Prokimen.Ru | Валентин Радаев | 11.10.2007 |
Сегодня обеспечение духовной безопасности как составной части информационной безопасности России во многом зависит от трех взаимосвязанных и взаимозависимых направлений предотвращения внешних и внутренних угроз существованию страны в ее нынешних границах и российскому народу с его традиционным укладом жизни.
Во-первых, успешная нейтрализация внешних и внутренних угроз духовной безопасности зависит от следующих факторов:
— как и из каких побуждений люди работают;
— как жители относятся к своему гражданскому долгу защиты Отечества, готовы ли они отдать жизнь за Родину;
— как россияне проводят свой культурный досуг;
— как взрослые граждане воспитывают своих детей;
— как индивиды относятся друг к другу, к братьям нашим меньшим, к природе;
— что каждый из нас знает о прошлом, или испытываем ли мы ответственность перед нашими предками и нашими потомками за судьбы страны и ход отечественной истории, есть ли у нас чувство законной гордости за тысячелетнюю Россию;
— как мы воспринимаем то судьбоносное время, в котором мы живем, как оцениваем окружающую нас действительность, есть ли у нас осознание своей сопричастности к жизни общества и страны;
— что мы думаем о будущем, своем и России, не отделяем ли свое благополучие от общего, готовы ли разделить участь своего народа как его частица, вместе выжить или вместе умереть.
Это — духовная безопасность на уровне личности, когда речь идет о духовном и интеллектуальном развитии человека. В конечном счете речь идет о сохранении чистоты нравов. А Православие как раз и формирует чистоту нравов.
Есть еще духовная безопасность на уровне общества, когда подразумевается его духовное оздоровление на основе поддержания в обществе стабильности, равновесия, гармонии за счет уважительного отношения его членов к культурно-религиозным традициям народов России, соблюдения общественной морали и нравственности, сохранения национальной самобытности и обычаев, культурно-языковой идентичности и духовных ценностей общества, составляющих русскую цивилизацию. Это во-вторых.
И, наконец, в третьих, существует духовная безопасность на уровне государства. Имеется в виду духовное преображение России на основе органичного усвоения опыта тысячелетнего государственного развития и возвращения к испытанным временем традиционным формам государственной организации жизнедеятельности общества, включая хозяйственную деятельность и соборность как национальную разновидность демократии.
Прежде чем углубляться в материал, определимся в понятиях. Термин «Интересы духовной безопасности» выражает совокупность коренных национальных интересов в духовной сфере, затрагивающих внутренние и внешние условия жизнедеятельности общества.
Перечислю интересы внутренней и внешней безопасности в духовной сфере. К внутренним интересам духовной безопасности относятся:
1. Сохранение территориальной целостности и единого духовного пространства как одна из первичных предпосылок бытия и благополучия народа.
2. Обеспечение физического, психического и духовного здоровья населения, его воспроизводства, ибо ни одно общество не может быть заинтересовано в своем физическом и духовном вырождении.
3. Сохранение благоприятных естественных природных условий жизни нынешнего и будущего поколений. Речь идет о моральных аспектах природопользования и нравственных факторах экологии как состояния зеленых массивов, всей фауны и флоры; в частности, о духовном измерении проблем эрозии почвы, гибели лесов, загрязнения окружающей среды продуктами производственной и бытовой деятельности людей.
4. Организация эффективного производства в смысле нравственной мотивации труда. В этой связи отмечу спекуляции на тему роли Православия как тормоза развития страны и следствия ее отставания от протестантских и даже католических стран Европы. На самом же деле, причина наших экономических неурядиц в другом: в несправедливом общественном перераспределении национального богатства, включая нерешенность проблемы введения природной ренты за эксплуатацию природных ресурсов, принадлежащих самому Господу Богу, дающему нам лишь возможность ими временно пользоваться. Ибо труд ради себя — это мое личная забота, а забота о ближнем — дело духовное.
5. Обеспечение материального и духовного благосостояния народа, условий духовного развития личности, гарантий ее прав и свобод в духовной сфере и исключение пагубного воздействия на личность тоталитарных сект, достойная роль Церкви в формировании гражданского общества, одним из важнейших институтов которого она по праву является.
6. Сохранение и развитие национальной культуры, в том числе:
а) образование и воспитание подрастающих поколений, развитие их умственного и духовно-нравственного потенциала, подготовка специалистов; сохранение профессиональных кадров, передовых научных школ и направлений и так далее; сохранение лучших черт исконного образа жизни, традиционных ценностных представлений, всего того, что составляет саму концепцию бытия российских этносов.
в) создание правовых условий для нормального функционирования религий как традиционных элементов культуры.
Теперь кратко обозначу внешние интересы духовной безопасности.
Во-первых, они связаны с укреплением России как одного из центров духовного влияния в мире.
Во-вторых, внешние интересы в духовной сфере предопределяют необходимость выдвижения России на великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации и ее культурного оплота.
В-третьих, они обусловлены необходимостью сохранения единого духовного пространства в странах СНГ и Балтии.
В-четвертых, речь идет о предупреждении и нейтрализации культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию, а также выявлении и пресечении направленной против Российской Федерации разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств под видом религиозной миссионерской работы и поддержки религиозных новообразований.
И, в-пятых, внешние интересы духовной безопасности диктуют необходимость обеспечения духовного суверенитета страны и отстаивания целостности единого духовного пространства в пределах канонической территории Московского Патриархата. Первое предполагает сохранение Россией своей цивилизационной особенности и возможности ее защиты от информационного влияния извне, способного отрицательно воздействовать на духовность страны, основанную на традиционных религиозных ценностях. Второе подразумевает отпор прозелитизму со стороны Рима и пресечение попыток со стороны ряда Поместных Православных Церквей, например, Константинопольской и Румынской, отторгнуть от Церкви те ее церковные области в новых независимых странах (в Эстонии, на Украине и в Молдавии), которые составляют ее каноническую территорию.
Несколько слов о том, как к духовной безопасности относятся государство и Русская Православная Церковь.
В декабре 1997 года государством была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая впервые на государственном уровне обозначила проблемы духовной безопасности и наметила пути предупреждения, выявления и нейтрализации внешних и внутренних угроз в духовной сфере.
В августе 2000 года Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Церкви был принят важный церковный документ, связанный в том числе и с интересами обеспечения духовной безопасности, под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В сентябре того же года родился другой важный, на этот раз государственный документ. Изложенная Церковью система взглядов на основные проблемы, волнующие общество, вызвала к жизни Доктрину информационной безопасности Российской Федерации как совокупность официальных взглядов в сфере духовного и интеллектуального развития личности, достижения и поддержания общественного согласия, духовного обновления России.
Чем для нас важны эти документы? Если говорить о государственной доктрине, то она развивает Концепцию национальной безопасности применительно к духовной сфере и предусматривает принятие конкретных мер по этому приоритетному направлению работы. А Основы дают представление о том, что Церковь готова сегодня предложить государству и обществу в плане соработничества в области духовной безопасности, и раскрывают направления, по которым она уже работает сама и во взаимодействии с различными ветвями государственной власти. Вот эти направления:
1. Миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях., содействие взаимопониманию между людьми (события в Чечне, Нагорном Карабахе, в бывшей Югославии). Самый яркий и свежий пример — деятельность созданного по инициативе и при участии Церкви Межрелигиозного совета России, объединяющего все традиционные религии страны, а также образование подобного органа в масштабах СНГ.
2. Забота о сохранении нравственности в обществе. Безнравственность — одна из причин преступности, жертвами которой за последнее десятилетие стали 300 тыс. человек. Церковь неустанно напоминает государству и обществу о пагубности навязчивой пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, стремится радикально изменить к лучшему нравственную атмосферу в обществе.
3. Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание общества.
4. Дела милосердия и благотворительности, развитие совместных с государством социальных программ.
5. Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры.
6. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений. Со многими министерствами и ведомствами подписаны или готовятся к подписанию совместные документы о взаимодействии. Представители Церкви принимают также участие в работе консультативных коллегиальных структур, созданных различными ветвями российской власти. Сложилось плодотворное взаимодействие епархий Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу, в том числе в профилактике алкоголизма, борьбе с наркоманией, работе с ВИЧ-инфицированными больными.
7. Попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание. Согласно социологическим исследованиям о религиозной ситуации в Вооруженных Силах России, верующие составляют примерно одну треть от всех военнослужащих (сегодня это 1 миллион 131 тысяча человек) или около 400 тыс. чел., при этом 76% из них или около 320 тыс. военнослужащих считают себя православными (для сравнения: мусульман — 9%, буддистов — 3%, адептов других вероисповеданий — 12%).
8. Труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, число которых достигает 850 тыс. чел. В пенитенциарной системе России, где проходят службу 250 тыс. сотрудников уголовно-исправительной системы, построено и уже действует 396 православных храмов; создано 625 православных общин, в состав которых входит более 33 тыс. осужденных; оборудовано 695 молитвенных комнат; действует 265 воскресных школ, в которых свыше 9 тыс. осужденных осваивают основы Православия и православной культуры.
9. Наука, включая гуманитарные исследования. Миссия Церкви в среде ученых одной из своих целей имеет возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями.
10. Здравоохранение. Картину духовного здоровья нации характеризует следующая статистика: около 14 млн. россиян или фактически каждый десятый гражданин России нуждаются в психиатрической помощи.
11. Культура и творческая деятельность. В рамках церковной работы на этом направлении в 2001 году при Синодальном Отделе по делам молодежи создано Православное историко-культурное общество, в работе которого принимают участие молодые историки, искусствоведы из числа студентов, аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук.
12. Работа церковных и светских СМИ. Церковь располагает собственными информационными средствами и взаимодействует со светскими СМИ, призывая их к объективному и честному освещению жизни Церкви и церковных проблем, которые могут быть предметом откровенного, беспристрастного и добросовестного анализа, но не должны служить поводом для разнузданных кампаний, нарушающих мир в обществе и во многом созвучных действиям древних и новейших гонителей Церкви.
13. Деятельность по сохранению окружающей среды.
14. Экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества.
15. Поддержка института семьи, материнства и детства.
16. Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Церковь призвана давать нравственные ориентиры обществу. К счастью, руководство страны это понимает и публично признает. Вот слова Владимира Владимировича Путина, произнесенные им в августе 2001 года во время посещения им острова Валаам и одной из старейших обителей России — Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря: «Когда-то наша Родина звалась святая Русь, и в этом был глубокий смысл. Без христианства вряд ли состоялась бы Россия. Сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно. Наряду с прославлением русского народа, прославлением, лишенным всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы. И эта идея равенства всех народов перед Богом должна быть положена в основу внутренней и внешней политики России».
Есть и другие признаки, указывающие на интерес руководящих государственных деятелей к тому, чтобы подкрепить административные возможности государства в области обеспечения духовной безопасности присущей Православию духовностью.
В 1992 году был образован Совет Безопасности Российской Федерации, который разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности. В 1999 году Секретарем Совета Безопасности был В.В. Путин. Отрадно, что и предшественник нынешнего руководителя этого органа И.С. Иванова В.Б. Рушайло поддерживал контакты с иерархами Русской Православной Церкви. В 2002 году он беседовал на тему необходимости укрепления духовной безопасности и поддержки традиционных религий с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином. А 19 марта 2003 года тогдашний Секретарь Совета Безопасности принял в Кремле наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста. В беседе были обсуждены «угрозы безопасности российскому обществу в духовной сфере». В.Б. Рушайло, в частности, отметил «все возрастающую роль Русской Православной Церкви в стабилизации общественной жизни, в решении нравственных проблем, воспитании молодежи, укреплении семьи, борьбы с наркоманией и пьянством», подчеркнув необходимость совместных усилий государства и религиозных объединений «в деле сохранения национального достояния России и нейтрализации угроз безопасности российского общества в духовной сфере».
Сегодня Церковь представляет собой становой хребет российской государственности. Сотрудничество Церкви с органами государственной власти во многом способствует сохранению стабильности российского общества как ключевому элементу национальной безопасности России. С учетом огромной роли Церкви в жизни страны, в обеспечении единства и согласия в российском обществе, нельзя недооценивать или, что еще хуже, игнорировать церковный потенциал в сфере духовной безопасности.
Развитие и укрепление сотрудничества государства и Церкви в сфере духовной безопасности усиливает способность компетентных органов, включая Совет Безопасности Российской Федерации и силовые ведомства страны, противостоять внешним и внутренним угрозам в этой области, что отвечает коренным национальным интересам российского народа. Исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие Церкви оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций российского народа. Духовные и культурные ценности, хранимые Церковью, представляют собой составную часть исторического достояния России и национального самосознания. Взаимодействие государства с Церковью выступает важным фактором общественной стабильности, гражданского единства и межконфессионального мира на российской земле.
В заключение хотелось бы обратить внимание присутствующих здесь специалистов по информационной безопасности на имеющие отношение к информатизации, глобализации и информационной безопасности фрагменты Обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей, сделанного на Епархиальном собрании в Москве 5 февраля 2006 года.
Об информатизации: ряд епархий серьезно пересмотрели свою информационную политику (созданы новые пресс-службы, телестудии и печатные издания), наблюдается стремительное развитие православного телевещания; недостатки: открытые в Москве приходские интернет-сайты в большинстве не отражают церковную жизнь, а лишь содержат фотопортреты настоятелей и расписания богослужений пятилетней давности; информация о деятельности приходов годами не обновляется; образцовым примером могут служить сайты Сретенского монастыря и храма святой мученицы Татьяны при МГУ, подворья Троице-Сергиевой Лавры, храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря; демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами себя загоняем в конфессиональное гетто. Впрочем, большинство храмов еще живут в прошлом веке и вообще не имеют своей интернет-страницы;
О глобализации и информационной безопасности: мировое сообщество переживает период глобализации, представляющей собой стремительный процесс формирования единого информационно-экономического пространства, в первую очередь, благодаря активнейшему развитию технологий обработки, передачи и хранения информации; в результате мировоззренческие границы, казавшиеся нашим предкам незыблемыми, ныне утратили былую непроницаемость; данные явления, при всей своей объективности, будучи порождением человеческой деятельности, могут и должны быть оценены с христианских позиций. Церковь исходит из того, что:
— формирование единого информационно-экономического пространства сопряжено с неминуемым изменением ряда ключевых мировоззренческих ориентиров современного человека (с одной стороны, это проявляется в получившей широкое распространение в общественной среде форме бытового мировосприятия, опирающегося на принцип интеллектуальной всеядности, при котором в сознании человека сосуществуют совершенно разные, взаимоисключающие друг друга идеи; с другой стороны, это находит свое отражение в набирающих все большее влияние унификационных тенденциях);
— происходит постепенное формирование некоторой общей антропологической концепции, в которой мерой всех вещей становятся потребности человеческой природы, искаженной грехом;
— именно на основании такого отношения к окружающему миру и к себе самому происходит постепенная секуляризация сознания современного общества, из жизни которого вытесняются традиционные религиозные ценности;
— одним из прямых порождений такого взгляда является релятивистский подход к оценке действительности;
— в итоге это приводит к активному размыванию представлений современного человека о фундаментальных нравственных ценностях.
Такие выводы обусловлены тем обстоятельством, что ныне становится очевидным стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали и неприемлемости категоричных суждений относительно нравственного достоинства человеческих поступков.
Внешнее проявление этой тенденции: попытка произвести словесную подмену, размыв термины и заглушив в сознании людей чувство нравственной ответственности (вместо убийства нерожденного ребенка — прерывание беременности; вместо блудного сожительства — гражданский брак; вместо корыстолюбия — материальная заинтересованность).
Окружающая нас информационная среда изобилует материалами, носящими откровенно безнравственный характер, пропагандирующими потребительское отношение к обществу и ближним; это душит в зародыше всякую мысль о наличии абсолютной, незыблемой системы ценностей, основанной на вневременных и не подверженных тлению основаниях.
Претендующая на универсальность идеология секуляризма — на сегодня становится серьезным препятствием на пути благовестия. Основная сложность противодействия этому мировоззрению состоит в том, что трудно побудить человека к принятию аргументов, опровергающих принципы самодостаточного отношения к миру, дающие повод к потаканию собственным порокам и страстям.
Следствием отсутствия твердых нравственных принципов является ложное восприятие окружающей действительности и своего места в окружающем мире. Это стремление избежать осознания реальности (учитывая то, что знание накладывает определенную моральную ответственность) порождает социальный инфантилизм (главный атрибут этого явления — общий недостаточно серьезный, игровой подход ко всему строю жизни). Примеры: увлечение взрослых людей молодежной модой, повальная вовлеченность людей в просмотр развлекательных телепередач, участие в индустрии уличных развлечений (игровых клубов, развлекательных аттракционов).
В области информационных технологий огромное место в бегстве от действительности занимают создающие «виртуальную реальность» компьютерные игры.
Подобная информационная среда воспитывает в молодых поколениях наших сограждан потребительское отношение к жизни, прагматизм, подменяя заботу о благе ближних, общества, Родины, попечением о собственных эгоистических интересах.
Заслуживают внимания присутствующих здесь специалистов в области информационной безопасности и итоговые документы I Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции» (Калуга — Оптина пустынь, 19 — 21 мая 2006 года). Речь идет о декларации о информационно-коммуникационных технологиях и Оптинском манифесте российской интеллигенции, опубликованных в Сборнике материалов Оптинского форума.
В вышеупомянутой Декларации, в частности, говорится о том, что участники Форума считают необходимым осуществлять развитие информационно-коммуникационных технологий с учетом сохранения и развития духовного наследия России. Далее Декларация призывает обратить внимание общественности на опасности использования методов и средств информационно-коммуникационных технологий, не соответствующих базовым принципам религиозной нравственности и светской морали. Наконец, в Декларации определяется задача создания экспертных групп из представителей религии, науки и искусства с целью определения границ и степени опасности информационно-технологических инноваций и виртуализации жизнедеятельности.
В разделе IX Манифеста, носящем название «О современных технологиях», участники Оптинского форума заявили, что они считают необходимым начать безотлагательную разработку и внедрение системы общественного контроля за способами и планами применения информационно-коммуникационных и иных технологий по отношению к человеку и обществу. Они также высказались за разработку и создание общественно-церковно-государственной системы противодействия опасности возникновения на базе новейших технологий международной системы тотального контроля над людьми и манипулирования человечеством и считают важным наличие в нашей стране общественного и государственного контроля за использованием различных технологий, которые не должны наносить ущерб интересам личности и общества и должны использоваться с соблюдением фундаментальных прав человека, включая права на сохранение духовно-нравственных начал в развитии человека и общества, обеспечение нравственной чистоты информационного пространства среды обитания людей.
Теперь некоторые выводы из вышеизложенного. Как видите, Церковь всерьез озабочена положением в сфере духовной безопасности. Это — первое. В этом ее позиция полностью совпадает с заботами государства.
Второе. Церкви есть что предложить обществу и государству в плане духовности. Но для того, чтобы лечить болезнь, мало только поставить диагноз болезни. А в том, что наше общество серьезно больно, я думаю, мало кто сомневается среди присутствующих здесь представителей Церкви, не говоря уже об экспертах в сфере национальной безопасности. Надо правильно лечить болезнь. А что это значит? Это значит, что мы должны врачевать не симптомы заболевания, а устранить причины, ведущие к развитию болезни общества. А как это понимать?
Приведу такой пример. Мы уже много лет боремся за повсеместное введение преподавания основ православной культуры в средней образовательной школе. И это правильно. Но ребенка воспитывает не только школа, но и семья, и улица, и вся окружающая его среда. Значит нужно изменить среду обитания человека, и, в первую очередь, информационную. В конце концов, нужно вернуться к лучшим традициям прошлого, вспомнить об идеалах Святой Руси, обрести утраченный смысл жизни, вернуться к забытой национальной идее.
Но это, как говорится, длинная история. Хотя можно попробовать хоть с чего-то начать в плане капитального, а не косметического, ремонта. Например, ввести в армии институт военного священства, прекратить пропаганду в СМИ насилия и порока. Воспитывать подрастающее поколение на лучших примерах прошлого, взяв, между прочим, на вооружение и лучшие образцы отечественного кинематографа двадцатого столетия, и шедевры отечественной литературы девятнадцатого века. А главное, учить детей нужно личным примером, для чего необходимо всем взрослым активно воцерковляться и через этот процесс приближения к Богу или, как у нас говорят, обожения, духовно преображаться.
Третье. Пора от слов переходить к делу, а то вот уже пятнадцать лет идут одни разговоры. Пока еще не поздно, но времени — в обрез.
Четвертое. Государство признает Церковь как влиятельного партнера, но пока не спешит всерьез иметь с ним дело. Во-первых, потому, что сильный независимый институт Церкви потенциально опасен как возможный оппонент той или иной политике, которая может быть противна совести православных верующих. Но этот риск минимален в случае благоразумия власть придержащих и вполне оправдан. В этой связи уместно напомнить следующие слова святителя Феофана Затворника: «Будущее России в безупречной нравственности ее руководства». Во-вторых, чтобы от Церкви можно было бы ожидать серьезной подмоги, надо ей самой помочь.
В.А. Радаев, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
http://www.prokimen.ru/article_2782.html