Ставропольский благовест | Священник Евгений Гомзяк | 20.10.2007 |
И все же изначально богатство составляло часть благого Божьего творения, над которым человек получил владычество (Быт. 1, 26). Такую ответственность человек сохраняет и после потопа (Быт. 9, 1−3), когда многое уже искажено и испорчено вследствие существования греха. В дальнейшем Бог обещает сделать потомство Авраама великим народом, подчеркивая, что он будет благоденствовать в земле обетованной (Быт. 12, 7; 15, 18; 17, 8; 22, 17). Сами патриархи — Авраам, Соломон, Иов — богаты, в качестве первого знака этого Божьего благословения (Быт. 24, 35; 26, 13).
Кроме того Бог также благословляет израильтян материальными благами в земле Гесем в качестве свидетельства для египтян (Быт. 47, 27). Тем не менее уже на пути в землю обетованную Бог недвусмысленно указывает ограничение для накопления богатств. В пустыне манну и перепелок следует собирать так, чтобы ни у кого их не оказалось слишком мало или слишком много (Исх. 16, 16−18).
Далее у пророков получает продолжение тема благоденствия как награды за послушание и тема угрозы этому благоденствию как наказания за грех.
Вместе с тем люди заметили, что богатство порождает жадность и злоупотребление властью. Уже в период между заветами многие считали: праведный богач — чрезвычайная редкость (Сир. 31, 3−10). Золотая середина относительно материальных благ выражена в молитве, согласно которой человек должен иметь достаточно собственности для того, чтобы избежать искушения красть, но не достаточно для того, чтобы возомнить себя независимым от Бога (Притч. 30, 7−9). «Двух вещей я прошу у Тебя… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: „Кто Господь?“ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Что касается Нового Завета, то он относится к богатству менее позитивно, чем Ветхий. Иисус не был дуалистом. Он не считал злом собственность как таковую. Однако Он видел в богатстве определенную опасность. Во многих высказываниях Христа богатство олицетворяется в образе маммоны (в арамейском языке того времени это слово обозначало «собственность» и могло иметь, в зависимости от контекста, как негативную, так и нейтральную окраску).
И Бог, и богатство (маммона) требуют служения себе. Однако мало того, что богатство не признак Божией милости, — оно мешает войти в Царство Божие! Об этом в Евангелии говорится не единожды, и по-разному. В рассказе о богатом юноше, например, содержится наглядное доказательство того, как предельно сложно войти в Царство Божие людям, чьи сердца привязаны к богатству.
У данного радикального подхода такое основание: сердце человека будет там, где находится его сокровище. Когда сокровище на небе, то и сердце обращено к небу. Когда сокровище на земле, сердце устремлено к земле. Фактически это подобно тому, как если бы верблюд попытался пройти сквозь игольное ушко! Отсюда можно заключить, что богачи не спасутся. Ученики потрясены: «Кто же может спастись?» (Мк. 10, 26). Иисус отвечает: «Все возможно Богу» (Мк. 10, 27). Об этом повествует и святой Лука в рассказе об обращении Закхея, начальника сборщиков податей (Лк. 19, 1−10). Там как раз свершается невозможное: «Ныне, — говорит Господь, — пришло спасение дому сему» (Лк. 19, 9). Однако эти слова Иисус произносит после того, как Закхей пообещал отдать нищим половину имущества и вернуть вчетверо тем, с кого он взял лишнее.
Невозможность одновременного служения Богу и деньгам подчеркивается в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19−31). Авраам говорит попавшему в ад богачу: «Ты получил уже доброе твое в жизни своей… ныне же… ты страдаешь». Итак, кто утешается в нашем мире, рискует быть осужденным Богом. Ту же мысль раскрывает притча о безумном богаче (Лк. 12, 16−21). В ней говорится о богаче, у которого уродили поля. Этот богач «рассудительно» решил сберечь излишки зерна на будущее и радовался, что у него не будет материальных забот. Само обладание этим богатством осуждает богача. Ведь он не раздал его бедным, не стал богатеть для Бога, но сберег для себя.
Другой важный евангельский текст: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Смысл таков: человек должен заботиться о бедняках, делясь с ними богатством («приобретайте себе друзей»), чтобы, когда он умрет, они приняли его на небеса («в вечные обители»).
Уже в Ветхом Завете богачи обнаруживали свою праведность именно заботой о бедняках — подобно Аврааму и Иову (христианские образы — это Иосиф Аримафейский, Варнава и др.).
И все же благотворительность — это не просто верное устремление сердца или освобождение от опасного имущества. Она приносит награду. И если богач из одной притчи осужден за черствость к Лазарю, а богач из другой — за желание оставить богатство себе, то тем, кто позовет на трапезу бедняков, обещано: «…воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 14).
В условиях полнейшего западного индивидуализма многое в учении Иисуса Христа о богатстве и бедности кажется безжалостно радикальным, революционным и даже безсмысленным. Но для христианина, как тогда, так и сегодня, оно должно быть исполненным глубокого смысла. Ибо Господь призывает нас в новый социальный мир, где призыв отказаться от имущества (частично или полностью) требует индивидуального решения. Христос учит нас радикальной этике даяния, основа которой — всецелое доверие Богу и приход Царства Божия. Конечно, выбор — всегда за нами. Но не будем забывать: «Благотворящий бедным дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19, 17).
http://www.stavropol-eparhia.ru/blagovest/archive/0097/reach.html