Русская линия
Седмицa.Ru12.10.2007 

К открытию научной конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви»

11 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылась научная конференция «Патриаршество в Русской Православной Церкви». Форум проходит под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при участии Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II.

В работе форума также принимают участие митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Беларуси; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; Кишиневский и всея Молдавии Владимир.

Открывая пленарное заседание конференции, с приветственным словом к участникам форума обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Затем прозвучало выступление Патриарха Александрийского Феодора. В своем слове Предстоятель Александрийской Православной Церкви отметил роль Патриарха Александрийского в учреждении Патриаршества в Москве и существующие на протяжении веков прочные и дружественные связи между Александрийским Патриархатом и Русской Православной Церковью.

От лица Александрийской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Феодор передал в дар Святейшему Патриарху Алексию копию Евангелия, принадлежавшего Александрийскому Патриарху Мелетию Пигасу.

Были оглашены приветственные послания участникам форума от руководителя Администрации Президента РФ С.С.Собянина и председателя Совета Федерации С.М.Миронова.

На пленарном заседании с докладами выступили доктор церковной истории, профессор МДАиС прот. Владислав Цыпин («Каноническое значение Патриаршества в истории Русской Православной Церкви») и директор Государственного архива России проф. С.В.Мироненко («Значение Патриаршества в истории России»).

После краткого перерыва работа конференции продолжилась по секциям. Секцию «Церковно-каноническое значение Патриаршества» возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, секция «Патриаршество в истории России» проводила свою работу под председательством архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, работа секции «Поместный Собор 1917−1918 гг. и Патриаршество в ХХ веке» протекала под руководством архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Приветственное слово Святейшиего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II усастникам научной конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви»

Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, дамы и господа, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас на открытии научной конференции, посвященной истории и значению Патриаршества в Русской Православной Церкви. Наша конференция приурочена к 90-летнему юбилею Поместного Собора, на котором было принято историческое решение о возрождении Патриаршего престола в Русской Церкви.

Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым епископом» и это отображено в 34 каноне апостольских правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ именуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенскою собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана.

В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха — святителя Иова — было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время Россия являлась единственным независимым православным государством и осознавалась православными народами как защитница Вселенского Православия.

Учреждение Патриаршества имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель.

Вся русская история XVII века свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогал в управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ, укрепивших Отечество.

Показательно, что само упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось признанием значимости первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно самостоятельной и независимой от духовного влияния Патриаршества, требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за все деяния.

Государство, возросшее от скромных пределов Московского княжества до бескрайних пределов Российской империи, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его «благостоянии» и нравственном здоровье, начиная с конца XVII столетия, стремится совершенно подчинить себе ту самую нравственную силу — Церковь, которая предоставляла государству высшую, сакральную легитимность и стояла у его колыбели.

Позднее, когда национальная элита окончательно подпала под влияние западных идей и усвоила исключительно прагматический взгляд на Церковь как на общественный институт, велением Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший Правительствующий Синод. Характерно, что вместе с Патриаршеством, упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. За два столетия синодального правления мы можем найти лишь один-два примера проведения локальных совещаний нескольких епископов. История ясно свидетельствует о неразрывной связи между Патриаршеством и соборным управлением в Русской Церкви.

Синодальная эпоха, тем не менее, ознаменовалась в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием (впервые в русской истории) системы духовного образования, плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иноческого делания во многих монастырях, особенно в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове и Оптиной пустыни.

Попытки восстановления Патриаршего служения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И, как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили разрешить этот вопрос положительно.

Поэтому первый же Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва — в 1917 году — восстановил Патриаршество в России. Как известно, у восстановления Патриаршества были горячие сторонники и убежденные противники. Однако с самого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что восстановление Патриаршества — это не простое изменение системы церковного управления, но событие, которое коренным образом изменит строй церковной жизни. «Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, трагические переживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо, дружно, повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх». Эти слова одного из участников Собора передают настроение большинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителя и выразителя органического единства Церкви», в котором «Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».
Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии — архиепископ Верейский и священномученик, — выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля сердцем русского Православия. А епископ Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу, и сам первый шел бы впереди…» И особо отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и полнота церковного устройства».

Промыслительным образом, Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха.

Окончательное решение было принято 28 октября. За несколько следующих дней Собор определил процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран Патриарх — им стал святитель Тихон.

Двести лет Россия жила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя.

Узнав об избрании, святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано „плач, и стон, и горе“. Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни».

В первые послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917−1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом, признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями в период массовых репрессий в отношении епископов, духовенства и мирян. Однако даже в период разгула революционного террора правительство не решилось на этот шаг.

Патриарх Тихон понимал, что Церковь на многие годы оказалась в плену у богоборческого режима. Его «Завещание» предусматривало установление института Местоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохранения единого управления Церковью, в условиях невозможности проведения Соборов.

Не будет преувеличением сказать, что представители безбожной власти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана — Святейшего Патриарха — как символа церковного единства. После кончины Патриарха Тихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора, призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а затем — Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Совершая свое служение в чрезвычайно сложных условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более очевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от маргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательное превращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам «осажденной крепости».

Верим, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его приемниками, при всей сложности политических реалий XX века имел, в отличие от альтернативного «ухода в катакомбы» все шансы для того, чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.

С Православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная в нашей исторической традиции патриотическая позиция, представленная в посланиях и официальных заявлениях Патриархов Сергия и Алексия I, — нашла отклик в сердцах архипастырей, клириков и мирян и получила глубокую поддержку в сердцах миллионов наших соотечественников, как в стране, так и за ее пределами.

Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося на Церковь на рубеже 50−60-х годов XX века, пережить это гонение и, сохраняя свой духовно-нравственный потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники назвали «Вторым Крещением Руси».

В завершение следует сказать, что все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века — святителя Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.

Верю, что молитвами новомучеников и исповедников Российских, трудами Наших достойных предшественников Господь и впредь не оставит Русской земли Своей неоскудевающей милостью и даст Нам благодать и духовную силу право править слово Христовой истины и вести церковный корабль неизменным курсом — в соответствии с заповедями Евангелия и нормами церковных канонов.

Патриаршество в XX веке
Из книги прот. Владислава Цыпина «Церковное право»

Созыв Поместного Собора 1917−1918 годов и его состав

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917—1918 годах, явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Поместный Собор хронологически совпал с революционными преобразованиями, с крушением Российской империи. Политическая структура старого государства рухнула, а Церковь Хри­стова, руководимая благодатию Святого Духа, не только сохранила свой Богозданный строй, но и на Соборе, ставшем актом ее самоопределения в новых исторических условиях, сумела выправить деформации, которые она претерпела в синодальный период и, тем самым, обнаружила свою неотмирную природу.

Деяния Собора совершались в революционное время, когда стремительно менялся облик страны. Совершенно устраниться от общественной жизни Собор не мог и не хотел. Хотя в своей реакции на происходящие события некоторые члены Собора, главным образом из мирян, обнаружили политическую ангажированность, в целом, однако, Поместный Собор сумел воздержаться от поверхностных политических оценок и «своим соборным разумом (вопреки отдельным репликам) избрал путь просвещения светом Евангельских истин всей христианской жизни, проявив заботу о том, чтобы частные вопросы и политические интересы не заслонили абсолютных нравственных ценностей».

Для участия в деяниях Собора были призваны Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епархиальные архиереи, а также по выборам от каждой епархии по два клирика и по три мирянина, протопресвитеры Успенского собора и военного духовенства, наместники четырех Лавр, настоятели Соловецкого и Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустыни, представители монашествующих, единоверцев, духовных Академий, воинов действующей армии, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Выборы от епархий, согласно разработанным Предсоборным Советом «Правилам», были трехступенчатыми: 23 июля 1917 года в приходах избирались выборщики, 30 июля эти выборщики на собраниях в благочиннических округах избирали членов епархиальных избирательных собраний, 8 августа епархиальные собрания избирали делегатов на Поместный Собор. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архиман­дритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Столь широкое представительство пресвитеров и мирян связано с тем, что Собор явился исполнением двухвековых чаяний православного народа, его стремлений к возрождению соборности. Но устав Собора предусматривал и особую ответственность епископата за судьбу Церкви. Вопросы догматического и канонического характера после их рассмотрения Собором подлежали утверждению на Совещании епископов, которым, по учению преподобного Иоанна Дамаскина, вверена Церковь. По мысли А. В. Карташева, епископское совещание должно было препятствовать тому, чтобы слишком поспешные решения поставили под вопрос авторитет Собора.

Деяния Собора продолжались более года. Состоялось три сессии: первая заседала с 15 августа по 9 декабря 1917 года, до Рождественских каникул, вторая с 20 января 1918 года по 7 (20) апреля, третья с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября.

Своим Почетным Председателем Собор утвердил старейшего иерарха Русской Церкви митрополита Киевского священномученика Владимира.

Председателем Собора избран был митрополит Московский святой Тихон. Составлен был Соборный Совет. Собор образовал 22 отдела, которые предварительно готовили доклады и проекты Определений, выносившихся на пленарные заседания. Большую часть отделов возглавили архиереи. Важнейшими из них являлись отделы высшего церковного управления, епархиального управления, церковного суда, благоустроения прихода, правового положения Церкви в государстве.

Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому, по преимуществу, церковно устроительный канонический характер.

Учреждение Патриаршества

11 октября 1917 года Председатель отдела высшего церковного управления епископ Астраханский святой Митрофан выступил на пленарном заседании с докладом, которым открывалось главное событие в деяниях Собора восстановление Патриаршества. Предсоборный Совет в своем проекте устройства высшего церковного управления не предусматривал Первосвятительского сана. При открытии Собора лишь немногие из его членов, главным образом епископы и монашествующие, являлись убежденными сторонниками восстановления Патриаршества. Но когда вопрос о первом епископе был поставлен в отделе высшего церковного управления, его восприняли там с большим пониманием. На каждом последующем его заседании мысль о Патриаршестве приобретала все больше приверженцев, претворяясь в исповедание соборной воли и соборной веры Церкви. На седьмом заседании отдел принимает решение не медлить с великим делом восстановления Первосвятительского престола и еще до завершения обсуждения всех деталей структуры высшей церковной власти предложить Собору восстановить сан Патриарха.

Обосновывая это предложение, священномученик Митрофан напомнил в своем докладе, что Патриаршество известно на Руси с самого ее Крещения, ибо в первые столетия своей истории Русская Церковь пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриарха. При митрополите Ионе Русская Церковь стала автокефальной, но принцип первосвятительского возглавления остался в ней непоколебимым. Впоследствии, когда Русская Церковь выросла и окрепла, поставлен был первый Патриарх Московский и всея Руси.

Упразднение Патриаршества Петром I нарушило святые каноны. Русская Церковь лишилась своего главы. Синод оказался учреждением, лишенным твердой почвы на нашей земле. Но мысль о Патриаршестве продолжала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта». «Во все опасные моменты русской жизни, сказал епископ Митрофан, когда кормило церковное начинало накреняться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой… время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви живую личность, которая собрала бы живые народные силы…».

Обращаясь к канонам, епископ Митрофан напомнил, что 34-е Апостольское правило и 9-е правило Антиохийского Собора повелительно требуют: в каждом народе должен быть первый епископ, без рассуждения которого другие епископы ничего не могут творить, как и он без рассуждения всех.

На пленарных заседаниях Собора вопрос о восстановлении Патриаршества обсуждался с необычайной остротой.

Главным аргументом сторонников сохранения синодальной системы было опасение, как бы учреждение Патриаршества не ущемило соборного начала в жизни Церкви. Без смущения повторяя софизмы архиепископа Феофана Прокоповича, князь А. Г. Чагадаев говорил о преимуществах «коллегии», которая может соединять в себе различные дарования и таланты, в сравнении с единоличной властью. «Соборность не уживается с единовластием, единовластие несовместимо с соборностью», настаивал профессор Б. В. Титлинов вопреки бесспорному историческому факту: с упразднением Патриаршества перестали созываться Поместные Соборы, которые регулярно созывали в допетровские времена, при Патриархах. Более остроумно возражал против Патриаршества протоиерей Н. П. Добронравов. Он воспользовался рискованным аргументом поборников Патриаршества, когда в пылу полемики они готовы были заподозрить синодальную систему управления не только в канонической ущербности, но и в неправославии. «Наш Святейший Синод признается всеми Восточными Патриархами и всем православным Востоком, сказал он, а здесь нам говорят, что он не канонический или еретический. Кому же нам верить? Скажите же нам, что Синод: Святейший или не Святейший?» Речь на Соборе шла, однако, о деле слишком серьезном, и от необходимости его решения не могла избавить даже самая искусная софистика.

В выступлениях сторонников восстановления Патриаршества, помимо канонических принципов, самым весомым доводом была история Церкви. Отметая наветы на Восточных Патриархов протоиерея Н. Г. Попова, профессор И. И. Соколов напомнил Собору о светлом облике святых Предстоятелей Константинопольской Церкви; другие ораторы воскрешали в памяти участников Собора высокие подвиги святых Московских Первосвятителей.

И. Н. Сперанский в своей речи проследил глубокую внутреннюю связь между первосвятительским служением и духовным ликом допетровской Руси: «Пока у нас на святой Руси был верховный пастырь Святейший Патриарх, наша Православная Церковь была совестью государства; у нее не было каких либо юридических прерогатив над государством, но вся жизнь последнего проходила как бы пред ее глазами и освящалась ею с ее особенной, небесной точки зрения… Забывались заветы Христовы, и Церковь в лице Патриарха дерзновенно поднимала свой голос, кто бы ни были нарушители… В Москве идет расправа со стрельцами. Патриарх Адриан последний русский Патриарх, слабенький, старенький… берет на себя дерзновение… „печаловаться“, ходатайствовать за осужденных».

Многие ораторы говорили об упразднении Патриаршества как о страшном бедствии для Церкви, но вдохновенней всех архимандрит Иларион (Троицкий): «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В Окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа, должно биться русское православное сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела Первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью поставит снова Московского Патриарха на его законное неотъемлемое место».

В ходе соборного обсуждения вопрос о восстановлении сана Первоиерарха был освещен со всех сторон. Восстановление Патриаршества предстало перед членами Собора как повелительное требование канонов, как необходимость исполнения религиозных чаяний православного народа, как веление времени.

28 октября 1917 года прения были прекращены. 4 ноября Поместный Собор подавляющим большинством голосов вынес историческое постановление: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть законодательная, административная, судебная и контролирующая принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

Профессором И. И. Соколовым был прочитан доклад о способах избрания Патриархов в Восточных Церквах. Опираясь на исторические прецеденты, Соборный Совет предложил такую процедуру избрания: соборяне должны подать записки с именами трех кандидатов. Если ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства, проводится повторное го­лосование, и так до тех пор, пока три кандидата не получат большинства. Потом жребием из них будет избран Патриарх. Против избрания жребием возражал епископ Черниговский Пахомий: «Окончательное избрание… Патриарха… следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов». Но Собор все-таки принимает предложение Соборного Совета о жребии. Прерогативы епископата этим не ущемлялись, поскольку архиереи добровольно соблаговолили предоставить великое дело избрания Первосвятителя на волю Божию. По предложению В. В. Богдановича решено было, что при первом голосовании каждый член Собора подаст записку с именем одного кандидата, и только при последующих голосованиях будут подаваться записки с тремя именами.

Возникали и такие вопросы: можно ли выбирать Патриарха из мирян? (на сей раз было решено выбирать из лиц священного сана); можно ли выбирать женатого? (на это профессор П. А. Прокошев резонно заметил: «Невозможно голосовать по таким вопросам, на которые ответ дан в канонах»).

5 ноября 1918 года из трех кандидатов, получивших большинство голосов, Патриархом избран был митрополит Московский святой Тихон.

Определения Поместного Собора 1917−1918 годов об органах высшего церковного управления

С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых Определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34-му Апостольскому правилу и 9-му правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными Церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право визитации всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно «Определению» Собора, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

«Определением о порядке избрания Святейшего Патриарха» от 31 июля (13 августа) 1918 года устанавливался порядок, в основном аналогичный тому, на основании которого избран был Патриарх на Соборе. Предусматривалось, однако, более широкое представительство на избирательном соборе клириков и мирян Московской епархии, для которой Патриарх является епархиальным архиереем.

В случае освобождения Патриаршего Престола предусматривалось незамедлительное избрание Местоблюстителя из числа присутствующих чинов Синода и Высшего Церковного Совета. Ввиду опасного для Церкви развития политических событий 24 января 1918 года на закрытом заседании Собор предложил Патриарху избрать несколько Блюстителей Патриаршего Престола, которые будут преемствовать его полномочия в случае, если коллегиальный порядок избрания Местоблюстителя окажется неосуществимым. Это постановление было исполнено Патриархом Тихоном в канун его кончины, послужив спасительным средством для сохранения канонического преемства Первосвятительского служения.

Поместный Собор 1917−1918 годов образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета дела церковно общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

На основании Определения «О Священном Синоде и Выс­шем Церковном Совете», в состав Синода входили (помимо его Председателя Патриарха) еще 12 членов: митрополит Киевский по должности, 6 архиереев по избранию Собором на три года и 5 епископов, призываемых по очереди сроком на один год. Из 15 ти членов Высшего Церковного Совета, возглавляемого, как и Синод, Патриархом, 3 архиерея делегировались Синодом, а 1 монах, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян избирались Собором.

Хотя в канонах ничего не говорится об участии клириков и мирян в деятельности органов высшей церковной власти, в них нет запрета на такое участие. Привлечение клириков и мирян к церковному управлению обосновано примером самих Апостолов, сказавших некогда: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6, 2), и передавших хозяйственные попечения семи мужам, традиционно именуемых диаконами, которые, однако, по авторитетному разъяснению отцов Трулльского Собора (прав. 16 е), были не священнослужителями, а мирянами.

Поместный Собор принял также Определение по проекту Положения о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине, которым предусматривалась автономия Украинской Церкви в местных церковных делах.

Высшее церковное управление с 1918 по 1945 год

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 году. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены. Временный Патриарший Синод был образован Патриархом Тихоном в 1923 году и просуществовал до его кончины.

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти. В «Акте» митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают». В соответствии с этим разъяснением, как сами участники Временного Синода, так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. Временный Синод просуществовал 8 лет и был закрыт 18 мая 1935 года Указом митрополита Сергия.

25 декабря 1924 года (7 января 1925 года) святитель Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому «.

На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 года постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания «.

Священномученик митрополит Петр (Полянский) возглавлял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 декабря 1925 года. Своим распоряжением от 23 ноября (6 де­кабря) на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение этих обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому), который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 года в должности Заместителя Местоблюстителя. С 13 декабря 1926 года по 20 марта 1927 года Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), а после него архиепископ Угличский святой Серафим (Самойлович). Первый был назван в распоряжении митрополита Петра вслед за именами митрополитов Сергия и Михаила (Ермакова); второго назначил митрополит Иосиф, когда и он лишен был возможности управлять церковными делами. 20 мая 1927 года кормило высшей церковной власти вернулось к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 года митрополит Московский и Коломенский). 27 декабря 1936 года, после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (в действительности митрополит Петр был расстрелян позже, в 1937 году), он принял должность Патриаршего Местоблюстителя.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Изменение титула Патриарха (ранее было Московский и всея России) связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российской Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Белоруссию, иными словами, больщую часть канонической территории нашей Поместной Церкви.

Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 году. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

Поместный Собор 1945 года и «Положение об управлении Русской Православной Церковью»

31 января 1945 года в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Среди почетных гостей на Соборе присутствовали: Патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский Каллистрат; представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса на нем имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий, что вполне соответствует духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

На своем первом заседании Собор утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которое включало в себя 48 статей. В отличие от документов Собора 1917−1918 годов, в указанном «Положении» наша Церковь называется не Российской, а как и в древности, Русской. В первой статье «Положения» повторена статья «Определения» от 4 ноября 1917 года о том, что высшая власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) принадлежит Поместному Собору (ст. 1 я), при этом опущено только слово «контролирующая». Не говорится также о том, что Собор созывается «в определенные сроки», как это предусматривалось в «Определении» 1917 года. В статье 7 й «Положения» сказано: «Патриарх для решения назревших важных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность» к его созыву.

Шестнадцать статей «Положения об управлении Русской Православной Церковью» объединены в его 1 й отдел, озаглавленный «Патриарх». В статье 1 й, со ссылкой на 34 е Апостольское правило, говорится, что Русская Православная Церковь возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно с Синодом. В этой статье, в отличие от «Определения» от 7 декабря 1917 года, нет упоминания о Высшем Церковном Совете, поскольку в новом «Положении» этот орган вовсе не предусмотрен. В статье 2 й «Положения» речь идет о возношении имени Патриарха во всех храмах Русской Православной Церкви в нашей стране и за рубежом. Дается и молитвенная формула возношения: «О Святейшем Отце нашем (имя) Патриархе Московском и всея Руси». Каноническое основание данной статьи 15-е правило Двукратного Собора: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его… в Божественном тайнодействии… таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства…» Статья 3 я «Положения» предоставляет Патриарху право обращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам к Полноте Русской Православной Церкви.

В статье 4-й говорится о том, что Патриарх от лица Русской Православной Церкви ведет сношения по церковным делам с предстоятелями других автокефальных Православных Церквей. Согласно «Определению» от 8 декабря 1917 года, Патриарх должен был сноситься с автокефальными Церквами во исполнение постановлений Всероссийского Церковного Собора или Священного Синода, а равно и от своего имени. Церковная история и каноны знают как примеры обращения Первоиерархов к Предстоятелям автокефальной Церкви от своего имени (каноническое послание архиепископа Алексан­дрийского Кирилла Антиохийскому Патриарху Домну и послание Патриарха Константинопольского Тарасия папе Адриану), так и примеры обращения Первоиерархов от имени Собора (Окружное послание архиепископа Геннадия к митрополитам и папе Римскому отправлено Первоиерархом от име­ни своего и «с ним святого Собора»).

Статья 5-я «Положения», соответствующая параграфу «М» статьи 2 й «Определения» Собора 1917−1918 годов, предоставляет Патриарху право «в случае нужды преподавать Преосвященным Архиереям братские советы и указания касательно их должности и управления». «Определение» Собора 1917−1918 годов не ограничивало преподавание братских советов «случаями нужды» и предоставляло Патриарху право давать советы епископам не только относительно исполнения ими их архиерейского долга, но и «относительно их личной жизни». В истории Древней Церкви примером советов Первоиерарха подчиненным ему архиереям служат канонические послания Первоиерарха Понтийской диоцезальной Церкви святителя Василия Великого епископу Тарсскому Диодору (прав. 87-е), хорепископам (прав. 89-е) и подчиненным ему епископам митрополии (прав. 90-е).

Согласно статье 6-й «Положения», «Патриарху принадлежит право награждать Преосвященных Архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями». В статьях 8-й и 9-й «Положения» говорится о правах Патриарха как епархиального архиерея. В отличие от статей 5-й и 7-й «Определения» Собора 1917−1918 годов, здесь ничего не сказано о ставропигиальных монастырях.

«Положение» 1945 года дает Патриаршему наместнику более широкие права, чем «Определение» Собора 1917−1918 годов. Он носит другой титул не Коломенский и Можайский, как ранее, а митрополит Крутицкий и Коломенский и на основании статьи 19-й «Положения» является одним из постоянных членов Синода.

Статья 11-я «Положения» гласит: «По вопросам, требую­щим разрешения Правительства СССР, Патриарх сносится с Советом по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР».

В «Положении» ничего не сказано о многих других правах Патриарха (о праве надзора за всеми учреждениями выс­шего церковного управления, о праве визитации епархий, о праве принимать жалобы на архиереев, о праве освящения святого мира). Умалчивает «Положение» и о подсудности Патриарха. А это значит, что как права Патриарха, так и его подсудность, не упомянутые в «Положении», после Собора 1945 года устанавливались на основании канонов, а также в соответствии с «Определениями» Поместного Собора 1917−1918 годов, которые сохраняли силу в части, не отмененной или не измененной позднейшими законодательными актами и не утратившей значения в связи с новыми обстоятельствами, например, исчезновением самих институтов, о которых говорится в этих определениях.

В статьях 14-й и 15-й «Положения» речь идет об избрании Патриарха. «Вопрос о созыве Собора (для избрания Патриарха) ставит Священный Синод под председательством Местоблюстителя и определяет время созыва не позднее 6 месяцев по освобождении Патриаршего Престола». Местоблюститель председательствует на Соборе. Срок для избрания Патриарха не указан в самих канонах, но он определен в 1-й главе 123-й новеллы Юстиниана, которая включена в «Номоканон в XIV титулах» и в нашу «Кормчую книгу», и составляет 6 месяцев. В «Положении» ничего не говорится о составе Собора, созываемого для избрания Патриарха. Но на самом Соборе 1945 года, принявшем «Положение», и на Соборе 1971 года в избрании участвовали лишь епископы, которые, однако, голосовали не только от своего имени, но и от имени клира и мирян своих епархий, представители которых присутствовали на этих Соборах.

В «Положении» Собора 1945 года о Местоблюстителе гово­рится в статьях 12−15. Отличие этих статей от соответствующих положений, предусмотренных в «Определениях» Собора 1917−1918 годов, заключалось в том, что Местоблюститель не избирается: в эту должность должен вступить старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода. Согласно «Положению», Местоблюститель назначается лишь после освобождения Патриаршего Престола, то есть пока Патриарх жив и не оставил Престол, даже если он в отпуске, болен или находится под судебным следствием, Местоблюститель не назначается.

В статье 13-й говорится о правах Местоблюстителя. Как и сам Патриарх, он управляет Русской Церковью совместно с Синодом; имя его возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви; он обращается с послани­ями ко всей Русской Церкви и к предстоятелям Поместных Церквей. Но в отличие от Патриарха, Местоблюститель сам, когда найдет это нужным, не может ставить вопрос о созы­ве Собора архиереев или Поместного Собора с участием клира и мирян. Данный вопрос ставит Синод под его председательством. Причем, речь может идти лишь о созыве Собора для избрания Патриарха и не позднее 6 месяцев с момента освобождения Патриаршего Престола. «Положение» не предоставляет Местоблюстителю права награждать архиереев титулами и высшими церковными отличиями.

Священный Синод, согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью» 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав; а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, тем, что не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Составу Синода посвящены статьи 17−21 «Положения». Священный Синод, согласно «Положению», состоял из председателя (Патриарха) и постоянных членов: митрополитов Киевского, Минского и Крутицкого (Архиерейский Собор 1961 года расширил состав Священного Синода, включив в него в качестве постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений). Три временных члена Синода вызываются поочередно на полугодовую сессию, согласно списку архиереев по старшинству (для этого все епархии разделены на три группы). Вызов архиерея в Синод не обусловлен двухлетним пребыванием его на кафедре. Синодальный год разделен на две сессии: с марта по август и с сентября по февраль.

В отличие от соответствующего «Определения» Поместно­го Собора 1917−1918 годов, в котором подробно регламенти­рована компетенция Синода, в «Положении» ничего не го­ворится о круге подведомственных ему дел. Однако в статье 1-й «Положения» предусматривалось, что управление Рус­ской Церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным Синодом. Следовательно, все важные общецерковные дела решаются Патриархом не единолично, а в со­гласии с возглавляемым им Синодом.

Высшее церковное управление по «Уставу об управ­лении Русской Православной Церкви» 1988 года

В год тысячелетнего юбилея Крещения Руси, когда в условиях кризиса советского режима во взаимоотношениях Церкви и государства, а также Церкви и официально признанных общественных структур обозначились существенные перемены, с 6 по 9 июля 1988 года в Троице Сергиевой Лавре состоялся Поместный Собор, который принял «Устав об управлении Русской Православной Церкви».

Высшими органами церковной власти, в соответствии с этим «Уставом», являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом.

«Устав» ввел периодичность в созыв Поместных Соборов, которые должны были впредь созываться Патриархом (или, в его отсутствие, Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. В его состав, в соответствии с «Уставом», входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. В соответствии с «Уставом» Собора 1917−1918 годов, викарные архиереи по своему статусу не являлись его членами. Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанавливались, согласно «Уставу» 1988 года, Священным Синодом.

На основании «Устава» 1988 года Поместному Собору предоставлялась высшая власть в Церкви, и, в частности, право истолковывать учение Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с другими Православными Церквами; решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления; канонизировать святых; избирать Святейшего Патриарха; утверждать постановления Архиерейского Собора тем самым, Архиерейский Собор ставился в подчиненное положение по отношению к Поместному Собору. Поместному Собору «Устав» предоставил право оценивать деятельность Священного Синода и его учреждений; создавать или упразднять органы церковного управления; устанавливать процедуру для всех церковных судов; осуществлять церковный контроль за реализацией отношений между Церковью и государством; принимать решения по вопросам о взаимоотношениях с Православными Церквами и инославными исповеданиями; выражать озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество; учреждать общецерковные награды. Поместный Собор, в соответствии с «Уставом» 1988 года, являлся последней инстанцией, которой подсуден Патриарх, а также по всем делам, предварительно рассмотренным Архиерейским Собором и переданным ему.

Поместный Собор, по «Уставу» 1988 года, возглавляется Председателем Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего Престола. Президиум Собора состоит из Председателя и его заместителей в составе восьми лиц в архиерейском сане. Секретариат Собора возглавляется архиереем. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей своих рабочих органов. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет, который является руководящим органом Собора.

Все архиереи, члены Собора, в соответствии с «Уставом» 1988 года, составляют Архиерейское Совещание, которое созывается Председателем Собора, Советом Собора или по предложению 1/3 архиереев. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны и вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. Если решение Собора отвергается 2/3 присутствующих архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. После повторного отвержения 2/3 архиереев оно теряет силу.

На период между Поместными Соборами полноту высшей церковной власти «Устав» предоставил Архиерейскому Собору, в который входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и духовные школы. В «Уставе» определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы должны были также созываться по мере необходимости.

В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор должен был, согласно «Уставу», вносить предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. «Устав» включил в обязанности Архиерейского Собора, в частности: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизацию святых, создание и упразднение епархий, Синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Священный Синод, в соответствии с «Уставом», подотчетен Архиерейскому Собору. Архиерейский Собор, согласно «Уставу», является судом второй инстанции по спорам между архиереями, по делам, связанным с каноническими проступками архиереев, а также по всем делам, переданным ему Священным Синодом для принятия окончательного решения.

Председателем Архиерейского Собора, по «Уставу» 1988 года, является Святейший Патриарх или Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод: секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, согласно «Уставу» 1988 года, управляет Церковью вместе со Священным Синодом, при этом в «Уставе» делается ссылка на 34-е правило святых Апостолов и 9 е правило Антиохийского Собора.

Круг обязанностей Святейшего Патриарха «Устав» 1988 года определяет следующим образом: Патриарх созывает По­местные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода и председательствует на них, несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, представляет Соборам отчеты о жизни Церкви в межсоборный период, осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями и духовными школами, обращается с посланиями к Полноте Русской Церкви, вступает в сношения с Предстоятелями Православных Церквей и главами иных исповеданий, представляет Русскую Церковь перед государственной властью, издает указы о назначении епархиальных и викарных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, ректоров духовных школ и других должностных лиц, назначаемых Синодом, заботится о своевременном замещении архиерейских кафедр, об исполнении архиереями своих архипастырских обязанностей, поручает архиереям временное управление епархиями, имеет право визитации всех епархий Русской Церкви, дает архиереям братские советы, принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход, награждает архиереев титулами и высшими церковными отличиями, а клириков и мирян церковными наградами, утверждает присуждение ученых степеней и званий, имеет попечение о своевременном изготовлении святого мира.

Патриарх является епархиальным архиереем Московской епархии. По его указанию Московской епархией управляет на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник, носящий титул митрополита Крутицкого и Коломенского.

Сан Патриарха является пожизненным. На случай освобождения Патриаршего Престола «Устав» предусматривал следующий порядок действий: Священный Синод под председательством митрополита Киевского избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. Согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью», изданному Поместным Собором 1945 года, Местоблюститель не избирался, им становился старейший по хиротонии постоянный член Синода. В период междупатриаршества Русской Церковью управляет Священный Синод во главе с Местоблюстителем. Не позднее 6 месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха.

Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7), быть не моложе 40 лет. В «Уставе», принятом в 1988 году, содержалось также положение о том, что кандидат в Патриархи должен являться гражданином СССР, которое утратило значение после распада Советского Союза.

В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, в соответствии с «Уставом» 1988 года, осуществляет Священный Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из Председателя Патриарха или Местоблюстителя, а также 5 постоянных и 5 временных членов епархиальных архиереев. Постоянными членами Синода являлись митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины; Ленинградский и Новгородский; Крутицкий и Коломенский; и по должности Управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений. При этом временные члены вызываются для присутствия в Синоде на одну сессию по старшинству хиротонии, но не ранее двухлетнего срока пребывания на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделен на две сессии: летнюю (с марта по август) и зимнюю (с сентября по февраль).

Если Патриарх не может председательствовать на заседании Синода, он замещается старейшим по хиротонии постоянным членом Синода. Секретарем Синода является Управляющий делами Московской Патриархии.

В обязанности Священного Синода «Устав» 1988 года включил попечение о хранении и истолковании православной веры и норм христианской нравственности и благочестия, поддержание единства с братскими Православными Церквами, организацию внутренней и внешней деятельности Церкви, толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением, рассмотрение богослужебных вопросов, издание дисциплинарных постановлений, поддержание должных отношений между Церковью и государством, поддержание межцерковных связей, выражение озабоченности общественными проблемами, обращение с посланиями к Полноте Русской Церкви.

Священный Синод, в соответствии с «Уставом», избирает и назначает архиереев, перемещает их в исключительных случаях и увольняет на покой; вызывает архиереев на синодальные сессии, рассматривает отчеты правящих епископов. Синод назначает руководителей Синодальных учреждений и их заместителей, ректоров духовных школ.

Священный Синод руководит деятельностью Синодальных учреждений, рассматривает и одобряет центральный церковный бюджет, сметы Синодальных учреждений, духовных школ и соответствующие отчеты. Синод вносит изменения в наименование епархий, одобряет создание епархиальных учреждений, одобряет уставы монастырей, по представлению Учебного комитета утверждает учреждение новых кафедр в духовных академиях, уставы и учебные планы духовных школ, программы семинарий.

«Устав» предоставил Синоду права суда первой инстанции по делам архиереев, суда первой и последней инстанции по делам сотрудников Синодальных учреждений, а также суда второй инстанции по делам остальных клириков и мирян.

Синодальные учреждения, согласно «Уставу» 1988 года, создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и подотчетны им. Во главе Синодальных учреждений должны были стоять лица в архиерейском сане, назначаемые Синодом. «Устав» 1988 года предусматривал существование следующих Синодальных учреждений: Управления делами Московской Патриархии с канцеляриями Патриарха и Синода, синодальной библиотекой и архивом; Отдела внешних церковных сношений, Издательского отдела, Хозяйственного управления, Учебного комитета; Пенсионного комитета.

Высшее церковное управление от Поместного Собо­ра 1988 года до Архиерейского Собора 2000 года

В связи с тем, что по постановлению Архиерейского Собора 1989 года был образован Белорусский Экзархат Московского Патриархата, состав членов Священного Синода был расширен, для чего Архиерейским Собором января 1990 года были внесены соответствующие изменения в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Постоянным членом Синода стал митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Соответственно до 6 лиц было увеличено и число временных членов Священного Синода.

3 мая 1990 года скончался Святейший Патриарх Пимен. 7−8 июня состоялся Поместный Собор, главным результатом которого явилось избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор, созванный накануне Поместного Собора, избрал трех кандидатов на Патри­арший Престол. Из их числа в результате двух туров голосования тайной подачей голосов Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 года.

Впоследствии имели место изменения в титулатуре постоянных членов Священного Синода. Так, в связи с изменением статуса Украинской Православной Церкви, приобретшей внутреннюю самостоятельность в 1990 году на основании томоса Предстоятеля кириархальной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II, ее глава стал именоваться Митрополитом Киевским и всея Украины. Титул «Блаженнейший», употреблявшийся первоначально лишь в пределах Украинской Церкви, в соответствии с решением Архиерейского Собора 1997 года стал употребляться во всех официальных случаях. В связи с отделением Новгородской епархии от Ленинградской и последующим переименованием города в Санкт Петербург изменился титул правящего архиерея этой епархии, являющегося постоянным членом Синода. Ныне он именуется митрополитом Санкт Петербургским и Ладожским.

В 1990-е годы произошла реорганизация системы Синодальных учреждений. На основании Определения Священного Синода от 29−31 января 1991 года, были образованы Отдел по религиозному образованию и катехизации и Отдел по благотворительности и социальному служению. Впоследствии были учреждены также Миссионерский отдел и Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Издательский отдел неоднократно под­вергался в 1990-е годы реорганизации и, соответственно, переименованиям и приобрел, наконец, название Издательский совет. Пенсионный комитет был упразднен в связи с тем, что государство взяло на себя пенсионное обеспечение духовенства, чего оно ранее было лишено. Хозяйственное управление было также упразднено. Частично его функции перешли к Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=47 189&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика