в те годы, когда это не могло принести ничего, кроме неприятностей — о Патриархе Тихоне в советских энциклопедиях писали тогда только как о контрреволюционере и враге. Н. Кривошеева отметила, что канонизация святителя произошла 9 октября 1989 года — ровно через 18 лет после смерти Губонина, а издана книга в год 100-летия со дня рождения историка.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=728