Спас | Священник Максим Коробов | 06.10.2007 |
— О. Максим, как известно, молодежи в целом и православной в частности свойственна определенная корпоративность, стремление к объединению с людьми, близкими по взглядам и убеждениям. При многих православных приходах также существуют молодежные общества. Каким образом формируются и какие цели преследуют такие объединения?
— Отвечая на этот вопрос, отмечу, что при создании православных молодежных обществ невозможно воспользоваться какой-либо системой. Поясню. Любое общение должно начинаться и протекать в свободной форме, оно рождается произвольно. Нельзя создать молодежное общество по плану. Как православные христиане мы должны понимать, что мы далеко не всегда действуем по воле Божьей. И сквозь призму своих пороков, грехов и страстей мы порой видим полезным то, что на поверку оказывается неискренним, ненастоящим. Если молодежное объединение и начнет свою деятельность без воли Божьей, то будет являть собою лишь свод определенных правил, норм и ничего более, а истинная цель не будет достигнута. А любое объединение православных, будь то молодежная организация, или воскресная школа, или общество взрослых людей, не считая банального общения, имеет по своей сути лишь одну цель — привести людей к Богу, а не просто чем-то занять их, «чтобы ерундой не занимались».
Что касается людей подросткового возраста, то для них это гораздо актуальнее, чем, скажем, для малышей в воскресной школе, которые еще не растеряли искреннюю веру и непорочный детский взгляд на мир и окружающих их людей, или для взрослых сознательных людей. Эта возрастная категория наиболее уязвима для искушений врага рода человеческого, задача которого — не допустить спасения человеческой души.
И если на приходе начинает зарождаться какое-то объединение молодых людей, которым интересно быть в обществе друг друга, делиться своими переживаниями, мыслями, а может, даже просто отдыхать вместе, скажем, ездить на природу, то задача пастыря — взять это под свой контроль и опеку. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы помочь этому благому по своей природе зерну взойти, не дать ему погибнуть.
Затем, всем людям свойственны заблуждения, а молодежи — тем паче. Следовательно, во-вторых, четкое руководство таким объединением необходимо, чтобы его члены не «заблудились» по дороге к Богу.
Кроме того, если у такого общества будет один постоянный руководитель, его членам будет гораздо легче разрешать с ним свои сомнения, задавать интересующие их вопросы и вообще строить диалог. При чутком пастырском руководстве молодежным обществом гораздо легче избежать негативных моментов в его функционировании. Важно привести людей к Богу, а не просто чем-то занять их, «чтобы ерундой не занимались»
Для этого пастырь прежде всего должен любить своих подопечных, быть внимательным к ним, жить их интересами, их жизнью.
— В ответе на предыдущий вопрос Вы сказали, что возможны негативные ситуации внутри православных молодежных обществ. Какого рода они могут быть и из-за чего могут возникнуть?
— В любом православном молодежном обществе можно условно выделить две группы. Первая состоит из людей, которые с детства ходят в храм, участвуют в таинствах Церкви, то есть к моменту вхождения в объединение православной молодежи они являются полноценными членами Церкви на протяжении некоторого времени. А объединение это происходит из-за того, что их потребность в общении не может удовлетвориться светским обществом, их не устраивает то, с чем они сталкиваются в школе, университете, у себя во дворе… У них есть четко выраженная потребность в общении с людьми, близкими по мировоззрению, убеждениям и ценностным ориентирам. Здесь все предельно ясно, и с таким контингентом довольно редко возникают серьезные проблемы, хотя их тоже нельзя избежать.
Но бывает и так, что человек приходит в православное молодежное общество (на-пример, его приводит друг), а затем начинается его воцерковление. Он видит, что это общение может дать гораздо больше, чем времяпрепровождение в кругу своих неверующих сверстников, и как бы «в дополнение» к этому общению начинает посещать богослужения и участвовать в таинствах. И вот здесь таится немалая опасность того, что этим человеком приоритеты будут расставлены не-правильно. А именно: во главу угла он будет ставить свое пребывание в этом право-славном обществе, а таинства Церкви и Православие вообще будут занимать для него второстепенное положение. И если общество распадется, этот человек наверняка уйдет и из церковной жизни.
Кроме того, молодежи свойственна бескомпромиссность и максимализм во всем, включая отношения с Богом, следствием чего может стать неправильное представление об иерархии ценностей и — как результат этого — незнание меры и чина, полная путаница в следовании внутренним и внешним канонам. Именно поэтому и необходимо чуткое руководство пастыря, готового всегда наставить своих чад на путь спасения, на путь к Богу.
— Какие проблемы могут возникнуть у воцерковленной молодежи в общении с их сверстниками, которым чужда вера в Бога? В чем причина этих проблем и что может помочь их решению?
— Даже общение светских людей редко обходится без каких-либо проблем. Это объясняется разницей в интеллектуальном и нравственном развитии. Кроме того, нельзя забывать, что у всех разные интересы: одних привлекает одно, других это отталкивает. Естественно, что у верующего юноши или девушки существуют свои принципы, которыми они не могут поступиться для того, чтобы «подружиться» с их невоцерковленными сверстниками. Например, они не могут спокойно отнестись к тому, что порой оскорбляют их религиозные чувства, не могут принять некоторые формы поведения, считающиеся нормой внецерковной среды.
Для того чтобы найти взаимопонимание, необходимо общее мировоззрение. Истина — важнейшее условие подлинной встречи между людьми
Единственное условие подлинной встречи между людьми, которая возможна в этом мире, есть истина, истинное мировоззрение. Именно оно проецирует временные отношения в вечность, делает человека ответственным не только за временное, но и за вечное. Такой человек более основателен, и проблема в том, что он может встретить на своем пути людей неосновательных, на которых, к примеру, нельзя положиться.
Чем сильнее человек верит в Бога, тем он свободнее, тем легче ему находить общий язык с людьми. Точнее, если Господь освободил человека от его грехов, то ему всегда будет легко в общении. Вспомним пример апостола Павла: он не имел проблем в общении с людьми независимо от их возраста, вероисповедания, национальной принадлежности, а каждому мог сказать нужное слово.
— Вы упомянули понятие свободы. В современном мире ему уделяется очень много внимания, но при этом каждый понимает его по-своему. В чем основная разница представлений о свободе у верующей молодежи и их невоцерковленных сверстников?
— Большая проблема для молодежи, ходящей в Церковь, — воздействие на нее внешней, секулярной среды. Ведь основное время верующие юноши и девушки живут в миру, «который во зле лежит», и в той или иной степени искушаются его неистовым развратом и грязью, особенно разгулом визуально-сексуального бесчинства в СМИ и на улицах мегаполисов, а также колоссальным падением нравственности среди неверующих сверстников. Причина этого, помимо всего прочего, лежит в различном понимании такой категории, как свобода.
Действительно, для верующей и неверующей молодежи представления о свободе сильно различаются, если не вообще диаметрально противоположны. Дело в том, что невоцерковленный человек понимает свободу прежде всего как беспрепятственное воплощение своих желаний. А препятствия на пути осуществления этих желаний приносят ему только страдания.
Воцерковленный человек понимает свободу иначе. Начнем с того, что он старается анализировать уже сам посыл желаний — благой он или злой и какой плод принесет его осуществление. Такой человек смотрит гораздо дальше и некоторые свои желания сознательно пресекает, тем самым освобождаясь от их последствий, которые могут повредить его душе. Поэтому свобода православного человека может заключаться в том, чтобы не желать некоторых вещей, например зла, потому что это зло может поработить его, он станет рабом греха, а добро может соединить его с Богом, то есть сделать человека по-настоящему свободным. Как сказано в Священном Писании: «Где Дух Господень — там свобода».
Таким образом, человек, который считает себя свободным при осуществлении своих желаний, сталкивается с ложной свободой, а на самом деле становится зависимым от собственных при-страстий, грехов. А христианин, постепенно освобождаясь от них, становится духовно свободным человеком, способным построить свою жизнь на основании Евангелия и заветов святых отцов.
Дионисий Соколов
http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=438