Русская линия
Русский дом Николай Леонов09.10.2007 

СНГ: бублик или дырка от бублика?

Этикетка, ценник вовсе не означают, что товар, на котором они красуются, соответствует заявленным высоким требованиям. В наше время слова и дела почти никогда не стыкуются. Слова служат для сокрытия настоящих дел или для прикрытия безделья. В этом отношении название «Год СНГ» наиболее показательно

По инициативе Президента России В.В. Путина нынешний, 2007 год назван Годом СНГ. У Владимира Владимировича появилось новое хобби — давать годам собственные имена, «крестить» их, а поскольку до конца его президентского срока осталось немного времени, то годам даются сразу несколько названий. Нынешний 2007-й уже стал и Годом Китая в России, и Годом русского языка, и Годом СНГ.

8 декабря 1991 года сепаратисты-ликвидаторы исторической России — Ельцин, Кравчук и Шушкевич — чтобы смягчить шок от ликвидации СССР, сунули в рот 280 миллионам населения бывшей великой державы пустышку под названием СНГ (Содружество независимых государств). Почти 16 лет народы безнадёжно взирают на пустышку, а 11 президентов, важно надувая щёки, выдают себя за добрых кормилиц и заботливых мамаш. Театральная декорация выдаётся за реальность. Ежегодные официальные «саммиты», спецсамолёты, ковровые дорожки, парадные обеды, тучи журналистов и телекамер — всё это яичная скорлупа, в которой нет ни белка, ни желтка. Добавьте к этому ещё 8 «саммитов без галстуков» (неформальных) с многозначительными намёками на масштабность обсуждённых тем, на реорганизацию СНГ, на создание «единых пространств» и сопоставьте это с конкретными практическими результатами, и вы увидите, что нас всё время обводят вокруг пальца, попросту обманывают. Никто из президентов не решается признаться, что всё это время они вместе шили «платье голого короля», только в роли короля были мы все — обманутые 280 миллионов бывших граждан СССР.

Удивительно, что правду решился сказать глава российской дипломатии Сергей Лавров. Он, выступая перед Государственной Думой в середине июня 2007 года, признал: «Этап цивилизованного развода завершился. Сегодня очевидно, что СНГ не стало реальным механизмом интеграции республик бывшего СССР». Министр заявил о твёрдом намерении России развивать двусторонние отношения со всеми государствами СНГ. Итак, миф развеян.

За время существования Содружества взаимный товарооборот между его участниками сократился более чем в три раза, а это и есть основной показатель полной неэффективности существующих форм интеграции. Все страны СНГ (за исключением Беларуси) за эти годы в четыре раза увеличили долю минерального сырья в своём экспорте, резко сократив объёмы поставок на мировой рынок машин и оборудования. Не уйти от констатации очевидного факта: они стали сырьевыми придатками развитых государств мира. Что ни год, между странами Содружества вспыхивают острейшие конфликты по вопросам ценовой и транспортной политики в отношении энергоресурсов. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин верно подметил, что Россия и бывшие советские республики выбрали разные правовые ориентиры, их законодательства не совпадают по многим аспектам. Уходит старшее поколение, которое помнит преимущества жизни в едином государстве, и утрачиваются связи. Те, кому сейчас за 20 лет, об СССР знают только от журналистов, имеющих заказ порочить всё прошлое. Чахнет на всём постсоветском пространстве русский язык — язык межнационального общения. Государственные границы и дороговизна транспорта разорвали прежнее единое гуманитарное пространство. Средства массовой информации сеют семена межнациональной неприязни. Недавно озверевшие националисты молотками разрушили мраморный бюст Антона Павловича Чехова, стоявший во дворе его дома-музея в Ялте.

СНГ фактически раскололось на две фракции. Россия по существу осталась в компании со среднеазиатскими республиками. К нам примкнули Армения и Беларусь. В противовес сформировалась другая коалиция в составе Грузии, Азербайджана, Украины и Молдовы, получившая название ГУАМ и тяготеющая к Евросоюзу и США. Эти страны не скрывают своих антипатий к России, хотя и продолжают сохранять членство в Содружестве.

Россия фактически утратила интерес к СНГ, о чём свидетельствует отсутствие специальных государственных органов, ответственных за работу с Содружеством. Когда-то существовавшее министерство было ликвидировано, остался лишь Комитет по делам СНГ и соотечественников в составе Госдумы, да действует в Москве на общественных началах Институт по делам СНГ, возглавляемый депутатом ГД К. Затулиным. В структуре МИД РФ сохранился один департамент по делам СНГ, который ориентирован на решение оперативных вопросов двусторонних отношений. Никто не занимается разработкой стратегической линии в политике на постсоветском пространстве. Мы перестали говорить о том, что территория бывшего СССР — зона наших жизненно важных, приоритетных интересов. На постсоветском пространстве сепаратизм продолжает править бал. Нет ни единого оборонного, ни единого экономического пространства. Исключение составляют отношения между Россией и Беларусью. Но это особый случай!

Вот как оценивают общее состояние дел в странах ближнего зарубежья в Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук: «Бывшие республики СССР, а ныне независимые государства находятся на разных этапах общественного развития. Они демонстрируют приверженность различным формам политического устройства, различным социально-экономическим моделям, они различны по менталитету своих граждан, культуре производства. Кроме того, у каждой из них свои оценки общей истории и своё видение национальных интересов, далеко не всегда согласующееся с интересами других участников СНГ».

Несмотря на столь нелицеприятный вывод, тема СНГ ещё не скоро исчезнет из политического арсенала господ президентов и премьер-министров стран-участниц Содружества. Будут «саммиты», шарканье лакированными штиблетами по паркету, объятия с поцелуями и без, лимузины, банкеты и пр. Политические руководители понимают, что при всех своих недостатках СНГ сыграло в прошлом чрезвычайную роль, эта организация помогла осуществить «бракоразводный процесс» между бывшими республиками Советского Союза без кровопролития и войн, которые, например, сопровождали распад Югославии. Удалось предотвратить разрастание конфликтов в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. Какие бы шумные и агрессивные речи не произносились различными политиками в собственных интересах, но все крайне заинтересованы в сохранении пусть временной, пусть относительной, но такой жизненно необходимой стабильности.

Все пока нужны друг другу по разным причинам. Вместе опасаются международного терроризма, среднеазиатские страны боятся, что им начнут силой навязывать западные модели демократии, экспортёры энергоресурсов опасаются оказаться в жёсткой зависимости от какого-либо единственного пути вывоза своего богатства. Россия тоже нуждается в друзьях, пусть временных и не совсем надёжных. Ближнее зарубежье — место российских капиталовложений. В 2007 году Россия намерена начать экспорт нефти в Китай с использованием казахского нефтепровода (до 5 млн т). Главными соображениями, которыми руководствуются участники СНГ при сохранении своего членства в этой организации, остаются вопросы внутренней и внешней безопасности. Как только эти соображения теряют свою значимость, резко ослабевает желание той или иной страны оставаться в составе СНГ. Подтверждением тому служат Украина, Грузия, получившие от Запада определённые гарантии безопасности.

В нынешнем Содружестве Россия — не безусловный лидер, а лишь один из многих политических центров, и не самый мощный экономический игрок. У государств Средней Азии оформились серьёзные интересы к Китаю, у стран Южного Кавказа заметно явное тяготение в сторону Запада, куда «дрейфуют» с нарастающей скоростью Украина и Молдова. Центробежные силы значительно превышают центростремительные, поэтому не стоит ни удивляться, ни раздражаться, когда мы узнаём об очередных шагах, отдаляющих Россию от её вчерашних братских республик.

Хорошо это или плохо? С точки зрения геополитики и перспектив развития России — плохо. Слабые постсоветские государства нуждаются в защите и покровительстве. Там, где ослабляется российское влияние, неизбежно активизируются третьи силы. Вспомните, как спешно США объявили зоной своих жизненных интересов Кавказ и зону впадины Каспия. Без большой шумихи, но продуктивно работает в Средней Азии Китай. Турция, наконец, дождалась своего часа, чтобы отомстить России за бесконечные поражения в прошлые века. Её влияние сильно ощущается на всём Кавказе. Чеченские боевики считали Турцию своей опорной базой. Если бы Иран не был включён в список стран-изгоев, он также стал бы важной фигурой в политической игре на юге бывшего СССР.

С точки зрения либералов, доведших СССР до развала, нынешнее положение дел для России выгодно. Она-де избавилась от бедных нахлебников, имеет теперь в лице гастарбайтеров дешёвую рабочую силу, может относительно недорого приобрести промышленные активы стран СНГ и жить припеваючи под дождём нефте- и газодолларов. Интересы либералов всегда были сиюминутными и измерялись только деньгами. Их менталитет несовместим со стратегическими национальными задачами.

И в голову не пришло подумать о том, как скажется раздел страны на судьбах людей и в первую очередь на 25 млн русских, в одночасье оказавшихся на чужбине. На них местные этнические экстремисты стали вымещать злобу за обиды, полученные от советской власти, за катастрофическое падение уровня жизни после 1991 года, за свой комплекс неполноценности. Россия умыла руки, не защитила русских в бывших советских республиках. Хотя и собирались в Москве конгрессы соотечественников, хотя и существует Межведомственная комиссия по делам соотечественников — всё это скорее попытка заглушить собственную совесть, прикрыть словами равнодушие и бездеятельность. Заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, которому поручено курировать это направление работы, жаловался на парламентских слушаниях в 2005 году, что заметен процесс ассимиляции русских в странах ближнего зарубежья, «становится всё более очевидным то обстоятельство, что внутри самой российской диаспоры нет единства, налицо культурное, религиозное расслоение, слабеет стремление к самоорганизации». Он обратил внимание, что на все расходы по финансированию программ поддержки соотечественников в 2006 году выделено в бюджете всего 323 млн 570 тыс. руб. Примерно по 13 (!) рублей на одного человека. Средств не хватает на открытие научно-культурных центров, приобретение учебной и художественной литературы, производство фильмов, переподготовку учителей русскоязычных школ. Увы! В такой позиции российского правительства сказывается не только привычное нам равнодушное отношение к людям, тем более живущим за рубежом, но и к СНГ как к межгосударственной структуре.

Читатель вправе спросить, а какую позицию занимает автор? Отвечу: всегда был и остаюсь «империалистом». Чем больше Отечество — тем лучше. И очень хочу, чтобы политики были честными, «прозрачными» (любят они это слово) и перестали придумывать сказки про «содружество», которого нет.

http://www.russdom.ru/2007/20 0710i/20 071 008.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика