Русская линия
Православие.Ru Василий Писаревский02.10.2007 

«Кровьми истину соблюдшия…»

«Гонение воздвигли на истину Христову…» — писал Святейший Патриарх Тихон в 1918 году о тяжких временах, которые переживала Православная Церковь в Русской земле. За 20 веков жизни святой Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан, но самый большой сонм мучеников дало трагическое ХХ столетие. Им и посвящена выставка из собрания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Новомученики и исповедники Российские», открывшаяся в Государственном Историческом музее. Выставка продлится до 22 октября.

Уникальность выставки, организованной университетом к его 15-летию и 90-летию избрания на патриарший престол святителя Тихона, заключается в том, что широкой общественности по сути впервые представлены материалы о новомучениках и исповедниках — людях, живших относительно недавно.

Архивные документы, письма и дневники, личные предметы, принадлежавшие репрессированным священнослужителям, говорят о том, что богослужения не прерывались даже в условиях советских лагерей. И неиссякаемой победой Церкви над богоборческими властями выглядит венчальный венец из колючей проволоки.

Слова церковных служб многие осужденные священники помнили наизусть и без книг обходились, но без вина и священных сосудов отслужить литургию невозможно. Тогда вместо вина брался клюквенный сок, а чаши-потиры заменялись простыми рюмками. Различные богослужебные предметы — дискосы, потиры, лжицы — делались из подручного материала — олова, дерева…

Жизнь Церкви на воле в те страшные годы также уходила в подполье, недоступное взору властей. Вот маленькая епитрахиль из тонкого шелка длиной всего 50 см, на метр короче обычной — специально для тайных исповедей. В ней священники приходили в палаты больниц причащать страждущих: под белым халатом небольшой кусок ткани был незаметен.

Самые обыденные предметы, представленные на стендах, полны сокровенного смысла, воссоздающего недавнюю историю нашего многострадального Отечества. Каждый православный человек прикоснется как к святыне к кирпичу из разрушенного Ипатьевского дома, в подвалах которого были расстреляны царь-страстотерпец Николай II и его семья. Или обычный зэковский набор: шапка-ушанка, рукавицы, алюминиевая миска — из пересыльного пункта колымских лагерей, где, замученные, но не сломленные духом, погибали православные люди с молитвой на устах…

Хуже всего забыть свое прошлое, но еще хуже — забыть своих святых. С этой мыслью, высказанной на открытии выставки ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым, нельзя не согласиться. Ибо, как отметил он, благодарная память о подвиге новомучеников, молитвенное почитание и духовное преемство с ними являются залогом возрождения нашей Церкви и нашего народа.

Патриарх Тихон и царственные мученики, сотни архиереев и тысячи священников, множество монахов и монахинь, мужчин, женщин и детей — все испили чашу страданий, но не отреклись от православной веры. Как отметил председатель Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, «сегодня многие могут повесить в святом углу фотографию своего дедушки и молиться ему».

Работа по сбору информации о тех, кто пострадал за Христа в годы гонений, — ведущее направление научной деятельности Свято-Тихоновского университета.

Поиски имен пострадавших священнослужителей и мирян начались, по словам профессора Николая Емельянова, еще в 1989 году. За три года было собрано около тысячи имен, и цифра в пять тысяч казалась недостижимой. Однако сегодня в базе данных Свято-Тихоновского университета более 30 тысяч имен. Только за один год с небольшим — с августа 1937 по октябрь 1938-го — на Бутовском полигоне под Москвой расстреляли 21 тысячу человек, в том числе 939 священнослужителей и мирян, пострадавших за веру. Общее число захоронений репрессированных в Бутово достигает 100 тысяч человек. Патриарх Алексий II назвал это место «русской Голгофой».

Одно из чудес, которое свершилось по молитвам новомучеников, — это, несомненно, объединение Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Событие, пророчески предсказанное расстрелянным в 1922 году священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским: «Самая главная тяжесть — рознь и вражда, но придет время — объединятся вновь русские люди».

17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, было наконец преодолено вызванное революционным смерчем трагическое разделение русского народа, восстановлено евхаристическое общение. Уже 19 мая состоялось совместное богослужение на Бутовском полигоне — земле, обильно политой кровью мучеников, и был освящен построенный здесь храм в честь Воскресения Христова. Богослужение возглавили Патриарх Алексий и митрополит Лавр, в нем участвовало множество архиереев и священников, молились миряне и из России, и из русского зарубежья. А в конце минувшего лета в память о 70-летии начала массовых репрессий 1937−1938 годов из Соловецкого монастыря в Бутово был перенесен 12-метровый поклонный крест.

Один из расстрелянных в Бутово — священномученик Николай Агафонников. Отец Николай начал свой пастырский путь в Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Годы революционной смуты застали семью отца Николая в Вятке. Как истинный пастырь, он не покинул приход, несмотря на претерпеваемые бедствия. В феврале 1923 года отец Николай был арестован в Вятке по подозрению в контрреволюционной деятельности и препровожден в Москву на Лубянку, но затем отпущен за недоказанностью обвинения.

Несмотря на все опасности священнического служения при советской власти, отец Николай не оставил своего креста — не отказался от сана, не перешел в обновленческий раскол. Выйдя из Лубянской тюрьмы, он по-прежнему усердно исполнял лежавшие на нем пастырские обязанности.

Перебравшись в 1927 году поближе к своим детям, в Подольский район Московской области, он служил сначала в селе Ворсино, а с 1930 года был настоятелем Покровского храма села Ерино и благочинным Подольского округа. На новом месте служения он с терпением воспитывал в пастве любовь к Богу и Церкви. Где бы ни служил отец Николай, везде его любили и уважали за духовную стойкость и бесстрашие. В 1937 году он был снова арестован и вскоре расстрелян на полигоне в Бутово.

Вот одно из сохранившихся писем отца Николая к своим родным.

«Храни Господь и тебя, милый мой дорогой Колюшенька! Будь здоров и радуй маму! Молись за нас Боженьке и своему ангелу — святому Николаю Чудотворцу, чтобы скорее прошли эти тяжелые для всех нас дни! Слушайся мамы, люби ее, Лиду и братьев! Целуй от меня их всех и ребят, с тобою играющих и живущих, — Марусю, Алю, Надю, Зою, Нину, Тоню, Толю, Любу и других дядей и тетей. Жаль, что далеко ты от меня, а то бы пришел с Варей на свидание со мной. Тоскую по тебе и жду счастья видеть тебя, о чем проси Боженьку. Будь здоров, благословляю тебя и целую. Весь твой папа».

По оценке профессора Емельянова, всего в прошлом веке пострадало за веру от 500 тысяч до одного миллиона человек. При этом, считает он, в ближайшие 20 лет удастся пополнить базу пострадавших за Христа еще на 100 тысяч имен. В то же время для этого недостаточно усилий Свято-Тихоновского университета, епархиальных управлений, других организаций, восстанавливающих память новомучеников. Поэтому профессор Емельянов обратился к директору Исторического музея Александру Шкурко с предложением подключить к этой работе краеведческие музеи по всей стране.

Отдельно хочется сказать о размещенной в центре выставки копии иконы новомучеников и исповедников Российских, которая была написана по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, к Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, прославившему множество новомучеников.

Сегодня уместно напомнить, что икона была сочинена и писалась под руководством ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова группой иконописцев — преподавателей факультета церковных художеств Азаровой-Кауц Т.Л., Андросовой Т.Н., Глебовой М.О., Муравьевой Н.М. и при участии студентов университета.

Икона первоначально задумывалась как минейная, но потом о. Владимир предложил житийный вариант. Были выбраны главные, наиболее яркие события, которые расположены в клеймах по географическому принципу, то есть по епархиям — с севера на юг. Владыка Ювеналий предложил изобразить Собор новомучеников на фоне храма Христа Спасителя — храма-мученика. В центре иконы изображены царственные мученики, возглавившие сонм новомучеников и исповедников Российских. У престола — Святейший Патриарх Тихон и разделявший с ним тяготы управления Церковью в это трудное время митрополит Петр, рядом местоблюстители патриаршего престола и далее святители, расположенные по епархиям. Сегодня эта икона находится в храме Христа Спасителя.

При создании иконы труднее всего было передать портретные черты каждого из новомучеников. Часто фотографии новомучеников из следственных дел более выразительны, чем писаные иконы. Но иконописцы блестяще справились с этой непростой задачей, а в 2007 году, накануне объединения с Зарубежной Церковью, по просьбе митрополита Ювеналия написали копию иконы новомучеников — в дар Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Эта икона выполнена в древнерусских традициях с использованием приемов написания миниатюр XV—XVI вв.еков.

Выставке в Историческом музее еще предстоит наполняться новым содержанием. В октябре в ее рамках пройдут круглый стол «Значение подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви», а также презентация первого тома сборника «Современники о патриархе Тихоне», составленного М.Е. Губониным. Еще в советские годы подвижническим трудом этого церковного историка были собраны материалы о жизни святого патриарха Тихона, свидетельства частных лиц, раскрывающие духовную жизнь святителя.

После посещения выставки с особым чувством воспринимается тропарь новомученикам и исповедникам, в котором выражены и страшная скорбь их страданий, и радость духовной победы, и молитва за наше Отечество: «Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века».

http://www.pravoslavie.ru/put/71 001 152 110


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru