Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 18.10.2007 |
В сложившейся ситуации крайними изначально должны были стать сербы — несмотря на то, что их позиция все два последних года полностью отвечала международному праву. Ведь статус Косова, по сути, был определен еще 10 июня 1999 года — резолюцией Совета Безопасности ООН N 1244. Документ требовал разработать формат широкой автономии для Косова, но одновременно подтверждал «приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, выраженную в Хельсинкском Заключительном акте». Сербское руководство, следуя букве и духу этого документа, все последние месяцы предлагало различные модели расширенной автономии для Косова — и неизменно наталкивалось на обвинения в нежелании идти на компромисс.
Таким путем и образовался нынешний переговорный тупик, дискредитировавший как институт международного миротворчества, так и саму Организацию Объединенных Наций. Выход из тупика возможен — причем в полном соответствии с международно-правовыми нормами и интересами обеих сторон (Белграда и Приштины). Таковым могло бы стать объявление Косова подмандатной территорией ООН. Этот вариант полностью соответствует Уставу ООН и не лишает Сербию суверенитета над Косовым. Как гласит статья 75 Устава ООН, «Организация Объединенных Наций создает под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями». Статья 77 определяет механизм предоставления соответствующего статуса районам, которые определены как «территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление». Этот вариант соответствует нынешнему статусу Косова, определенному резолюцией СБ ООН N 1244. В данном случае предоставление Косову статуса подмандатной территории ООН может быть оформлено соответствующим соглашением между Белградом и ООН. Возможен также вариант, при котором Косовский край будет находиться под двойным мандатом — Сербии и ООН. Такая ситуация в свое время имела место в Намибии — где мандатариями выступали ЮАР и ООН.
Что особенно важно, в состав Совета ООН по опеке входят пять стран -постоянных членов Совета Безопасности ООН: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. Это обстоятельство позволяет сохранить преемственность в решении проблемы Косова и решающую роль ООН.
Кроме того, объявление той или иной территории подмандатной ООН позволяет отойти от жестких временных рамок в решении проблемы ее статуса, перейти к решению актуальных проблем края и придать урегулированию долгосрочный характер. А самое главное — подмандатный ООН статус территории не предполагает обязательного последующего обретения независимости. Через эту стадию прошли отказавшиеся впоследствии от государственной независимости Гоа, Гренландия, Гавайские острова, Зона Панамского канала, Пуэрто-Рико, Реюньон…
Правда, остается одна загвоздка: заставить косовских албанцев умерить свои аппетиты. Сделать это будет непросто. Однако НАТО и Европейский Союз в 1990-е годы уже наработали богатый опыт «принуждения к миру» балканских народов. Не все же время использовать этот опыт против сербов… Да и Россия сегодня уже не та, что в период ельцинско-козыревского разгула. Нерушимость границ, решающая роль ООН и жесткий отпор вооруженному сепаратизму албанских террористов Косова — вот те три кита, на которых должен базироваться любой компромисс по статусу края.