Русская линия
Правая.Ru Владимир Хомяков04.10.2007 

Выступление Патриарха в ПАСЕ созвучно позициям «Народного Собора»

Случайно ли совпадение позиции Патриарха, высказанная им в Страсбурге, основным положениям, сформулированным в «Наказе сторонников Народного Собора политическим силам и властным структурам России»? Разумеется, нет. Оно означает лишь то, что принципиально меняется сам вектор общественных настроений в России

Высказанная Патриархом европейскому сообществу позиция Русской Православной Церкви по ряду принципиальных вопросов оказалась абсолютно идентичной подходам и основным положениям, сформулированным в «Наказе сторонников Народного Собора политическим силам и властным структурам России», вынесенном сегодня на обсуждение в качестве тезисных основ национального курса страны.

Как известно, свое выступление Патриарх посвятил общехристианским идеям свободы, нравственности и достоинства, составляющим, по его словам, «уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни». Правда, он не стал в открытую напоминать европейцам о том, что упоминание «уникального кода» — христианских ценностей — так и не попало в проект Конституции ЕС, хотя на этом и настаивали представители католических Испании и Польши. Однако довольно откровенно намекнул современным европейским политикам о христианских корнях нынешней западной цивилизации, ныне во многом забытых. Какова же в таких условиях должна быть задача России? Ответ дан Патриархом вполне определённо, хотя и в максимально мягкой форме: стратегической задачей России является сохранение религиозно-культурной самобытности и развитие на базе собственных ценностей, духовности и культуры, православных в своей первооснове.

Из выступления Святейшего Патриарха Алексия Второго на сессии ПАСЕ:

«В условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира. Убежден, что нужно искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением к чувствам верующих. Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, что-то дороже всего на свете, намеренно оскорблять его чувства — значит, совершать очень сомнительное с нравственной точки зрения деяние. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личные чувства, память умерших, государственные символы».

Из «Наказа политическим силам и властным структурам России»:

Россия является основой самобытной Русской цивилизации с собственным путём исторического развития, ценностями и идеалами — православными по своей сути и происхождению, с собственной Великой русской культурой, обогащённой культурами коренных народов России".

Все государственные, общественные и экономические отношения и властные решения должны основываться на приоритете национальных интересов России над любыми личными, групповыми и «международными» интересами.

Социально-экономическое и политическое развитие России должно быть основано на следовании отечественным духовно-нравственным ценностям и культурным традициям при недопущении ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь (ст. 1 «Ценности, смыслы и интересы»)

Осуществление власти в стране должно быть направлено на сохранение национальной самоидентификации Народа и его культуры, защиту наших традиционных ценностей и образа жизни, воспитание патриотизма и преданности Родине, соблюдение национальных интересов в условиях глобализации.

Властью должны быть применены действенные механизмы для обеспечения информационной безопасности, особенно — в гуманитарной сфере и противодействия развращению Нации, пропаганде чуждых Русской цивилизации навязываемых извне ценностей и идеалов, разложению устоев Государства через СМИ, «массовую культуру» и псевдо-образовательные программы (ст. 4 «Национальная безопасность»).

Абсолютно идентичным является подход к соотношению нравственности (в т.ч., от нравственности Власти, законов, общественного, государственного и экономического устройства) и соотнесению её с правами человека, возведёнными ныне Западной цивилизацией в ранг своеобразной религии.

Из выступления Святейшего Патриарха Алексия Второго на сессии ПАСЕ:

«Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство».

Права человека явились, т.о., производным и от Нравственности и безусловно вторичными по отношению к ней. «С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем». При этом глава РПЦ отметил, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Этот разрыв выражается в «появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека». Отказ же от моральной оценки действий власти, считает Алексий II, приводит к тому, что социальные проблемы становятся неразрешимыми. «Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы — не только на Востоке, но и на Западе, растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости»

Из «Наказа политическим силам и властным структурам России»:

Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями гражданина перед страной и обществом, при этом личность, реализуя свои интересы, обязана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, всего народа.

В России должна быть гарантирована соответствующая ценностям Русской Цивилизации социальная справедливость, что предполагает зависимость благосостояния человека от его общественной полезности и вклада в общенациональное дело, а также пересмотреть все имеющиеся законы, не отвечающие принципу справедливости (ст. 7 «Право и справедливость»).

Не различается подход и к такой важной проблеме, как роль культурообразующей религии в формировании личности будущего гражданина, привнесении в процесс образования высоких духовно-нравственных основ.

Из выступления Святейшего Патриарха Алексия Второго на сессии ПАСЕ:

«Школьникам нужно дать и возможность углубленного изучения основ своей религиозной культуры. Людям необходимо иметь возможность приобщиться к знанию о религиозных традициях — своей и чужих. А базовые знания о религии можно получить в общедоступной школе — это создаст предпосылки для «мирной совместной жизни».

Из «Наказа политическим силам и властным структурам России»:

Учитывая выдающуюся роль в формировании нравственно-этических ценностей и культурных традиций Православия и в некоторых регионах нашей страны Ислама, а власть должна всемерно содействовать усилиям этих конфессий в духовном оздоровлении общества, включая такие сферы как культура, образование и армия. (Ст. 2 «Сохранение народа и государства»)

В системе образования не менее важным, чем получение знаний и навыков, является воспитание полноценной творческой личности и её гражданских добродетелей на основе традиционных национальных духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. (Ст. 9 «Наука и образование»)

Случайно ли это совпадение? Разумеется, нет. Оно означает лишь то, что принципиально меняется сам вектор общественных настроений в России. Насущной необходимостью воспринимается преобразование всего политического курса страны в соответствии с нашими национальными ценностями, духовностью, культурой и традициями. Которые, нравится это кому-то или нет, являются исторически и по сути своей православными.

http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/13 760


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru