Татьянин день | Ольга Богданова | 10.10.2007 |
Иоанн прожил дольше других апостолов и был единственным из них, кто умер своей смертью. Уже будучи немощным старцем (ему было больше 100 лет), он, не имея возможности произносить длинные проповеди, беспрестанно повторял: «Детки, любите друг друга».
Его долгая жизнь полна множества подвигов и чудес.
Читая Евангелия, мы можем видеть, что Иисус Христос с самого начала выделил Иоанна, его брата Иакова и Петра из числа других апостолов. Только эти трое были свидетелями воскрешения дочери Иаира, только они присутствовали вместе с Господом на горе Фавор во время Преображения.
Иоанн называется возлюбленным учеником Спасителя. Именно он на Тайной вечере возлежал рядом с Учителем и дерзнул спросить у Него, кто окажется предателем.
Он не оставил Иисуса Христа в самое тяжелое время Его земной жизни. Когда Спасителя вели на суд к священникам, Иоанн следовал за Ним. Он стоял и у Креста, на котором был распят Христос. Можно представить себе, как страдал Иоанн, видя мучения Учителя, и скольких трудов стоило ему хоть сколько-нибудь сдерживать свое горе, чтобы как-то поддержать Учителя в эту минуту.
Рядом с ним стояла и Мать Господа, Мария. Перед смертью Иисус заповедал Иоанну заботиться о Ней, как о собственной матери, а Ей — считать Иоанна Своим сыном.
По преданию, после смерти и воскресения Христа, когда другие апостолы разошлись, чтобы проповедовать, Иоанн остался в Иерусалиме и заботился о Деве Марии. В день Ее Успения он нес перед гробом светящуюся райскую ветвь, которую отдал Марии Архангел Гавриил в знак того, что вскоре Ей суждено умереть.
Потом Иоанн прожил в Иерусалиме еще два года, а затем вместе со своим учеником Прохором ушел проповедовать в Ефес.
В Ефесе их наняла Романа, владелица общественных бань. Иоанн поддерживал огонь, а Прохор носил воду.
В «Житии» Иоанна Богослова рассказывается, что бес, который жил в этих банях, ежегодно убивал одного юношу или одну девушку. И все из-за того, что, когда бани строились, в их основание живьем вкопали молодого человека и отроковицу.
И вот в тот год, когда в бане стал работать Иоанн, бес умертвил сына городского старшины. Отец так горевал, что умер от тоски.
Романа, безусловно, понимавшая, в чем дело, видя свою вину, пыталась отмолить безвинно погибших горожан у богини Артемиды, но не смогла. В отчаянии она набросилась на Иоанна, била его и кричала: «Если ты не воскресишь этих людей, я убью тебя!»
Иоанн помолился Богу, и отец и сын воскресли. Узнав об этом, многие ефесяне (которые были язычниками) испугались и пришли к Иоанну, чтобы послушать его проповедь. Многие из них крестились.
В то время римский император Домициан начал гонения на христиан. Иоанна тоже схватили и отвели в Рим на суд кесаря. Там его били, пытались отравить ядом, но яд не подействовал, наконец, бросили в котел с кипящим маслом, но и оттуда апостол вышел невредимым.
Римские начальники как будто не видели этих чудес. Они только удивились, пришли в мнению, что Иоанн бессмертен и пытаться убить его бесполезно, а потому решили выслать подальше от столицы — на остров Патмос.
«Пока плыли до острова, Иоанн вылечил некоторых из своих стражей от болезней. А когда на корабле закончилось питье, велел наполнить сосуды соленой морской водой и превратил ее в пресную. Во время путешествия за борт упал сын одного из тех, кто сопровождал Иоанна. Апостол сжалился над отцом. По его молитвам волна вынесла тело мальчика на палубу, и юноша воскрес.
Видя такие чудеса, воины хотели освободить Иоанна, но тот сам попросил доставить его на Патмос.
Там он обратил в христианство множество людей, начиная от домочадцев правителя — игемона Лаврентия до самых простых жителей. На острове ему довелось встретиться с волхвом Кинопсом, которому, как мы можем узнать из «Жития» Иоанна, были подвластны многие бесовские князья.
Кинопс не смог понять, кто был перед ним. Биограф св. Иоанна рассказывает, что волхв трижды посылал демонов, чтобы они забрали душу Иоанна, и трижды Иоанн изгонял демонов с острова. Наконец Кинопс сам пошел к Иоанну, чтобы посрамить его, показав жителям Патмоса множество чудес. А в результате вошел в пучину морскую и по молитвам Иоанна не смог оттуда выйти и утонул.
Там же апостол уничтожил одного сильно беса, который в виде огромного волка выходил из моря и поедал несколько юношей. Увидев, что Иоанн уничтожил демона, крестилось множество народа.
И еще множество чудес сотворил апостол во время своей ссылки на Патмосе. На острове было написано Откровение (или Апокалипсис) и Евангелие.
Потом Иоанн вернулся в Ефес, где прожил до самой своей смерти. В его «Житии» говорится, что однажды он велел своим ученикам вырыть ему крестообразную могилу и в ней закопать его. Ученики послушались апостола. Услышав о смерти Иоанна, некоторые христиане пришли в Ефес. Когда они раскопали могилу, то увидели, что тела апостола Иоанна в ней не было.
За свое Евангелие св. Иоанн получил прозвание Богослов, т. е. такой повествователь, который в своем Евангелии излагает главным образом не события земной жизни Господа, а возвышенные и глубокомысленные речи о Боге, Боге Слове, т. е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном возрождении в Духе Святом.
За такое возвышенное содержание Евангелия от Иоанна оно названо Евангелием духовным, а святой Иоанн Богослов изображается на иконах с орлом: подобно тому как орел высоко парит в небесах, так Иоанн в своем Евангелии поднимается до самых высоких религиозных истин.