Русская линия
Ставропольский благовестПротоиерей Владимир Самойленко22.10.2007 

Легко ли быть благочинным?

Часто те, кто недавно переступил порог церкви, задают вопрос: а кто такой архиерей, благочинный, ктитор, староста, чем они занимаются? Сегодня мы расскажем об одном из этих послушаний, и поможет нам в этом благочинный православных церквей Республики Северная Осетия — Алания протоиерей Владимир Самойленко.

— Отец Владимир, расскажите, в чем заключаются ваши обязанности при выполнении возложенного послушания.

— «Благочинный» — от слов «благо чинить». Мы говорим о священническом служении, что это большая ответственность перед Богом, перед народом Божиим, перед священноначалием. А быть благочинным — ответственность еще большая. Священник отвечает за один вверенный ему приход и паству, которая относится к этому приходу, а благочинный — за совокупность приходов определенного округа. Но еще есть приходы, где он должен контролировать финансово-хозяйственную, духовную, миссионерскую, катехизаторскую, образовательную деятельность, работу с мирянами. Для этого нужно очень много сил.

Не всегда, конечно, благочинный может сам справиться. Целью и задачей благочинного является — найти верных помощников из мирян, — это катехизаторы, преподаватели основ православной культуры, — потом уже контролировать и со всех спрашивать. Поэтому благочинный еще должен быть хорошим администратором. Помимо этого у него есть свой приход, где он — настоятель.

Что выделяет благочинного, какие качества? Ведь не каждый священник может заниматься этой деятельностью.

— Важное качество — коммуникабельность. Нужно уметь работать с людьми. Благочинный не может замкнуться на своем приходе и благочинии, на сугубо церковных делах. Необходимо взаимодействие с государственными органами власти, с Вооруженными силами, с общественно-политическими движениями. Поэтому, конечно, нужно постараться, чтобы люди тебя поняли, услышали, приняли. Это сделать тяжело, но очень важно и при желании достижимо. Следует так построить свои взаимоотношения с органами государственной власти, чтобы эти взаимоотношения носили плодотворный характер, чтобы Церковь могла решать стоящие перед ней насущные проблемы. От нас многое зависит. Если мы не сможем выстроить отношения с властью, то не сможем двигаться вперед. Так же и с общественными и политическими движениями. Потому что для нас немаловажно общественное мнение. А благочинный — лицо Церкви. Поэтому косность недопустима. Но, конечно, ни в коем случае нельзя жертвовать интересами Церкви ради того, чтобы выстроить хорошие взаимоотношения. Не надо подстраиваться под кого-то. Сделать так, чтобы к нам больше подстраивались, прислушивались.

— В чем особенности благочиннического служения в Осетии?

— Северная Осетия — самая южная окраина России, форпост российской государственности и Православия на юге страны. Еще ее называют православной республикой среди мусульманских народов. В республике проживает около 70 процентов осетин. Издревле осетины были православными, по преданию, апостол Андрей Первозванный проповедовал здесь. На 71 год раньше Руси осетины приняли христианство. В те времена до монголо-татарского ига был его расцвет, позже монголо-татары практически истребили осетин, и только в 1774 году, после присоединения Осетии к России, христианство стало возрождаться. И сегодня немало трудностей, проблем, но с Божией помощью мы их решаем. Главное, что осетины больше стремятся к Православию, хотя среди них есть и мусульмане. В декабре прошедшего года Министерство по делам национальностей провело опрос населения республики на предмет выявления конфессионального состава, в результате чего выяснилось — 71 процент считают себя православными, 15 исповедуют ислам и 0,3 процента относят себя к протестантам и сектантам.

Атеистов нет?

— В Осетии все верующие. Об этом очень красноречиво говорит осетинское застолье. Во главе его сидит старший — хиштор. Первый тост — за Великого Бога, даже если за столом сидит президент, будь он мусульманином, христианином или неверующим — без разницы. Осетинская традиция — первый тост за Великого Бога, и все пьют за Великого Бога. Второй — за Георгия Победоносца. Надо сказать, что этот святой сопровождает каждого осетина на протяжении всей его жизни.

— Каковы приоритеты вашей деятельности?

— Общение. Особенно с молодежью. Мне часто приходится выступать во Владикавказском горно-металлургическом институте. И раз от раза вижу, как меняется отношение людей к тому, что я рассказываю. Помню, выступал в большой аудитории и в начале лекции заметил, что половина студентов внимательно слушает меня. Вторая половина — занимается своими делами. Я продолжал говорить и спустя немного времени заметил, что все притихли и слушают… Мне потом преподаватели выражали свое удивление: как вы могли их всех так заинтересовать?

Осетия — приграничная республика, можно даже сказать — прифронтовая зона. Поэтому одна из важнейших наших задач — духовное окормление военных, солдат. Во Владикавказе находится военный госпиталь, расположенный, кстати, в здании бывшего Епархиального управления и Архиерейских покоев, мы часто бываем там. Священники крестят, исповедуют, причащают солдат, офицеров.

Благодаря попечению Владыки Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, в нашем благочинии происходит становление монастырей — это Свято-Успенский Аланский мужской монастырь, Богоявленский Аланский женский монастырь. Стремимся, чтобы в каждом осетинском селении был свой храм.

Господь не оставляет нас это Своей милостью, в чем мы иногда явно убеждаемся. Сотрудник Управления ФСБ Михаил Кусаев много сил положил на восстановление древнего аланского храма XII века в селении Горная Саниба. Храм посвящен Святой Троице, как, впрочем, и название самого селения, — оно переводится как Святая Троица. Михаил Кусаев восстанавливает не только храм (теперь уже заказали купол, иконостас), но и все подворье вокруг храма, домики для паломников, служителей, он благоустроил святой источник неподалеку.

Как-то позвонил мне, сказал, что со здоровьем плохо, в почках нашли камни, и доктора настоятельно советуют делать операцию. Просил молиться за него, что мы усердно старались исполнить; он тоже с верой обращался к Господу, прося исцеления. Спустя время новое обследование показало, что камней в почках нет. Он сам был очень удивлен. А мы поняли, что произошло чудо по молитвам и усердию человека в созидании храма Божия.

— Знаю, что вы искренне, по-отцовски, заботитесь о своем печатном издании — газете «Православная Осетия». Насколько важно иметь свой печатный орган?

— Это действительно очень важно. Ведь газета охватывает много людей, которые потом все равно приходят в храм. Сначала было нелегко, но со временем и авторов стало больше, и откликов, и писем в газету. Она пользуется популярностью. Я сам работаю почтальоном и разношу новый выпуск в правительственные и общественные организации. Каждый номер пристально рассматривается и обсуждается, так же как и епархиальная газета, в которой мы тоже находим для себя что-то полезное. Хотя для каждой газеты важно иметь свое лицо, на мой взгляд. Мы стараемся печатать больше аналитических материалов. Думаю, со временем появится и свой Интернет-сайт.

Подготовила Лариса Логвиненко.

http://www.stavropol-eparhia.ru/blagovest/archive/0096/blagochinnyi.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru