НГ-Религии | Марк Смирнов, Павел Круг | 19.10.2007 |
После этого началось самое интересное: в одном и том же храме католики и православные по очереди совершили молебен. Затем Патриарх и парижский архиепископ поклонились христианским святыням, хранящимся в кафедральном соборе французской столицы: терновому венцу Спасителя и частице Креста Господня. Все происходящее в алтарной части транслировалось на телеэкраны, расположенные в западной и центральной частях огромного собора. После заключительных слов благодарности Алексий II покинул Нотр-Дам де Пари.
Произошедшее немедленно вызвало настоящий ажиотаж в России. «Кто-нибудь точно знает, был ли факт сослужения или совместной молитвы Патриарха с католиками в Париже?» — спрашивал в своем интернет-дневнике один из пользователей Живого Журнала. Подобный вопрос задавали себе многие: дело в том, что при всех призывах к «совместному свидетельству о Христе», при том что обе Церкви признают таинства друг друга, евхаристического общения между ними не было и не могло быть. За совместное причащение с католиками православному священнику грозит запрещение в служении: известный случай такого рода произошел в 1996 году с архимандритом Зиноном (Теодором) в Псковской епархии РПЦ.
К экуменическим (то есть совместным с инославными) молитвам отношение в РПЦ более мягкое, но все же достаточно скептическое. Грозное 45-е Апостольское правило («Епископ, или пресвитер, с еретиками молившийся токмо, да отлучен будет»), на которое любят ссылаться церковные фундаменталисты — сторонники епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), по-прежнему висит дамокловым мечом над всеми попытками активизировать межхристианский диалог. В этом вопросе по сравнению с епископом Диомидом глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Кирилл (Гундяев) — настоящий «церковный либерал». Во многом благодаря его дипломатичной позиции РПЦ сохраняет членство во Всемирном Совете Церквей и ведет постоянный диалог с католиками. Но и слишком далеко в РПЦ заходить не собираются: ко встрече Папы Римского и Московского Патриарха даже без совместных молитв православные в России психологически явно не готовы.
Вопрос об отношении сегодняшней Церкви к экуменизму повис в воздухе в связи с воссоединением Московского Патриархата с Зарубежной Церковью. Отказ РПЦ от участия в экуменической деятельности был единственной «настоятельной просьбой» со стороны «зарубежников», и этого в Московском Патриархате не учитывать не могут. Историческое воссоединение состоялось во многом при том условии, что вопрос об отношении к экуменизму не будет закрыт и Церковь в ближайшее время вернется к его обсуждению. Прошло почти полгода, и вот сам Патриарх совершил «дружественный визит» к представителям «инославной» Церкви, с которой ведется богословский диалог и существует общая позиция по противодействию секуляризму и аморализму XXI века.
Была ли эта поездка экуменической? Здесь важно отметить, что Римско-Католическая Церковь принципиально не является членом Всемирного Совета Церквей, имея при нем лишь статус наблюдателя. Это не мешает Ватикану оказывать довольно мощное влияние на текущую мировую политику. Даже если РПЦ выйдет из экуменического движения, вряд ли она откажется от взаимовыгодных в политическом плане отношений с католиками. В этом, как ни крути, есть Realpolitik, а экуменизм — всего лишь химера прошлого века.
На сообщения СМИ о «совместном богослужении» с католиками в соборе Парижской Богоматери последовало опровержение из ОВЦС, явно рассчитанное на то, чтобы как-то успокоить ревнителей православной веры из числа фундаменталистов. Тем не менее уже 9 октября «встречу на Сене» так прокомментировал епископ Анадырский и Чукотский Диомид: «Совместная молитва с католиками в Париже не делает чести Святейшему. Мы прекрасно знаем, что католики — еретики. Они нас считают схизматиками, раскольниками, а мы их считаем еретиками, потому что действительно все учение у них представляет собой ересь». Обличающий «голос с Чукотки» громко звучит в Церкви еще с весны, и в Москве ничего не могут с этим поделать. Однако лишь теперь «мятежный епископ» позволил себе прямую критику в адрес Патриарха, якобы молившегося вместе с «еретиками».
Кстати, похожая критика звучала и по отношению к митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану), когда тот посетил собор Парижской Богоматери в декабре 2006 года. Так что реакция ультраортодоксов на события в Нотр-Дам де Пари была вполне предсказуема.
Другой вопрос — как будут в дальнейшем у Русской Православной Церкви складываться взаимоотношения с католиками? Определенно можно сказать, что контакты с представителями Римской курии будут только расширяться. Кстати, имя архиепископа Ван-Труа, с которым Алексий II общался в Париже, находится в списке возможных кандидатов в кардиналы в этом году. В самой России православно-католические отношения могут ждать перемены при новом главе католической епархии в Москве Паоло Пецци, который наденет епископскую митру 27 октября. Возможно, дружеский визит Алексия II к католикам во Францию и назначение Ватиканом нового митрополита в Россию — события взаимосвязанные. Осталось подождать, когда видимость единства, достигнутая в Нотр-Даме, принесет реальные плоды на российской земле.