Ставропольский благовест | Протоиерей Михаил Моздор | 18.10.2007 |
Те, кто не анализирует, не подвергает проверке эти стереотипы прошлого, по-прежнему воспринимают такие слова, как «самодержавие», «монархия», с неприязнью. Царский скипетр ассоциируется у таких людей с полицейской дубинкой. Вместе с тем определенная категория наших соотечественников, как мне кажется, впадает в другую крайность. Осознавая неустроенность нашей современной жизни, они начинают идеализировать прошлое. При этом часто видят причину наших бед в отсутствии отца Отечества, получившего особое освящение в чине миропомазания и венчания на царство.
Через эту призму нередко рассматриваются исторические личности, в том числе, наверное, с этим связано требование канонизировать Иоанна Грозного. Утверждается, что история Отечества у нас искажена. И это объясняется злым умыслом масона Карамзина и прочих. При этом указывают, что у Пушкина есть изречение на этот счет.
Действительно, в освещении истории Отечества достаточно искажений. Но жизнеописание святителя Филиппа, лишенного кафедры, пострадавшего до смерти при Иоанне Грозном, мы встречаем еще до Карамзина, в «Житиях» святителя Димитрия Ростовского. Кроме того, нужно вспомнить святого преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, который также пострадал от рук Иоанна Грозного. Нужно, наверное, вспомнить и святого Николая, юродивого Псковского, который с обличениями встретил Иоанна Грозного после погрома в Новгороде.
Не следует забывать, что до запрета Петром I в монастырях велось летописание. Вряд ли сочинения Карамзина легли в основу литургических текстов, посвященных дню памяти святителя Филиппа и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Конечно же апостольские послания достаточно много говорят о том почтении, с которым христианин должен относиться ко всякой законной земной власти. Тем более особым образом почитались цари — благочестивые православные помазанники. Вместе с тем это почтение не нужно доводить до подобия догмата о непогрешимости.
Придворная знать, ссылаясь на мнение царского духовника В. Бажанова, считала, что участие в грехе лица, облеченного монаршим величием, переводит таковой поступок в разряд незначительных. Те, кто посовестливей, по пути из Петербурга заезжали с сомнениями в Троице-Сергиеву пустынь. Святитель Игнатий Брянчанинов, бывший в то время игуменом монастыря, не склонен был приспосабливать духовные нормы к нравам сильных мира сего. Несмотря на недовольство вопрошающих, он доказывал, что высота внешнего положения человека, впавшего в грех, усиливает тяжесть греха, а не оправдывает кого-либо из участников прегрешения.
Конечно же, процесс трезвого переосмысления роли российских государей в истории Отечества постепенно набирает силу и, кроме канонизации Царской Семьи последнего русского императора Николая II, мы видим воздвижение памятников Александру II, Александру III, Елизавете Петровне (в нынешней Калининградской области). Я надеюсь, в дальнейшем будет переосмыслена роль императора Павла I.
Вместе с тем не стоит ставить во главу угла скорейшее восстановление монархии, искать наследников византийского и российского престолов. Даже с учетом всех предсказаний святых и старцев не нужно повторять грех фарисеев, которым в свое время Иоанн Креститель сказал: покайтесь и не говорите себе — мы отцем имеем Авраама, потому что из этих камней Бог может воздвигнуть чад Аврааму. В противном случае может получиться так, что при самых добрых побуждениях человек станет лить воду на мельницу предтеч антихриста. Если мы хотим блага Отечеству, то путь один: молитва, покаяние, участие в таинствах, очищение, преображение своей нравственной жизни. И в этом случае мы можем надеяться, что Господь не оставит нашу страну и если будет нужно, даст нам таких лидеров, каковыми были Минин, Пожарский, другие верные сыны Отечества.
Более того, не следует забывать о том, что у нас есть Царица — Пресвятая Владычица Богородица, Которая явлением своей иконы, именуемой «Державная», в день отречения последнего императора Николая II возвестила всем о том, что именно Она берет под Свой Омофор народ в годину самых лютых испытаний. Возвращение чудотворных образов Божией Матери, которое мы видим в последние годы, дает нам возможность по-прежнему сохранять надежду.
Часто спрашивают: как, сохраняя внутренний мир, не остаться пассивным и бездеятельным, когда вокруг столько откровенного зла? Путь, который предлагает преподобный Серафим Саровский, самый эффективный и безопасный: стяжите дух мирен, и вокруг вас спасутся тысячи. Безусловно, зло нужно обличать. Однако можно очень далеко зайти, увлекшись этим обличением. Что мы видим на примере личности Глеба Якунина. Кроме обличения, должна быть и позитивная деятельность. Мы можем воспитывать детей, приобщать их не только к святыням, духовной литературе, истории Отечества, но и к классической литературе, искусству, которые, по словам отца Серафима Роуза, воспитывают в человеке чувства, близкие к духовным переживаниям. Это тоже очень важно. Противопоставлять злу нужно именно позитивное воспитание. На образах возвышенного, прекрасного, на произведениях, воспевающих Творца через творения, воспитывать здоровых людей. Одними обличениями и запретами обойтись нельзя. Созидательная деятельность сложнее и больше растянута во времени. В один момент плодов ее не увидишь. Может быть, жизнь многих тружеников на этом поприще закончится задолго до того, как эти плоды созреют. Но, в отличие от спортивных атлетов, среди потрудившихся на духовном поприще, по слову апостола Павла, награду получают все без исключения.
Опубликовано на сайте Ставропольской и Владикавказской епархии
http://www.stavropol-eparhia.ru/blagovest/archive/0097/monarhia.html