РПМонитор | Егор Булатов | 10.10.2007 |
Форум открылся приветствием генсека ООН Пан Ги Муна. В Диалоге приняли участие руководители международных организаций, министры иностранных дел и политические деятели многих государств-членов ООН, видные религиозные и общественные лидеры, а также представители неправительственного сектора. Россию на этом мероприятии представляли заместитель министра иностранных дел А.В.Яковенко, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и представитель Всемирного Русского народного собора при ООН протоиерей Александр Абрамов.
Впервые иерарх Русской Православной Церкви выступил в стенах ООН. Он, в частности, сказал:
«Все больше людей сегодня приходит к выводу, что попытки лишить религию права голоса в публичной сфере, сделать ее уделом исключительно частной жизни, безуспешны и являются посягательством на человеческую свободу. Главная проблема обществ, теряющих представление о религии, — предельная атомизация. Очевидно, что культ потребления и процветающий эгоизм делает их неустойчивыми и разделенными. Без духовного, „вертикального“ измерения жизни людей не сделают счастливыми ни деньги, ни вещи, ни развлечения, ни технологии. Без верности вечным нравственным принципам личность не могут сохранить и возвести к идеалу ни права, ни свободы. Причем я убежден: именно традиционная нравственность может быть прочной основой мирного сосуществования людей разных культур и религий.
Одним из факторов, способствующих росту экстремизма, является религиозная неграмотность многих наших современников. Вот почему так необходимо воспитание юных поколений в духе традиционных религий. Недавно эта мысль была поддержана Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. На мой взгляд, везде, где люди этого желают, они должны иметь право получать в общедоступной школе глубокие знания о своей религиозной традиции, а также основные сведения о взглядах и убеждениях тех, кто живет рядом».
К форуму была приурочена организация в штаб-квартире ООН фотовыставки «Русская Православная Церковь и межрелигиозный диалог: духовное возрождение России», которая пройдёт до 12 октября. По случаю её открытия Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II направил приветственное послание.
5 октября открылся 6-й международный форум «Русская Неделя на Корфу», организованный по благословению Патриарха Алексия II Даниловым ставвропигиальным мужским монастырём, фондом «Русский Предприниматель» и компанией «Рособоронсервис Хеллас».
В субботу 6 октября Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II начал визит в Россию. В ходе него Феодор II планирует посетить Нижегородскую область для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, примет участие в конференции, посвящённой 90-летию восстановления Патриаршества в РПЦ, после чего посетит Украину. «Хочу своим визитом подтвердить, что Александрийский Патриархат поддерживает только каноническую Православную Церковь на Украине», — сказал по этому поводу высокий гость. Вечером 6 октября состоялась первая встреча Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с Папой и Патриархом Феодором II, а в понедельник 8 октября (26 сентября), в день памяти преподобного Сергия Радонежского, оба первоиерарха совершили Божественную Литургию в Троице-Сергиевой лавре.
Ключевым же событием последних дней стал четырёхдневный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви во Францию. Программа визита предусматривала встречу с президентом Франции Николя Саркози (который в понедельник 8 октября прибывает с первым официальным визитом на высшем уровне в Москву), с политическими и церковными деятелями, с прессой. Центральным моментом поездки стало 2 октября первое в истории выступление Главы РПЦ в Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге (с 2005 года при ПАСЕ действует Постоянное представительство РПЦ).
Здесь уместно будет вспомнить, что Евросоюз в настоящий момент переживает затянувшийся организационный кризис, начало которому было положено провалом единой европейской конституции на национальных референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году. Нарекания многих политиков и общественных деятелей, недовольство массы избирателей в этих (и других европейских) странах вызвало то, что проект евроконституции ни словом не упоминает о христианских корнях европейской цивилизации (кстати, на днях страны ЕС согласовали другой проект конституции, где по-прежнему ни словом не сказано об объединяющих ценностях христианства). На это и обратил внимание в своём выступлении Святейший.
«Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни, — отметил Алексий II. -…Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека — важнейшая политическая идея Европы, — возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни…
Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека… Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой — потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории».
На следующий день, 3 октября, Святейший выступил с телевизионным обращением к французским гражданам, в котором, в частности, заявил:
«Нас объединяют не только общая история, не только культурные, политические и экономические контакты. Мы вместе принадлежим к великой европейской цивилизации, которую нельзя отделить от христианской культуры, христианского образа мысли, христианских нравственных ценностей. Именно благодаря сделанному нашими предками мировоззренческому выбору мы стали такими, какие мы есть.
Впрочем, сегодня перед нами стоит вопрос: сохранится ли наша цивилизация, или ей суждено уступить место другим, более сильным волей народам? Такой вопрос стоял когда-то перед Римом, и он сохранился, пойдя за Христом. Сохранимся ли мы? Верю, что да, если вновь осознаем: без верности вечным нравственным ценностям нас не спасут ни деньги, ни оружие, ни какие-либо изобретения человеческого ума. Убежден: если мы в полной мере поймем, что без нравственной чистоты, без святости жить нельзя, мы, по слову Евангелия, сможем вновь „родиться свыше“ и у нас будет великое грядущее».
На встрече с французскими журналистами, специализирующимися на религиозной тематике, Патриарх Московский и Всея Руси затронул важный вопрос диалога между РПЦ и Римско-католической церковью. Отвечая на вопрос корреспондента «Le Monde» относительно возможной в будущем встречи Главы РПЦ с Папой Римским, Алексий II заметил, что он против того, чтобы такая встреча состоялась только «для протокола». «Ей должны предшествовать глубинные изменения» в отношениях между Ватиканом и Православием, подчеркнул предстоятель РПЦ. «В настоящий момент ещё слишком много препятствий» для такой встречи.
Первым препятствием Алексий II назвал то, что «в 1990-е руководство Католической церкви объявило постмарксистскую Россию духовной пустыней и своей миссионерской территорией». Второе препятствие — «распространение „униатства“ на Западной Украине».
Визит Патриарха Московского и Всея Руси показал, что РПЦ всерьёз настроена на диалог и сотрудничество с западными христианами по важнейшим вопросам преодоления духовного кризиса современного мира. Причём одним из важнейших направлений своей активности Русская Православная Церковь видит прямое обращение к жителям Западной Европы, разделяющим христианские ценности. В то время как западные либерал-радикалы продолжают спекулировать на темах «реакционности» РПЦ, последняя стремится показать западным христианам, что в их противостоянии натиску аморальности они имеют твёрдую политическую поддержку и за пределами ЕС. Наглядной иллюстрацией идеологии РПЦ стали проходящие красной нитью через выступления Алексия II тезисы о принадлежности к общей европейской цивилизации.
Означает ли всё это, что Русская Православная Церковь как институт выходит на новые исторические рубежи и становится серьёзным действенным фактором международного движения за консервативное обновление мира на почве традиционных духовных ценностей? Во многом это будет зависеть от того, насколько сами западные христиане смогут преодолеть навязывавшиеся им веками негативные представления о России и Православии.