Русская линия
НГ-Религии Павел Круг19.10.2007 

Заклятые друзья
Визит Патриарха в Париж высветил проблемы русской эмиграции, но не решил их

В ходе своего визита во Францию Патриарх Алексий II встретился с главой Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата архиепископом Гавриилом (де Вильдером). Короткая встреча произошла 4 октября на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа, где Алексий II отслужил панихиду по русским эмигрантам. Там же присутствовал и глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев), сопровождавший Патриарха в его поездке.

«Тот факт, что мы принимаем вас здесь, не значит, что наша архиепископия умирает или стоит на пути исчезновения. Напротив, это живой организм, находящийся в полном здравии», — заявил Алексию II архиепископ Гавриил. Не секрет, что отношения с ним у Русской Православной Церкви сложились весьма напряженные. Однако на этот раз в Московском Патриархате учли всю сложность взаимоотношений между православными во Франции и делали весьма миролюбивые заявления. В частности, выступая в соборе Парижской Богоматери, Алексий II посвятил значительную часть своей речи не только диалогу с католиками, но и межправославным отношениям. «В ХХ веке промысел Божий привел во Францию людей из многих православных стран, — говорил Патриарх. — История этой эмиграции сложилась так, что на французской земле одновременно появились епархии и приходы, зависящие от нескольких поместных Православных Церквей. Многообразие православного присутствия во Франции — это и богатство, и особая задача».

Визит Патриарха во Францию лишь в очередной раз высветил эти проблемы, но не решил их. Чтобы разобраться в этой ситуации, корреспондент «НГР» обратился к секретарю епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе Михаилу Соллогубу и к прихожанину Русской Православной Церкви в Париже публицисту Никите Кривошеину.

Михаил Соллогуб, секретарь епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат)

Со времен Советского Союза статус Русской Православной Церкви в России сильно изменился, и для нас это является большим событием. Церковь возрождается очень быстро. В то же время Московский Патриархат не придает должного значения ситуации, в которой находимся мы, потомки русских эмигрантов. Мы сохранили традицию совершения богослужений на церковнославянском языке для некоторых прихожан, но при этом мы укоренены во французской культуре. Сам я русский, но многие прихожане, ставшие православными в результате свидетельства верующих из России, вовсе не считают себя русскими. Они полагают, что на территории Западной Европы необходимо некое автономное православное образование, а быть может, и Автономная Церковь.

К сожалению, наши братья из Москвы всерьез не воспринимают эти сомнения. Очень печально, что Московский Патриархат пытается отобрать у нас исторически принадлежащие нашей общине храмы, как это было, например, в Биаррице. Теперь же российское государство предъявляет права собственности на собор св. Николая в Ницце. Это большая ошибка как со стороны РПЦ, так и со стороны представителей российского государства.

Еще в июне этого года мы направили Патриарху Алексию II приглашение посетить наше Сергиевское подворье в Париже, выступить там с докладом, встретиться с представителями русской эмиграции. Однако нам ответили отказом, сославшись на насыщенный график патриаршего визита. Впрочем, хорошо, что Патриарх нашел время посетить Успенский храм на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, этом месте упокоения многих эмигрантов из России.

Нынешний визит Алексия II носит сугубо экуменический характер. Патриарх много встречался с католиками. Утром 3 октября он встретился в Париже с Ассамблеей православных епископов, на этой встрече присутствовал и наш архиепископ Гавриил, но углубленного знакомства с Патриархом не произошло, достичь взаимопонимания мы так и не смогли, хотя и стремимся к этому. Архиепископ Гавриил уже не раз писал в Московскую Патриархию, но все его письма остались без ответа. Приватную встречу не удалось организовать и в ходе визита Алексия II в Париж.

В Московском Патриархате любят подчеркивать, что наша эмигрантская община в 1930-е годы перешла в юрисдикцию Константинополя по политическим причинам. Так как сейчас политическая ситуация в России изменилась, то нашим приходам якобы следует вернуться в лоно РПЦ. Об этом Патриарх на днях заявил газете «Фигаро».

Я хочу сказать, что в 1930-е годы митрополит Евлогий (управляющий западноевропейскими приходами РПЦ. — «НГР») был запрещен Москвой в служении из-за того, что участвовал в молебнах в защиту православных христиан в России. Хорошо известно, что в это время Церковь в России находилась под контролем советской власти. Митрополит Евлогий перешел под омофор Константинополя, практически все приходы пошли за ним следом, и только с десяток общин остались верны Москве. В послевоенном 1946 году, после кончины владыки Евлогия, всем стало ясно, что наши отцы больше не являются эмигрантами, что им придется укореняться здесь, во Франции. Именно тогда заговорили о том, что православие универсально, оно не сугубо русское. И сегодня для всех нас возвращение к «русскому православию» — это отход от общехристианского и общекультурного к национальному.

Никита Кривошеин, публицист, прихожанин Русской Православной Церкви в Париже

Визит Алексия II во Францию начался с выступления в ПАСЕ. Это было очень значительное событие. Ведь Папа Римский Иоанн Павел II выступал в ПАСЕ как глава государства Ватикан, а Патриарх выступил как глава Церкви. Ранее в интервью французским СМИ он говорил о сближении с католиками перед лицом наступающего секуляризма. Это важнейший момент, имеющий общеевропейское значение. Что касается молебна в парижском храме Трех Святителей и поклонения терновому венцу Спасителя в соборе Парижской Богоматери — все это продолжение послания Патриарха, призывающего к единству русской православной традиции в Европе.

Это единство постепенно становится реальностью. Оно осуществляется на фоне замечательного, благословенного события, произошедшего в праздник Вознесения Господня 17 мая. Я говорю о подписании Акта о каноническом общении двух частей единой Русской Церкви. Это событие было воспринято как праздник русскими православными во Франции, которые сохранили верность церковной традиции. С каждым днем, с каждой неделей таких православных в этой стране становится все больше.

На этом фоне крайне прискорбен фактический полубойкот, объявленный Алексию II как главой Западноевропейского Экзархата русской традиции архиепископом Гавриилом, так и советом Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. В частности, Михаил Соллогуб, секретарь этого совета, опубликовал на днях в крупнейшей французской газете (речь идет о газете «Фигаро», статья Михаила Соллогуба была опубликована в ней 3 октября. — «НГР») неправдивый текст, в котором он утверждает самобытность французского православия. Лично я французского православия как такового не знаю. Существует просто православие, есть православие русской традиции, но французского — нет.

Патриарх даже не был приглашен в собор Александра Невского в Париже! И только после продолжительных колебаний архиепископ Гавриил согласился присутствовать на панихиде, которую Патриарх отслужил на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

http://religion.ng.ru/society/2007−10−17/4_friends.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru