Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин19.10.2007 

В Польше вспомнили о светскости государства
Но сделали это, когда речь зашла об отношении к религиозным меньшинствам

В Польше разгорелся сравнительно небольшой предвыборный скандал, непосредственно связанный со взаимоотношениями государства и религиозных организаций. 3 октября газета «Дзенник» сообщила, что экс-министр обороны Радослав Сикорский незадолго до своей отставки выделил 12 млн. злотых (свыше 4 млн долл.) на строительство православной церкви для нужд военнослужащих, опекаемых специальным подразделением капелланов. Разумеется, не из своего кармана, а из бюджета министерства. Сикорский информацию не опроверг, хотя и заявил газете, что не помнит, когда он подписывал такое распоряжение.

Предполагается, что церковь построят к 2012 году. По словам православного епископа Польской армии бригадного генерала Мирослава Мирона-Ходаковского, денег, выделенных министерством, на строительство не хватит. Не исключено, что за дополнительным финансированием его управление, входящее в структуру Министерства обороны, обратится в Москву. Впрочем, на министерство православным грех жаловаться: под строительство военной церкви им выделили землю в центре Варшавы, на Мокотовских полях. Ее стоимость — свыше 30 млн долл. Неплохой подарок, если учесть, что из 150 тыс. военнослужащих в Польше лишь 5 тыс. исповедуют православие. Это-то и вызвало споры в польском обществе: дескать, Сикорский разбазаривал государственные деньги на поддержку религиозных меньшинств.

Сам экс-министр считает, что его пытаются дискредитировать политические противники. 22 сентября стало известно, что Сикорский будет баллотироваться в депутаты Сейма (досрочные парламентские выборы пройдут в стране 21 октября. — «НГР») от «Гражданской платформы» — главного конкурента правящей партии «Закон и Справедливость» (ЗиС). В эфире «Радио Зет» Сикорский заявил, что по мере приближения выборов о его решении «позволить второй по величине конфессии страны построить себе военную часовню» представители ЗиС будут говорить все чаще. Впрочем, и товарищи Сикорского по партии считают, что поступил он опрометчиво: государственные средства стоило потратить на реабилитацию побывавших в Афганистане польских солдат.

Проблема не только в том, что православных в Польской армии мало, а денег им министр выписал якобы неприлично много. Включившиеся в дискуссию вокруг решения Сикорского юристы указывают на то, что с 1989 года в стране действует Закон «О гарантиях свободы совести и вероисповедания», и в одной из его статей черным по белому написано, что «государство и его органы не дотируют и не субсидируют Церкви и иные религиозные организации». То есть решение финансировать строительство даже самой захудалой церквушки из госбюджета можно расценивать как нарушение Конституции! Что уж говорить о церкви в центре столицы.

Однако слабость любого закона в том, что его формулировки можно при желании интерпретировать в свою пользу. Начнет ЗиС напрямую обвинять Сикорского в попрании Основного закона страны, экс-министр сможет ответить, что церковь на Мокотовских полях — военный объект. Забота государства о военнослужащем — не только зарплата, жилье и т. д. Это еще и забота о душе! Пусть православных в Польской армии и немного, но они такие же военнослужащие, как и католики. У них есть свои религиозные потребности, и министерство идет им навстречу (тем более что Польская Православная Церковь в отличие от своей католической «сестры» строительство храма финансировать не в состоянии).

Более того, из 18 православных капелланов в Польской армии большинство — профессиональные военные. Можно сказать, что государство, помогая в строительстве военных церквей, создает им благоприятные условия для работы. На настоящий момент у Православного ординариата лишь три собственные церкви. Это храм Св. Марка на территории военного городка в Бялой Подляске (восток Польши), деревянная церквушка при военном госпитале в городе Чехочинек (запад страны) и церковь Пресвятой Богородицы, нуждающийся в ремонте памятник архитектуры в Пшемысле (юго-восток). В Варшаве, Гданьске и Вроцлаве православные капелланы временно совершают богослужения в православных кафедральных соборах. Так что строительство новой церкви — не блажь и не каприз.

«Не мог же я, будучи министром, поддерживать только католиков», — заявил Сикорский, выступая по радио. Действительно польские политики поднаторели в интерпретации закона в пользу Католической Церкви, причем касается это не только правых. Вот любопытный пример: в конце 1990-х Сейм поддержал инициативу примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа построить в Варшаве храм Божественного Провидения. Речь идет о проекте, который так и не был реализован с XVIII века!

Стоимость строительства оценили в 100−110 млн. злотых (свыше 40 млн долл.), и представители партии «Союз левых демократов» (sic!) в Сенате в 2004 году предложили пересмотреть проект госбюджета с тем, чтобы выделить на храм пятую часть требуемой суммы. Теряя популярность в обществе, левые пытались заигрывать с Церковью. Безрезультатно: в 2005 году уже они оказались в меньшинстве в обеих палатах парламента.

Теперь уже правое большинство пыталось включить финансирование храма Божественного Провидения в проекты бюджетов 2006 и 2007 годов. При этом выделяемую государством сумму предлагали удвоить! Разумеется, левые, которым лояльность Церкви была уже ни к чему, тут же напомнили своим оппонентам о Конституции, о светском характере государства и т. д. Правые отвечали, что строительство храма — не что иное, как «охрана национального наследия», а на такое благое дело не грех выделить и государственные средства. В итоге Сейм подобные проекты не утвердил, строительство церкви в текущем году было приостановлено «из-за нехватки средств», но попытки прогнуть закон под себя делались и, видимо, еще не раз будут предприниматься.

В прошлом году Страсбургский суд по правам человека начал рассмотрение иска Польской Православной Церкви к Польскому государству. Исторические предпосылки этого иска таковы. В 1950-е годы власти коммунистической Польши передали православным более 20 униатских церквей. Православные отреставрировали их, а часть заново отстроили. В конце 80-х новая власть пообещала передать православным храмы в собственность. Впоследствии в 1991 году в период президентства Леха Валенсы государство переменило решение. Православным предписали делить церкви с униатами до принятия «особого решения». Конституционный суд Польши отверг иски православных. Тогда они обратились в Страсбург.

В Страсбурге спросили у польских властей: почему в стране сложилась такая ситуация? Почему Католическая Церковь по принятому в 1989 году закону автоматически получила в собственность все используемые церковные сооружения (в том числе и 150 бывших православных храмов!), а православные — нет? Польские власти в ответ рассказали страсбургским судьям о брестской унии, зловредных коммунистах и о том, что «православие на польской земле — орудие русификации, разрушающее католическую идентичность поляков». Комментарии излишни!

Католическая Церковь в Польше — по-прежнему серьезная сила. Ради ее поддержки на выборах можно закрыть глаза на расхождения между собственными законопроектами и положениями Конституции. За православный электорат никто из польских политиков бороться не станет. Поэтому, когда речь идет о поблажках (крайне редких!) православным со стороны государства, все вокруг вмиг становятся принципиальными поборниками Основного закона.

http://religion.ng.ru/politic/2007−10−17/5_poland.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru