Русская линия
СпасСвященник Михаил Селезнев05.10.2007 

«Где сокровище ваше…»

От «кризиса личностного развития» (возраст 16−18 лет, вопросы «Кто я?», «Чего я хочу?») до «кризиса возрастного развития» (30 лет, вопросы «Кем я стал?», «Таким ли я хотел быть?») — всего 12−14 лет. Это очень небольшой срок, но он во многом определяет весь жизненный путь человека. Почему 2000-летний опыт христианства предостерегает юношество от установок на власть, деньги, борьбу с конкурентами, от желания быть лидером любой ценой?.. Об этом наш корреспондент беседует с клириком Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда, духовником Воскресной школы собора священником Михаилом Селезневым.

— Отец Михаил, известна масса примеров, когда богатство не было препятствием к свято-сти. Это и Авраам с его многочисленными стадами и землями, и Вооз — прадед Давида, и праведный Иов: «…и был этот человек знаменитее все сынов Востока» (Иов 1:3). Почему в наши дни богатство чаще всего — это зло, в чем тут дело?

— Помню, в одной из книг читал о том, как святитель Феофан Затворник, когда ушел в затвор, поначалу обращался за советом, как правильно молиться, к одному своему знакомому, который был богат и имел много прислуги… Естественно, есть и другие, более близкие нашему времени примеры. Взять хотя бы преподобного Серафима Вырицкого, жившего в ХХ веке. До того, как стать монахом, он был известным купцом Санкт-Петербурга — и при этом очень верующим человеком. Но, конечно же, не богатство сделало всех этих людей праведниками. Праведниками их сделала любовь к людям. Просто они могли пользоваться богатством без вреда для своей души и для окружающих. Более того, они помогали нуждающимся.

Само слово «богатый» в русском языке заключает в себе слово «Бог». Само по себе богатство не может быть ни добром, ни злом. Все зависит от человека. Если человек владеет богатством — это добро. Если богатство владеет человеком — это уже зло. В одном из древних поучений рассказывается об одном человеке, который жил бедно и всегда помогал нуждающимся. Когда это заметил некий подвижник, то решил просить Бога, чтобы Он дал этому бедняку больше денег. Ведь ему казалось, что тогда он сможет больше помогать. Но когда этот человек нашел клад и стал богатым, то забыл про милостыню и перестал помогать людям. Тогда только подвижник понял, что Бог дает человеку то, что он способен иметь с пользой для ближних и самого себя. Умолил он опять Бога, и пропало богатство у того новоявленного богача…

Итак, можно сказать, что богатство — не только сейчас, но и всегда — становится злом, если человек подпал под его власть, забыл про Бога и людей, нуждающихся в помощи. Богом для такого человека стало его богатство…

— Какую ответственность перед людьми накладывает на его владельца богатство?

— Ответ, на мой взгляд, очевиден: помогать. Есть такое красивое слово: «благотворительность». Деньги в этом мире имеют большое значение. У кого они есть, тот может сделать много зла, а может сделать много добра, сотворить много блага. Св. Иоанн Златоуст высказал очень глубокую мысль, которая так нравилась известному московскому подвижнику ХХ веку святому праведному Алексию Мечеву: почему Бог не сделал так, что все люди были равны? Потому что тогда в мире не было бы места любви…

Поэтому тот, кому много дано, должен много помогать. Но этот долг должен быть продиктован любовью, и никак иначе. В противном случае это будет лицемерием или одним из элементов рекламной или какой-нибудь предвыборной кампании. Это, может быть, и поможет людям, но навредит собственной душе.

Некоторые из не желающих помогать, оправдывая себя, рассуждают так: у нас сейчас свобода, поэтому если кто хочет иметь достаток — пусть зарабатывает. И это правильно. Но не совсем. Люди-то все разные, всё разное. И ведь все знают, что бывает так, что человек, который работает больше, зарабатывает меньше… Взять хотя бы сегодняшнего учителя. И что ему делать? Искать более оплачиваемую работу, бросив детей, или начать брать плату за «частные консультации»? Честному человеку трудно выживать в таких условиях. Но нас мало заботит судьба других людей, потому что нет в нас любви к ним. Мы можем обедать в дорогих ресторанах, отдыхать где-нибудь на берегу Средиземного моря и совсем не думать о том, что в этот момент кто-то умирает от голода, а кто-то — от невозможности купить необходимые лекарства.

Поэтому богатым людям следовало бы знать лаконичное мудрое высказывание одного святого, который сказал: «Не то твое, что у тебя есть, а то, что ты отдал».

— Душа юноши ищет вечных ценностей, а современная динамичная жизнь тянет его в разные стороны. Как устоять, не потерять себя, сохранить цельность?

— Вы спрашиваете, как сохранить цельность, не потерять себя? «Не то твое, что у тебя есть, а то, что ты отдал»

Отвечу следующее: следовало бы спросить, как найти себя и приобрести цельность. Человек рождается уже поврежденный грехом, не имеющий никакой цельности, а когда подрастает, то обнаруживает, что не знает, зачем он вообще родился и живет на этом свете. И вот теперь ему как-то надо ответить на эти вопросы. В чем смысл жизни, как найти свое место в ней?

Проще, когда ребенок растет в семье, где родители верующие. Именно верующие, а не считающие себя таковыми. Если родители любят Христа, то смогут передать эту любовь и ребенку. И тогда он с помощью Божьей и родителей найдет ответы на эти вопросы. Если же родители верующие на словах, а не на деле, тогда ребенку будет сложнее. Возможно, это даже худший вариант. Если ребенок видит расхождение слов и дел родителей, ему будет трудно стать христианином, а значит, и приобщиться к опыту Церкви и ее духовному наследию. Если же родители совсем неверующие, то тогда нет смысла что-то прогнозировать. Ребенок, возможно, никогда не станет христианином. А может быть, станет вопреки всему и на удивление всем.

Но, в любом случае, важное значение будет иметь воспитание в семье. Ребенок, которого приучали к труду и ответственности, учили быть честным и любить всех и все, быстрее найдет смысл своей жизни, свое место в ней, и если он станет настоящим христианином, то у него появится реальный шанс приобрести и внутреннюю цельность. Ну, и не надо бояться стать «белой вороной». Надо просто быть верным всему тому доброму, чему научили родители и (или) другие окружающие люди.

В Евангелии Господь наш Иисус Христос исчерпывающе сказал: «Итак, не ищите, что вам есть или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:29−32).

— Сегодня желание быть «успешным человеком» гипнотизирует многих до такой степени, что неудача может привести к унынию, к депрессии, если не хуже… Почему для одних неудача — крах, а для других — стимул к действию?

— Очевидно, что болезненнее испытывает падение тот, кто упал с большей высоты. С точки зрения духовной то, откуда падают, называется гордыней. То есть чем более человек гордый, тем болезненней он переносит свои неудачи и тем сильнее впадает в состояние уныния и отчаяния. Но мне кажется, что и уязвленная гордыня способна мобилизовать человека к новому действию, чтобы доказать всем свою высоту… Но и опять можно упасть. «Возвышающий себя унижен будет и унижающий себя возвысится», — поется в одном из богослужебных песнопений недели о Мытаре и Фарисее — первого подготовительного к Великому посту воскресения. Поэтому не надо стремиться быть «успешным человеком». Надо стремиться делать свое дело добросовестно, быть мастером своего дела, и тогда рано или поздно окружающие люди не смогут не заметить этого.

— В чем опасность роскоши, сытости и комфорта? Почему в Православии около двухсот дней в году — постные?

— Как подсказывает народная мудрость, «люди с жиру бесятся"… Вот в этом и опасность. А по словам Господа нашего Иисуса Христа, «род сей (бесовский) постом и молитвой изгоняется». Вот еще так говорят: «Сытое брюхо к молитве глухо». Почему так? Таково человече-ское естество в падшем состоянии, в котором пребывают все люди, что когда у человека все хорошо и все есть, то он легко забывает Бога. Зачем ему Бог? И так все есть… А вот когда человек живет в нужде, когда он сам понуждает себя, тогда и душа к Не надо бояться стать «белой вороной»

Богу рвется с молитвой о помощи.

С другой стороны, когда у человека много питательной пищи, денег, то становится легче грешить. Страсти, которые имеют основу в человеческом теле, насыщаемом вкусной и обильной пищей, начинают крепнуть. Какие страсти? Так называемые чревоугодие и блуд. С чревоугодием более-менее понятно: плоды его, как говорится, налицо. И не только на лицо… И не всегда на лицо. Впрочем, и второе понятно. Но вот что интересно: православная аскетика, или, если так можно сказать, наука о борьбе с греховными страстями, говорит о том, что чревоугодие питает и все остальные страсти. А их, кроме самого чревоугодия и блудной страсти, выделяют еще шесть: сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие и гордыня. Вот поэтому люди, живущие в роскоши и комфорте, часто склонны к унынию и печали и следующими за ними отчаянию и даже суициду. Вот откуда духовные и психические проблемы у современного западного европейца. Комфорт стал самоцелью, Бог — источник жизни — забыт, человек стал вместилищем страстей и даже, быть может, бесов. И все это ведет к логическому концу — смерти души и тела.

А пост, сопровождаемый молитвой, совершает обратное. Он обращает человека к Богу — источнику всех благ и самой жизни. Он приучает человека довольствоваться малым и ценить то, что дал Господь. Пост смиряет плоть и оживляет душу. Пост, точнее молитвенное воздержание, — это духовное упражнение, это самопонуждение и познание себя одновременно.

Окончание следует.

Беседовала Людмила Козельцева

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=447


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru