Русская линия
Спас Маргарита Ожогова09.10.2007 

«Это не дети… это мы такие…»

Самое важное время в жизни человека есть период воспитания, ибо им во многом определяется людская судьба — не только на настоящую жизнь, но и на всю вечность. Поэтому всякий здравомыслящий и понимающий важность своих обязанностей родитель должен подумать, как поступить при воспитании своих чад, если он не хочет их сделать несчастными на всю жизнь, а себя — виноватым перед ними и перед Богом.

Рождение или воспитание?

Семья без детей не может быть полноценной — это знают все. Как тут не вспомнить высказывание святого апостола Павла, что женщина «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» (1 Тим 2:15). Апостол здесь имеет в виду не роды сами по себе, а весь процесс рождения и воспитания нового человека, начинающийся в первые дни беременности и продолжающийся долгие десятилетия. И действительно, родить — это одно, а вырастить достойного христианина — совсем другое, гораздо более значимое. Недаром, если родит один человек, а воспитает другой, ребенок в большинстве случаев не будет помнить свою биологическую мать, которая вместе с жизнью дала ему и многие наследственные черты (внешность, характер, склонность к тем или иным заболеваниям). Но своего воспитателя, который был с ним рядом долгие годы, делил вместе успехи и неудачи, любил его, обучал, ребенок будет воспринимать как самого близкого и родного человека.

Расправив крылья…

Скажу сразу: я не знаю, как надо воспитывать детей. Это «незнание» открылось мне не так давно, когда стал делать первые шаги мой младший сын. Нет, теоретически все как раз ясно: воспитывать нужно любовью, терпением и собственным примером, а вот на практике…

Сначала моя практика летела, расправив крылья, затем стала потихонечку припадать к земле и, наконец, забуксовала окончательно (надеюсь, не бесповоротно). А все дело в том, что методы, которые я применяла к Мише (первому ребенку), оказались не очень подходящими для Лизы (средней дочери) и совершенно полярными в отношении младшего Ильи. Просто каждый ребенок настолько индивидуален, что порой очень удивляешься, как это у одних родителей получились такие разные дети. Такое я наблюдала во многих семьях. Кому-то идеально подходит сочетание «кнута и пряника», кому-то категорически противопоказан это самый «кнут», а у кого-то острейшая аллергия на «пряник"… И когда у меня порой после очередной детской выходки опускаются руки и я говорю своему супругу: «Ну что у нас за дети такие!», — батюшка отвечает: «Это не дети… это мы такие…»

Старший сын

Миша воспитывался в строгости. Мы были еще очень молодыми, когда он родился, и ребенок у нас на первом месте не стоял. Батюшка тогда только начал свое служение в сане диакона, я училась в университете — словом, в жизни, помимо ребенка, было много другого важного и интересного. (Сразу отмечу: когда родился Илья, важнее его ничего для меня в жизни не было. Может быть, сказался возраст?) А Миша у нас рос без памперсов, в год самостоятельно кушал и ходил на горшок и всегда знал, что ему можно и чего нельзя. Он всегда мог сам себя занять и не доставлял особых хлопот ни в садике, ни в начальной школе.

При этом наш старший никогда не был идеальным. В четыре года, оставленный буквально на минуту один дома спящим, он благополучно открыл дверь и ушел через дорогу играть в песочнице, а в пять лет прыгнул со второго этажа (слава Богу, отделался только ушибами). Но при этом все воспитательные меры, применяемые к нему, Миша усваивал раз и навсегда. Он и сейчас, в одиннадцать лет, хорошо помогает мне с малышами и неплохо учится. Конечно, начало переходного возраста дает о себе знать, но мы с ним всегда прекрасно понимали друг друга.

Дочь Лиза

Лиза преподносит нам сюрпризы с самого первого дня… О ней вообще особый разговор. Мы пытались по-разному. От любых проявлений любви она тут же садится на шею, а от малейшей строгости сразу начинает болеть (в прямом смысле, чаще всего ангиной). Найти с ней «золотую середину» очень сложно.

Младшенький…

Что касается Ильи, то первый год его жизни был для нас сплошным праздником. Воспитывать нужно любовью, терпением и собственным примером

Он хорошо ел, много спал и почти никогда не плакал. Я думала, что родился второй Миша. А на втором году жизни стал проявляться и его особенный характер.

Илюша по-прежнему хорошо ест и спит. Но побудить его сделать что-то против его воли или чего-то не делать практически невозможно. Миша в этом возрасте был податлив, впитывал все как губка. Илья, упертый до невозможности, любые просьбы воспринимает как ущемление собственной свободы. Что ему взбредет в голову в следующий момент, предугадать невозможно. Недавно отказался причащаться, сидя у меня на руках, кричал так, как будто не принимал таинство ни разу, и успокоился только тогда, когда его поставили на пол и батюшка причастил его, нагнувшись почти до земли.

В общем, с каждым ребенком мы постигаем науку воспитания заново. И твердо знаем одну вещь. Любой ребенок с любым характером смотрит прежде всего на то, как в разной ситуации поступает его родитель. Если мы твердим: «Мой руки перед едой» или «Не сиди близко к телевизору», а сами этого не делаем, наше чадо будет поступать точно так же, сколько ему ни говори. И наоборот, никогда особо не побуждаемый к молитве ребенок будет стараться исполнять вечернее и утреннее правило, видя, как постоянно это делают отец или мать. А если в семье придерживаются совместной молитвы, то для малыша это повод побыть вместе с обоими родителями, а для более старшего — привычка, которая затем перерастает в необходимость.

Мы с Мишей вот уже месяц каждое утро обливаемся холодной водой. Закаляемся. Начали со ступней и пока дошли до ягодиц. Надеемся, что к лету будем принимать холодный душ полностью. Сначала Миша не хотел. Не то что обливаться — я его даже в ванну встать не могла уговорить. Он сразу трясся от холода и твердил мне, что и так уже полгода (!) не болел. И тогда я начала сама. Пару дней он смотрел на мою дрожь, а затем сказал, что я трусиха, и сам встал в ванну. Теперь даже торопит меня, хочет скорее перейти к обливанию до пояса. И всем рассказывает о своих успехах.

Один ребенок — хорошо?

Как правило, в неблагополучных семьях рождаются неблагополучные дети. Что ж, статистика — вещь неумолимая. Но мне вспоминается одна статья, опубликованная в газете «Комсомольская правда» несколько лет назад. В ней рассказывалось о людях, которые избивали своих родителей, отбирали у них пенсии, выгоняли из дома и заставляли переписывать на свое имя недвижимость. И все они без исключения в детстве не знали ни в чем отказа и просто купались в родительской любви. Правда, почти каждый из них был единственным ребенком в семье…

А наш сосед воспитывался в детском доме, в раннем детстве нахлебался нищеты, побоев и видел в основном только пьяных родителей. И сейчас у него крепкая семья, в которой растут две счастливых дочери. Он просто никогда не допустит, чтобы его дети пережили то же самое. Конечно, таких примеров мало. И, говорят, исключения только подтверждают правило. Но, может быть, отец или мать, или оба вместе, кто по разным причинам не хочет иметь второго ребенка, все-таки задумаются, вспомнив статью из «Комсомолки», и изменят свое решение? Не ради себя, а ради своего уже родившегося чада, которому предстоит сомнительная перспектива расти единственным в семье. И в данном случае «единственным» не значит «неповторимым» — это, скорее всего, значит «эгоистом». И только Господь знает, во что выльется это родительское решение более не обременять себя детьми.

Рожденные от Духа

В разные века многие умы трудились над наукой воспитания и произвели много прекрасных правил, полезных для формирования личности ребенка. Но все эти правила, по крайней мере в общем их составе, весьма недостаточны для христианского воспитателя, поскольку предназначены для рожденных от плоти, между тем как всем православным людям известно, что христианин рожден свыше — от Духа. Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок рос добрым, отзывчивым, любящим

Поэтому лучшее руководство для верующего воспитателя — это учение Господа Нашего Иисуса Христа. И хотя в этом учении немного правил, предназначенных собственно для руководства при воспитании детей, но в его духе заключается все, что нужно для данной методики.

Истинный преподаватель, руководимый любовью к Богу, все свои действия направляет не только к земным и временным целям, но прежде всего к жизни вечной. Конечно, с точки зрения современной проблематики жизни, учитывая то, что семьдесят лет людям навязывались совершенно иные идеалы, духовно-нравственное воспитание далеко не всеми принимается как единственно правильное и нужное. Но зато любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок рос добрым, отзывчивым, любящим. А ведь Бог — это и есть любовь, и учение Его и соблюдение Его заповедей ведут к развитию духовно богатой личности.

Рецепт счастья

И еще. Все мамы и папы без исключения хотят, чтобы их малыш был здоров. Есть две хорошие поговорки: «Все болезни от нервов» и «Чтобы ребенок был здоровым, нужно, чтобы он рос счастливым». С трудом верится, но нашим чадам для полного счастья необходимо всего двадцать минут родительского внимания в день. Только внимания безоглядного. Достаточно на это короткое время всецело отдаться ребенку, не заглядывая при этом в телевизор, в кастрюлю, не разговаривая по телефону, — и он будет счастлив целый день. Поиграйте с ним, почитайте, а более старшего просто послушайте, расспросите, посочувствуйте ему. Только ни на что не отвлекайтесь, и двадцати минут будет вполне хватит. (Это для тех, кто вечно занят). И ваши сын или дочь будут чувствовать себя нужными, любимыми, а следовательно, счастливыми.

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=400


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru