Православный Санкт-Петербург | Священник Геннадий Никитин | 18.10.2007 |
— Батюшка, как же вы пробиваетесь к разуму людей, слабых умом, с Божиим словом?
— Не мы пробиваемся — Господь открывает разум больных людей. Он благодатью Своей действует, а мы просто принимаем их как детей Божиих, в каком-то смысле даже блаженных, потому что они не имеют зла на сердце. Я воспринимаю их как младенцев, и крещу как младенцев, и причащаю без особых требований поста и молитвы. Что касается их духовного роста — это происходит независимо от роста телесного, или, вернее, тело многих может сильно страдать и медленно умирать, а дух возносится прямо в выси Горние. Мы знаем такие примеры из жития святых. Батюшка Серафим Саровский говорил, что телом он мёртв, а душой — как младенец. О чём это говорит? Что он, наоборот, стал младенцем по духу, стал чистым сердцем. А мы с вами — старики по духу. Ну так что? Ждать, когда состарится человек, а потом начать его к Христу приводить? А он уже, возможно, и не способен воспринимать веру — сердце окаменело, ум замусорен греховным опытом, вредными пустопорожними знаниями, хоть и подтверждёнными высшим образованием. И всё, человек становится безбожником по натуре своей. Поэтому надо крестить пораньше человека, но не с бухты-барахты, а готовить его к этому. Духовно готовить, не интеллектуально. Да и где они будут истине учиться, если не будут крещены, не будут в церковь ходить? Иисус Христос прямо говорил: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19.14). Главное, чему их надо научить, — чтобы они сердцем всегда выбирали добро и не забывали обращаться к Богу хотя бы с простой молитвой: «Господи помилуй!» Эта их сердечная кроткая молитва порой выше наших многочасовых невразумительных бормотаний.
Также мы занимаемся подготовкой их к жизни более-менее самостоятельной, для чего при интернате и в пос. Шапки созданы реабилитационные центры. Многие наши подопечные работают в городских больницах, роддомах, школах… Конечно, они не квалифицированный труд исполняют, но работают не за страх, а за совесть — всем бы так. Помогали они и в строительстве Иверского храма.
— Почему в Православии так много говорится о скорби, о тяготах, о слезах, покаянии и болезнях? А как же выражение, что «человек создан для счастья, как птица для полёта»?
— А давайте посмотрим, кто был истинно счастливым? — Блаженные! Например, наша блаженная Матронушка Босоножка, и блж. Ксения Петербургская, ибо близко ко Господу стояли.
Почему мы скорбим? Господь говорил, что скорбь должна быть к радости. Ведь и жена, которая рожает, скорбит, но она ожидает и радости от рождения своего дитяти. Так и любой человек: он скорбит, зная, что скорбь не долго продолжится и сменится радостью. Это твёрдо знают все, кто верует в Бога. Недаром у православных и икона есть «Всех Скорбящих Радость». Имеется в виду не просто земное окормление — одеть, обуть и раздавать всем коврижки, яблоки и апельсины. Пресвятая Богородица призывает всех прежде всего в Царствие Небесное. Вот она — Радость с большой буквы. На земле-то у нас никогда не будет рая в полноте своей, только в храмах иной раз чувствуется близость рая, когда Божественные дары раздаются — Причастие и другие Таинства — да пение ангельское иногда до нас доходит. А все остальные радости с маленькой буквы — радость в еде, одежде, в жилье, в каких-то увеселениях или утешениях человеческих. Но всё это мелко и ненадёжно, как всё построенное на песке.
И ещё: в Церкви нельзя разделять: вот — мирское, вот — святое. Мы должны помогать освящать мир сей и сами в нём освящаться, а не отгораживаться от мира грехов и страстей.
— То есть должно быть не Православие и жизнь, а православная жизнь.
— Да. Жизнь должна быть во Христе. Господь наш и есть сама жизнь. Он нашу жизнь освящает всю — от рождения до успения. И страны все, а особенно Россия-матушка, были созидаемы Самим Богом, а не людьми. Нельзя своими усилиями государство создать или благосостояние народа улучшить. Это делалось всегда Богом по мере нашей веры. А если веры нет, то ничего хорошего ждать не приходится. Как говорил св.прав.Иоанн Кронштадтский, если нет царя в голове, то и на земле его тоже не будет. Под царём он понимал Христа. Что касается монархии земной… были среди русских монархов достойные — блж. Феодор, сын Иоанна Грозного, святые по жизни цари Михаил и Алексей. И как не поминать убиенных императоров Павла и Александра II Освободителя — я имею в виду, поминать на молитве, вынимать частицу. Они были лучше нас в тысячу раз — нравственнее, умнее, духовнее. А мы, нынешние, по слову ап. Павла, «пыль мира сего, прах, попираемый ногами». Ну что ж, Господь призвал нас последними, с распутий собрал, чтобы мы несли свет веры Христовой, пока мiр ещё стоит.
— А вы верите пророчествам о возрождении России?
— Многие святые пророчествовали об этом. И св.прав.Иоанн Кронштадтский говорил об этом чудном возрождении. То есть, надо сказать, не о возрождении, а об укреплении. Читал, как у одного старчика спросили: «Как думаете, Россия возродится?» Он удивился: «А Россия и не умирала. Что её возрождать? Она жива». Вон сколько священников наших отсидели в тюрьмах, отработали в лагерях, на стройках и лесоповалах, жизнь свою полагая за Христа. Россия всегда была жива с ними как со святыми Божиими людьми. Русь жива, только бы нам самим не загубить её.
— Впечатление, что вкраплениями жива. В монастырях да приходах, где жизнь православная течёт.
— По большому счёту — да. Истинно верующих немного в России. Но Русь-то жива не человеческими усилиями, а Божией помощью. Ведь целый сонм святых новомученников и исповедников явила миру Россия в XX веке. А всего сколько в мире святых! И они предстательствуют на Небесах. Наша Церковь великая, вселенская — об этом не надо забывать. И на Небесах молятся не только наш св.прав.Иоанн Кронштадтский, блж. Ксения Петербургская, Царственные мученики, прп. Серафим Саровский, прп. Серафим Вырицкий… - за Русь молятся и св. Спиридон Тримифунтский, и Свт. Николай Чудотворец, и св. Антоний Великий, и египетские, и греческие святые, далёкие от нас по времени. Конечно, они молятся за весь род человеческий, но за Русь особенно. Потому что где ещё сейчас вера и Церковь остаются в такой полноте? Только у нас. Не случайно на Соборе в 1945 году нашу Церковь назвали Русской Православной, до революции она была Греко-Российской. Для чего это было сделано? Не для того, чтобы видеть святость в русской нации, — нет, это напоминание о призвании Святой Руси, которая должна объединить не только Россию, но и другие страны.
Конечно, сейчас Россия разорена, унижена. Но ведь есть и святость, и созидание храмов и монастырей. Посмотрите, 5−10 монахинь восстанавливают целую обитель! Вот Череменецкий мужской монастырь под Лугой — его немцы во время войны сровняли с землей, а теперь он малым числом монахов и послушников поднимается из руин, да так споро, будто целый полк строительный работает. А тот факт, что на многомиллионный Петербург приходится 400 священников… Это капля в море. Но мы трудимся на ниве Божией, и Господь нас не оставляет. Русь Духом Святым жива. Да, мы, верующие, — островки среди моря безверия. Но те, кто против Православия, находятся на духовной периферии, в болоте духовном сидят, в самой трясине. А мы — на твёрдых камнях веры.
Адрес: 193 318, СПб, ул. Коллонтай, 36. Тел. 588−53−64.
Записала Ирина РУБЦОВА
http://pravpiter.ru/pspb/n190/ta007.htm