Русская линия
Патриархия.Ru01.10.2007 

30 сентября Церковь отмечает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Сентябрь 17/30

Во II веке, в царствование императора Адриана (117 — 138 гг.), во время упадка среди всеобщего разврата, в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. София, сама ревностно исполняющая заповеди Господни, воспитывала дочерей в любви к Богу, в трудах, посте и молитве, уча не привязываться к земным благам, стараясь внушить им твердость духа, необходимую для чистой и праведной жизни. Девочки любили слушать Священное Писание и были счастливы, если могли подать милостыню. Богу было угодно на деле испытать их веру.

Один из римских начальников, Антиох, узнав, что они христианки, донес о том императору Адриану, который жестоко преследовал христиан. Адриан послал сказать Софии, что желает видеть ее с дочерьми. В те времена гонений легко было догадаться, зачем их зовут, и они стали усердно молиться Богу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Господь услышал эту поистине христианскую молитву, ибо они просили не о том, чтобы избавиться от бедствий, но о силе перенести бедствия. И Он послал им всесильную помощь Свою.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде, при этом он всячески искушал их богатством, почестями, запугивал пытками. Но юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны.

Император очень удивился их твердости и вновь стал убеждать, начав со старшей, Веры. Но, поняв наконец бесполезность этого занятия, он повелел жестоко бить и мучить ее. Приказал положить на железную решетку, раскаленную на огне. Но Бог, снисходя к ее немощи, сотворил чудо, и Вера, пролежавши два часа над огнем, встала невредима. Тогда ее опустили в котел с кипящим маслом, но и тут она продолжала славословить Бога. Император, разгневанный своей неудачей, повелел отрубить ей голову. Услышав приговор, Вера обратилась к матери своей: «Молись обо мне, мать моя, настал конец мой, и я скоро приду к желанному краю. Увижу Спасителя и Бога моего». Потом, поцеловав сестер и мать, которые напутствовали ее благословением, она спокойно пошла на смерть.

Тогда император обратился ко второй сестре. И Надежда с не меньшей твердостью отказала ему. Адриан велел ее бить и жестоко мучить, но она все перенесла с твердостью, хваля Бога. После того император велел опустить Надежду в котел с кипящей смолой. Вдруг котел растаял, как воск. Но и это не вразумило императора, он приказал отрубить голову святой девице.

Оставалась третья, меньшая сестра, Любовь. Император то ласками, то льстивыми словами пытался склонить ее к отступничеству, то указывал ей на раскаленную печь. Но святая дева не обращала внимания на слова его и сама вошла в огненную печь. Милостью Божией она осталась невредима, между тем как огонь, вырвавшийся из печи, опалил близстоящих. Тогда император повелел и ей отсечь голову.

Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха.

Софию император не предал на мучение, понимая, конечно, что никакие пытки не поколеблют веры женщины, которая с такою твердостью взирала на страдания и смерть детей своих. Он позволил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви города Эшо, в 15 км к югу от Страсбурга.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.

http://www.patriarchia.ru/db/text/50 811.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru