Радонеж | Сергей Худиев | 09.10.2007 |
Сказка, как известно, ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок. Не только в садоводстве, но и в жизни вообще, странно ожидать плодов, если вы обрубаете корни. У общества без прошлого нет будущего. Те, кто ничего не унаследовал от своих предков, ничего не передадут потомкам. Это азбучные истины, но беда в том, что наше общество никак не оставит большевисткий морок — веру в то, что ради светлого будущего надо разорвать связи со своими корнями. Эти печальные мысли приходят в голову, когда читаешь об законопроекте исключающем из школьной программы «Основы православной культуры» и ряд других предметов, введенных региональными властями. Мне неизвестны мотивы тех, кто выдвигает этот законопроект; возможно, они не стремятся рубить корни специально, они решают какие-то другие задачи, а раз под нож попадают корни — то и ладно, зачем они нужны, древо Государства Российского и так, без корней, процветет и принесет прекрасные плоды. Вполне вероятно, они вовсе не злонамеренные люди — просто они учились в советской школе, где, вместе с другими абсурдными идеями им внушили и эту; а критически пересмотреть свое образование они как-то не собрались.
Поэтому первое, что я хотел бы сделать в этой ситуации- воззвать к здравому смыслу. Нравятся вам корни или нет, дерево не может жить без корней. Всякое развитие, всякий прогресс только тогда реален, когда он продолжает историческую преемственность, когда потомки с любовью чтят своих предшественников, а святыни, пронесенные через века, остаются святынями и для нынешнего поколения.
Вирус отрицания и разрыва поражал и другие народы; и другие страны знали кровавые революции и бесчеловечные тирании. И в других странах обезумевшие толпы шли крушить храмы и гробницы национальных святых и героев. Но потом болезнь отступала, и народы возвращались к нормальному развитию. Как я уже писал, в нынешней Западной Европе религиозное образование — дело совершенно естественное и обычное. Мы переболели тяжелее всего; и сейчас не конца поправились. Тот же вирус проявляет себя — в более сдержанной форме — в попытках не допустить исцеления. Не допустить возврата к корням, которые одни только и могут питать нашу национальную жизнь.
Я уже вижу, как это вирус негодует в крови кого-то из моих читателей — «Мракобесие! Обскурантизм! Средневековье! Возвращение в проклятое прошлое!». Нет, не возвращение в прошлое; в прошлое вернуться невозможно. Напротив, обретение надежды на будущее, надежды на плоды, которые можно обрести, только восстановив связь с корнями.
Я не чуствую враждебности к тем, кто до сих верит, что можно обойтись без корней. Я их очень хорошо понимаю. В конце концов, мы все, родившиеся под красной звездой, были с детства отравлены одним и тем же ядом. Но давайте же признаем, наконец, яд — ядом, морок — мороком, и злое наваждение — злым наваждением. Давайте поможем нашим школьникам понять, что у них есть народ, и у них есть Отечество; пусть они не будут чужестранцами среди святынь их предков; пусть увидят и полюбят дивную красоту нашей страны, пусть они поймут, во что верили, и Кому воздвигали храмы те, кто своим трудом создал и своей кровью защитил Россию. Захотят ли они разделить веру преподобного Андрея Рублева, святого Сергия Радонежского, Федора Достоевского, Сергея Рахманинова, Николая Лескова, многих и многих, известных и безвестных созидателей нашей истории и нашей культуры — это уже, конечно, между ними и Богом. Но пытаться отгородить их от того, чем жили эти люди — значит причинять нашей стране вред, и вред, может быть, уже неисцельный.