Столетие.Ru | Наталья Нарочницкая | 13.10.2007 |
Русские, которые живут в Европе, — люди с самыми разными судьбами. Это и те, кто в Прибалтике настрадался после распада СССР, те, кто лишен гражданства и борется за свои права. Это и те, кто уехал в Западную Европу и работает успешно в бизнесе. Это и представители старой эмиграции. Европейский русский форум показал, что эти люди ощутили себя единством, ощутили, что они вместе. И это огромный знак…
Нас объединяет чувство принадлежности к общему Отчеству, к его судьбе, будущему, возмущение в связи с клеветой и усиливающимся давлением на Россию, постоянными претензиями к России. В то время, как в самой Европе мирятся даже с парадами эсэсовцев.
Чувство единства в русских людях неискоренимо. И та атомизация, то ощущение, что у каждого — свой контракт с государством, сменилось чувством сопричастности. Сначала сформировалась организация Европейский русский альянс, мотором которой остается Татьяна Аркадьевна Жданок (на фото слева). Ее можно назвать русским героем, который выиграл в Страсбурге процесс: Жданок против Латвии. Это единственный русский человек — член Европарламента от Латвии. В Латвии ей чинят всякие препятствия, она не получает поддержки от российских ведомств. Но ей удалось соединить русских людей, оказавшихся, часто не по своей воле, на Западе.
Меня, с самого момента расчленения нашей страны выступающую за исторические права разделенного русского народа, пригласили на форум. Официальными лицами от России были представитель Московского правительства Георгий Мурадов, который прекрасно выступил, и я.
Конечно, мне очень приятно, что мой скромный труд был отмечен наградой, которую еще никому не вручали — это бронзовая статуэтка «Похищение Европы», сделанная по заказу Русского европейского альянса.
К сожалению, я не могла присутствовать на всех заседаниях форума, потому что должна была лететь в Страсбург и присутствовать на выступлении Патриарха на Парламентской ассамблее Совета Европы, но, тем не менее, настроение у меня было приподнятое. Я считаю, что Европейский русский форум — это очень важная веха, хотя, конечно, впереди еще большая работа по его укреплению. Поддержка форуму оказана на высоком уровне — были приветствия и президента России В.В. Путина, и председателя Совета Федерации С.М. Миронова, и министра иностранных дел России С.В. Лаврова, и мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Присутствовал наш посол во Франции, делегация от российского министерства иностранных дел.
В связи с созданием этим летом фонда «Русский мир», мне кажется, Европейский русский форум получит новый импульс, потому что в России наконец осознают то, что Русский мир — это нечто большее и широкое, чем русские, живущие в России и сама Россия, это все русские, это и мир через наш русский взгляд на него, это и мы сами в мировой истории, наша цивилизация, проблемы, наш вклад в европейскую культуру…
На форуме были представители Евросоюза и тоже его приветствовали. Они тоже поняли, что это не остановить. Правда, могу сказать, что Европа, конечно, несколько измельчала, потому что депутат от фракции Европарламента «Зеленые/ Европейский свободный альянс» в своей приветственной речи все же уколола нас, сказав, что есть большие претензии к России по части Чечни, прав человека и так далее. Конечно, они имеют право выдвигать такие проблемы, хотя мы знаем, насколько они бывают предвзяты. Я сочла ненужным на таком форуме обмениваться подобными уколами. Хотя не преминула в косвенной форме дать некую историософскую оценку того, куда идет Европа и чему она сейчас способна научить Россию. Именно в России идет дискуссия, гораздо более глубокая, по вопросу — зачем мы живем, живем ли мы, чтобы есть или едим, чтобы жить. И я повторю свою метафору: нас волнует нечто большее, чем выбор зубной пасты…
На следующий день я была в Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в составе делегации Русской православной церкви во главе с ее предстоятелем Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В стенах ПАСЕ обычно выступают представители денационализированной и безрелигиозной, почти троцкистского мировоззрения паневропейской левацкой элиты. Как бы ни называли себя эти политические группы, они все в философском плане стоят на троцкистских началах приведения мира к единому образцу насильственными мерами на единых абстрактных стандартах.
И впервые в этих стенах прозвучал глас христианской религиозной совести.
Выступление было очень понятным, в нем были поставлены вопросы о наполнении понятия «права человека» нравственным содержанием, о том, чтобы свобода совести не становилась свободой от совести.
Патриарх ответил очень недвусмысленно на ряд вопросов. В частности, британский делегат лорд Рассел Джонсон, известный по воинственно антисербским выступленям, задал вопрос об отношении к некоторым проявлениям западной свободы, в частности, к парадам сексуальных меньшинств. Патриарх назвал это явление в числе прочих отклонений: супружеской неверности, нецеломудрия, воровства, клептомании. Но никто же не выставляет клептоманию на щит. Что удивительно, добрая половина зала аплодировала именно этим ответам. У меня даже возникло ощущение, глядя на лица парламентариев, что очень многие из них в душе сочувствуют такой постановке вопроса, но давно боятся и даже не мыслят дерзнуть высказаться. Поэтому рады, что есть шанс устами Патриарха, который не подвластен «общественному мнению политкорректного Запада», громко высказать эти мысли.
Патриарх встретился с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом, с генеральным секретарем Терри Девидсом, а затем прилетел в Париж, где также произошло событие, выходящее за рамки обычного. Была торжественная встреча с кардиналом парижским. В храме Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) отслужен молебен, который совершали по отдельности католики и православные. Это не было совместной молитвой, это не была литургия, ведь мы с католиками не молимся вместе, к одной чаше не подходим. Но тем не менее — ведь первый камень Нотр-Дам де Пари был заложен еще до разделения церквей. И происходящее в храме в наши дни все расценили, как признание значимости и важности русского православного форпоста в христианском мире. Патриарх встретился и с президентом Франции Саркози.
А в Страсбурге Патриарх служил молебен в недавно открывшейся православной церкви, где собралась паства с детишками. То была чудесная встреча.
На следующий день в парижской программе была панихида на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где похоронена русская эмиграция, где есть русская церковь, где пролито немало слез нашими русскими изгнанниками, потерявшими Родину. Ведь если говорить о парижской эмиграции, то конечно, эти люди считают себя не русскоязычной эмиграцией, а русской. Они пронесли в своих молитвах, в своих слезах, в своей памяти, как в песенке Сольвейг, надежду, веру в ту Россию, которую мы потеряли и с которой мы теперь восстанавливаем свою преемственность, не отрицая и нашего пути в советские годы. То есть мы поднимаемся на более высокий уровень осмысления своей истории и своей судьбы, перестаем стоять внутри спора 1917 и 1991 годов, поднимаемся над ними, понимаем, что Россия родилась и не в 1917-м, и не в 1991-м, а жизнь ее протекает более 1000 лет.
На кладбище Сен-Женевьев-де-Буа собрались сотни людей, у многих из них родные похоронены там. И мы плакали все. Это глубоко трогало сердце. Это было окропление святой живой водой души русского народа, которая была разрублена и которая теперь срастается, а это залог того, что и тело оживет и срастется.