РПМонитор | Аркадий Малер | 29.09.2007 |
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЫЗОВ «ЗАПАДА»
Для стороннего взгляда это может показаться неожиданным, но догматическая сущность раскола христианской Европы в XI веке касалась все той же, центральной для всего Христианства темы — темы Личности. Западные богословы полагали, что православное учение о Божественной Троице якобы лишает Ее устойчивости, уравнивая предвечно рождающегося от Отца Сына и предвечно исходящего от Отца Духа. Поэтому латиняне заявили об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, тем самым введя в Троицу рациональную иерархию и поставив Дух на «третье место». В результате оказалось, что Три Лица Святой Троицы стали как будто бы проявлением единой Божественной природы, первичной по отношению к Трем Лицам. Католическая концепция Троицы — это концепция единой Божественной природы, внутри которой в иерархическом порядке располагаются Три Лица. Таким образом, количество Трех Лиц и сам факт Их существования оказывается вторичным, акцидентальным (необязательным) атрибутом единой Божественной природы. Такая концепция Троицы более удобна для понимания земным человеческим рассудком, как идея безличного «божественного начала» более понятна, чем идея Бога-Личности. Учение о Filioque было существенным «шагом назад» в сторону языческого, «азиатского» имперсонализма.Таким образом, «Запад» — это полюс индивидуализма и рационализма. Подлинное «западничество» начинается с выделения собственного «я» из любой метафизической целостности и попытки ее рационально-аналитической деконструкции. На первый взгляд, этот путь кажется стремлением к свободе и познанию, но в действительности он отрицает и то, и другое. В желании освободиться от метафизического детерминизма архаических религий западный человек лишь перевернул иерархию зависимостей и нашел объяснение всем социальным явлениям в земном, физически имманентном измерении — в почве (геодетерминизм), крови (этнодетерминизм), эгоизме (либерализм), голоде (марксизм), похоти (фрейдизм) и т. д. Здесь также нет свободной личности человека, здесь он редуцируется лишь к случайному атомарному индивиду, который становится функцией внешних, органических и механических процессов. Здесь есть «индивид», но нет Личности. На религиозном уровне этот фатализм уже присутствовал в учении католических августинианцев, извративших учение отца Церкви Блаженного Августина о Божественном предопределении, но в качестве догматического положения оно было принято в протестантизме, особенно в его кальвинистской версии. Таким образом, реформаторский раскол западных христиан XVI века, отделивший Северо-Западную Европу в протестантском направлении, точно так же имел своей основой вопрос о метафизическом статусе Личности, и в этом смысле был лишь продолжением великого раскола XI века. При этом генеральная тенденция протестанткой теологии на демистификацию и демифологизацию христианского учения в конечном счете привела к полному вытеснению Божественного присутствия из человеческой истории, что положило начало учению «деизма» — о том, что Господь создал мир и оставил его идти своими путями вплоть до Страшного Суда. На этом пути происходит окончательная деперсонификация Бога и превращение Его в очередное «божественное начало», неведомое человеку. Таким образом, деистическая инволюция протестантского Запада пришла к тем же выводам, что и пантеистическая инволюция языческого Востока.
Следующим шагом после реформации XVI века была уже прямая атеистическая революция XVII—XVIII вв.еков, породившая эпоху Модерна — эпоху торжествующего секуляризма, который стал главным идеологическим знаменем Запада. Вместе с этим, радикальный рационализм XIX века, выраженный в позитивистской философии, в своем отрицании метафизической реальности дошел до невозможности реального познания внешнего и внутреннего мира человека и породил принцип агностицизма, то есть отказался от своих изначальных претензий.
«ЕВРОПА» И «ЗАПАД»: ЛОЖНОЕ ТОЖДЕСТВО
Главный порок в восприятии европейской культуры заключается в иллюзорном отождествлении понятия «Европа» и понятия «Запад». Исторические корни этого ложного тождества восходят к выделению Западной Европы в качестве отдельной цивилизации и ее некритическому присвоению гордого имени «Европы» как таковой. В этом смысле Запад совершил своеобразное «похищение Европы», как минимум, у половины ее собственного населения. Но не надо вдаваться в сторонние рассуждения, дабы ясно увидеть, что отождествление Европы и Западной Европы — это такой же логический абсурд, как отождествление Азии и Восточной Азии. В итоге люди стали судить о целом только по одной ее части, что породило множество ошибок, от которых мы до сих пор не можем избавиться. Для одних грехи Западной Европы стали приниматься за достоинство Европы в целом, за универсальные «европейские ценности», для других же подлинные достоинства Европы, настоящие универсальные ценности стали восприниматься как ее грехи заодно со всеми подлинными грехами Западной Европы. Однако, даже когда мы говорим о культуре Западной Европы, мы не можем сказать, что вся она, во всем своем объеме представляет собой исключительно путь отступления от общих, византийско-христианских ценностей. Вовсе нет: в своей значительной части культура Западной Европы была как раз отрицанием культуры «Запада». Более того, можно даже сказать, что вся традиция секулярно-либеральной мысли была лишь крайне маргинальным явлением на фоне всего многообразия иных интеллектуальных традиций, но только она составила то, что мы можем сегодня со всей уверенностью назвать идеологией Запада. Корни этой идеологии восходят к греческим софистам с их тотальным релятивизмом и агностицизмом, который возрождается в эпоху так называемого Ренессанса XIV—XVI вв.еков вместе со всем античным наследием и составляет конечную сущность идеологии Модерна. Поэтому либеральная идеология Запада — это рецидив языческой античности, лишенной своего христианского осмысления.ПОЧЕМУ ЕВРОСОЮЗ — НЕ «ЕВРОПА»?
Современный Евросоюз — это объединение Европы под началом идеи Запада, под знаменем западной, секулярно-либеральной идеологии. И именно поэтому в историческом отношении проект «Евросоюза» имеет не больше прав на выражение универсальных европейских ценностей, чем проект «Третьего Рейха» или «Третьего Интернационала». Кроме этого, геополитическое происхождение «Евросоюза» вообще крайне двусмысленно. Очевидно, что этот проект реализовывался при непосредственном контроле Вашингтона и Лондона, иначе он вообще бы не состоялся. Сама по себе Западная Европа в ялтинском и постялтинском мире была лишена геополитической субъектности.Достаточно посмотреть известную книгу Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска» (1998), где автор вообще обсуждает создание «Евросоюза» не более как проект очередного американского протектората. В этом плане геополитическая субъектность ЕС остается под очень большим вопросом, особенно учитывая его шаткость. Во всяком случае, совершенно очевидно, что система НАТО в Европе выглядит куда более серьезно и оказывается влиятельнее. С другой стороны, объединение совместных усилий вечно враждующих Германии и Франции как главных естественных претендентов на лидерство в Западной Европе позволило им на время создать ощущение относительной независимости ЕС от США, в частности по вопросу о вторжении американцев в Ирак и Иран. Разумеется, Лондон в этой ситуации, как и всегда, будет делать все для того, чтобы не допустить объединения континентальной Европы, а присутствие Великобритании в ЕС несет миссию «троянского коня» Запада.
Между тем, весь ужас современного положения ЕС заключается не столько в том, что его связывает с англо-американским Западом, сколько в том, что его с ним различает. Главным отличием выступает здесь вовсе не ориентация на традиционные, консервативные ценности «Старой Европы», а законченный либеральный секуляризм, до которого не успели дойти даже в США. Западная Европа все меньше остается оплотом собственных, европейских ценностей, в то время как многие страны колониального происхождения в Америке, Африки и Австралии все более подчеркивают свою европейскую идентичность. Чем может кончиться эта неожиданная аберрация — трудно сказать с полной уверенностью. Либо Западная Европа окончательно станет Западом и перестанет быть Европой, пока ее не поглотит исламский мир, а такие страны как Чили или Австралия станут неприступными бастионами европейской цивилизации. Либо (не будем исключать и такой вариант) где-нибудь во Франции или Германии случится что-то типа новой «консервативной революции» и Западная Европа вернется к своему средневековому архетипу.
Россия же в любом случае должна самоопределяться без оглядки на эти непредсказуемые трансформации — тем более, что именно она остается не только подлинно европейской державой, но вообще последним реальным оплотом европейских ценностей между секулярным Западом, исламским Югом и языческим Востоком.
МОСКВА — ОПЛОТ ЕВРОПЫ
Россия принадлежит к европейской цивилизации по всем возможным критериям:— географически: русская государственность сложилась в Восточной Европе, впервые в качестве Киевского княжества, все исторические столицы России находились в Европе;
— климатически: основное пространство России занимает смешанный, хвойно-лиственный лес, свойственный широтам Северной Европы;
— лингвистически: русский язык принадлежит к группе славянских языков, к индоевропейской языковой семье;
— религиозно: Россия является православной («восточно-христианской») цивилизацией, а следовательно, частью мировой христианской цивилизации;
— культурологически: Россия всегда была активным участником общеевропейских исторических процессов и влияние России в Азии, как и во всем мире, несло с собой влияние европейской культуры и цивилизации («московской» в XIV—XVII вв., «петербуржской» в XVIII—XIX вв., «коммунистической» в ХХ веке, «демократической» в наши дни)
При этом Россия вовсе не является лишь очередной частью европейского пространства, вовсе нет — Россия занимает большую, основную часть Восточной Европы, а следовательно, большую часть Европы как таковой. Более того, поскольку благодаря России европейская цивилизация не заканчивается на Урале, а продолжается без всяких преград вплоть до Тихого океана по всей Северной Евразии, то можно прямо сказать, что она занимает основную часть европейского пространства вообще. Только по одному этому критерию маленькие и разобщенные страны Западной Европы имеют куда меньше прав выступать от имени европейских ценностей, чем только одна Россия. Однако дело, конечно, не в одних территориальных масштабах — дело в культуре, ибо само понятие Европа для нас носит концептуальный, а не географический смысл. Со времен падения Византии в 1453 году Московская Русь стала единственным независимым государством в мире, исповедующим православное христианство — именно поэтому Москва стала Третьим Римом, а Россия — новой, северной Византией, новым, северным Катехоном. Таким образом, Россия вместе с религиозной миссией наследовала всю византийскую культуру, основанную на антично-христианском синтезе. Обратите внимание, Москва стала именно Третьим Римом, но не «третьим Сараем», как того хотели бы наши евразийцы. В этом смысле Россия является прямым наследником первой европейской империи и как «катехоническая» держава несет то тяжкое бремя, которое позволило марксистам и либералам в XIX веке назвать Российскую Империю «жандармом Европы».
Россия не позволяла Европе исчезнуть в небытие и к своей собственной неожиданности оставалась последним гарантом европейских ценностей — именно Россия остановила нашествие монгольской орды, именно Россия разгромила Наполеона, именно Россия уничтожила гитлеровский рейх, наконец, именно Россия переварила в себе коммунистический яд и остановила «перманентную революцию», о которой так мечтали истинные ленинцы. И именно Россия сегодня остается последней европейской державой, которая сопротивляется наступлению азиатского Юга и одновременно не поддается давлению либерально-секулярного Запада. Вот один примечательный факт: в то время как в Лондоне, Париже, Берлине и даже Иерусалиме проходят гей-парады, в Москве это стало невозможно. Наряду с этим Россия не собирается сливаться в едином геополитическом экстазе с азиатскими странами и устанавливать у себя очередную тиранию только ради того, чтобы подорвать влияние Запада. Россия сегодня — это последний реальный оплот европейских ценностей, и следует признать, что политический режим 2000-х, при всех его недочетах, следует именно этому, подлинно европейскому курсу русской истории, хотя соблазны скатиться в либеральную анархию или очередной тоталитаризм были — и остаются — очень высокими.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ВАРВАРСТВУ
Откуда же тогда берется стремление максимально растождествить Россию и Европу? Мы вынуждены признать, что это стремление чрезвычайно выгодно как Востоку, так и Западу. Зачем это нужно исламской Азии или коммунистическому Китаю — достаточно очевидно, но это нужно и Западу, который очень не хотел бы видеть в России страну европейской цивилизации. Если Россия осознает себя Европой, то в ней лопнут все азиатские мифы о необходимости тоталитарно-тиранического существования и, учитывая интеллектуальный потенциал российских граждан, перспективы развития «этой страны» кажутся Западу слишком угрожающими. Запад готов видеть в России «свободу и демократию», но только при том условии, что это будет псевдосвобода и псевдодемократия, подконтрольные интересам Лондона или Вашингтона. Поэтому Запад всегда навязывал России миф о ее якобы неевропейском, варварском происхождении, и только в XVIII веке русская политическая элита безрассудно приняла этот миф, и с тех пор наиболее активная, хотя и не самая умная часть русской интеллигенции мечтает интегрировать Россию в Европу, в то время как Россия уже является Европой. Другая же, «патриотическая» часть русской интеллигенции стала последовательно сопротивляться этой тенденции, не отрицая при этом основу основ западнического мифа — представление о России как сущностно азиатской стране. В итоге одна половина русских интеллектуалов превращала Россию в колонию Запада, а другая — спасала страну путем ее превращения в Азию. Однако, между этими, ведущими, партиями русской интеллигенции, всегда существовала тонкая прослойка сознательных русских консерваторов, отказывающихся принимать навязанные правила игры и избегающих опасных иллюзий всякого «западничества» и «евразийства». Основа этой прослойки — ревностные сторонники мессианско-миссионерского проекта России, которая действительно должна европеизировать Азию, то есть ее христианизировать. Между тем, сегодня миссионерские задачи интеллектуального класса России распространяются также и на Запад, ибо сегодня сама Европа нуждается в своей европеизации, в возвращении к своей антично-христианской, византийской идентичности, а это возвращение ей может обеспечить только Россия.Россия — это Европа, по меньшей мере — Восточная Европа. Примечательно, что излюбленный нашими неоевразийцами британец Хэлфорд Маккиндер в своей теории «географической оси истории» утверждал, что центральное геополитическое значение на карте мира имеет именно Восточная Европа, обладание которой как раз позволяет контролировать Евразию, о чем многие основательно забыли. Именно вокруг Европы, вокруг европейской культуры и европейских ценностей разворачивается мировая историческая драма, а не вокруг абстрактной «Евразии» или «Америки». И если отчаявшиеся евразийцы когда-то назвали нашу страну «Россией-Евразией», то сегодня, после прояснения всех смыслов, мы можем с еще большим основанием назвать нашу цивилизацию — миром «России-Европы». Россия сегодня остается основным, ведущим носителем подлинных европейских ценностей, главная из которых — ценность Личности, противоречащая безличному индивиду Запада и безличному абсолюту Востока. Спасение России сегодня — это спасение Европы, а спасение Европы — это спасение России. Тысячу лет христианская Европа была едина и еще тысячу лет расколота. Наш спор с Западной Европой принципиален — это спор о Личности, следовательно, это спор о человеке и спор о Боге. Может быть, Ветхий Рим примет нашу правоту, а может быть, все останется по-прежнему, но это наш, внутренний, внутриевропейский, внутрихристианский спор, это спор внутри одной культуры, и он куда менее принципиален, чем спор с варварством — языческим или секулярным.