Православие на Дальнем Востоке | Игумен Петр (Еремеев), Игорь Иванишко | 28.09.2007 |
С проблемой деструктивных культов западный мир столкнулся еще в 60−70-е годы. Вопрос об их деятельности неоднократно был рассмотрен в Евро-парламенте, а в феврале 1996 года в его постановлении отмечены следующие противоправные действия деструктивных культов: «Жестокость в обращении с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность». Основываясь на резолюциях Европарламента, многие европейские государства ужесточили свое законодательство.
В России же в 1991 году был принят новый Закон «О свободе совести и вероисповедания», который снял все прежние ограничения в области религии, существовавшие в советский период развития нашего государства. Российское законодательство открыло значительные возможности для широкой религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. В результате многие религиозные организации, в том числе и признанные во многих зарубежных странах тоталитарными и деструктивными, получили возможность распространения своих вероучений на территории Российской Федерации.
Обстановка, осложнившаяся многочисленными нарушениями российского законодательства со стороны религиозных объединений, вынудила органы государственной власти пересмотреть крайне либеральный Закон «О свободе совести и вероисповедания» и предпринять конкретные действия по защите населения от религиозных объединений, наносящих своей деятельностью существенный вред законным правам и интересам граждан Российской Федерации.
В 1997 году был принят Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Однако под сильным натиском лобби религиозных организаций и представителей иностранных государств Закон получился почти неэффективным для успешного противодействия опасным религиозным культам. Активно вмешивались в процесс принятия нового Закона США.
Так, в период обсуждения проекта российского Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 году в США было принято пять законопроектов, касающихся проблемам религиозных свобод России. Главная причина столь яркой негативной реакции состояла в том, что законопроект существенно ограничивал поле деятельности зарубежных миссионеров, а это не устраивало определенные политические силы в США.
Обосновывая требования прекращения финансовой помощи России со стороны США в связи с принятием Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», сенатор М. Макконел заявил: «Мы должны использовать ее (иностранную помощь) для продвижения американских ценностей и американских интересов» (3). В итоге был принят Закон, устраивавший реакционные силы в США.
Одновременно США выставили условие проверить действие закона, а также ознакомиться с сопровождающими его нормативными актами. В связи с этим в Гааге было закреплено соответствующее соглашение об «инспекторских» поездках, первая из которых прошла 12−14 января 1998 года. Ее осуществляла делегация Международного консультативного комитета конференции «Фонда Де Брюхт», в которую вошли три члена палаты представителей Конгресса США — Ф. Вольф, Э. Холл, К. Смит и директор библиотеки Конгресса США Дж. Биллингтон. С 1998 года подобные «инспекторские» поездки, контролирующие деятельность российских властей, осуществляются регулярно.
Госсекретарь США М. Олбрайт, выступая в Колумбийской юридической школе Католического университета в Вашингтоне 23 октября 1997 года, заявила, что «поиск религиозной свободы и толерантности… будет и впредь играть важную роль во внешней политике США во всемирном масштабе» (3).
Ничем не ограниченная религиозная экспансия России осуществлялась еще на протяжении долгого периода времени. Однако со вступлением в полномочия нового Президента РФ В.В. Путина государственная политика в области противодействия деструктивным культам начинает меняться.
Так, уже 10 января 2000 года своим Указом новый Президент России утверждает «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации», положения которой подтверждают факт осуществления «культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию». Согласно Концепции, интерес российского общества состоит «в духовном обновлении России», так как «углубление кризиса в духовной сфере может привести к утрате демократических завоеваний». Разработчики Концепции особенно подчеркнули проблему снижения «духовно-нравственного потенциала общества». В IV главе правового акта указано, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».
В целях исполнения положений данной Концепции, а также «Военной доктрины РФ», «Доктрины информационной безопасности РФ» (согласно которым противодействие тоталитарным сектам — одна из приоритетных задач органов государственной власти), принимается ряд законопроектов, внесших несколько изменений в действующее законодательство в области регулирования деятельности религиозных объединений на территории Российской Федерации. Но, к сожалению, данные изменения принципиальным образом не повлияли на обстановку в сфере духовно-нравственной безопасности российских граждан.
Учитывая неэффективность принятых мер, направленных на противодействие деятельности деструктивных культов, в 2005 году Президент РФ дает поручение Министерству юстиции РФ разработать проект Федерального закона, который бы вносил изменения в Уголовный Кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ряд других НПА.
Уже в 2005 году специалистами Минюста РФ были разработаны некоторые предложения, законодательная реализация которых способна ограничить общественно опасную деятельность большинства деструктивных религиозных культов на территории РФ.
В 2005 году был опубликован доклад Министерства юстиции о возможных ограничениях въезда иностранных миссионеров путем сокращения выдачи въездных виз иностранным религиозным деятелям и об усложнении процедуры регистрации религиозных объединений. Авторы доклада подчеркнули, что на сегодняшний день Россия подвергается «иностранной религиозной экспансии» (2). По статистике экспертов за последние 10 лет число религиозных движений в стране выросло почти в 3,5 раза. Однако незамедлительно последовала негативная реакция большинства религиозных культов на предложенные Минюстом РФ меры ограничения миссионерской деятельности на территории России. Особо острую критику после опубликования доклада Минюста РФ высказали представители тех религиозных организаций, которые запрещены уже во многих странах мира как тоталитарные и деструктивные секты. Они опасались, что вседозволенность их деятельности на территории РФ может быть серьезно ограничена путем установления «духовного централизма» со стороны Правительства РФ. Интересна реакция и наших зарубежных стратегических партнеров, которые являются нашими партнерами также и по антитеррористической коалиции, в задачи которой входит и борьба с религиозным экстремизмом.
В опубликованном 8 ноября 2005 года ежегодном докладе Госдепартамента США о состоянии религиозной свободы в России американские эксперты отметили рост жалоб от представителей религиозных меньшинств, которые испытывают трудности в получении долгосрочных российских виз. В докладе, в частности, утверждается, что в России некоторые федеральные и местные органы исполнительной власти ограничивают права и свободы религиозных организаций, а Русская Православная Церковь пользуется явными преимуществами по сравнению с другими религиозными организациями. В целом Госдепартамент США отрицательно относится к любым попыткам ограничения деятельности религиозных организаций и миссионеров в Российской Федерации.
Но если учесть тот факт, что приблизительно 2/3 всех новых религиозных движений, действующих на территории РФ, имеют американское происхождение, то есть их финансирование, управление осуществляется различными организациями, расположенными на территории США, то обеспокоенность Госдепартамента становится более понятной с точки зрения обоснованности и адекватности.
Что касается ежегодного доклада Госдепартамента США, подводящего итог состояния религиозной свободы в мире за 2006 год, то следует отметить, что США обеспокоены процессом ограничения деятельности в РФ тоталитарных сект американского происхождения. Например, американские эксперты считают, что «вынесенное в 2004 году судебное решение, запрещающее деятельность „Свидетелей Иеговы“ в Москве, продолжало оказывать значительные негативное влияние на деятельность этой религиозной группы в отчетный период. Наблюдались признаки того, что спецслужбы, включая Федеральную службу безопасности (ФСБ), все более склонны считать руководство ряда миноритарных религиозных групп угрозой безопасности» (1).
Но для России борьба с деструктивными и тоталитарными сектами (не с безобидными религиозными группами, к которым американские специалисты необоснованно относят и секту «Свидетели Иеговы») является, действительно, вопросом национальной безопасности государства.
Американские докладчики особо подчеркнули также факт проведения населением некоторых российских городов (Челябинск, Екатеринбург) «демонстраций, акций протеста и противодействия собраниям протестантских церквей» (1). Но если акции протеста, инициированные в Челябинске и Екатеринбурге в том числе и родителями детей, пострадавших от деятельности данных религиозных организаций, вызывают акты демонстративного недовольства Госдепартамента США, то значит, в США более ценно право религиозных организаций на беспрепятственное осуществление своей деятельности, чем право населения требовать от властей обезопасить себя и своих детей от деятельности этих организаций. Конечно, это абсурд. Естественно, что подобные приоритеты являются следствием политики «двойных стандартов» США. Трудно представить себе такую ситуацию, когда население, к примеру, города Нью-Йорка выйдет с акциями протеста против какой-либо религиозной организации, а власти Штата должным образом не отреагируют на волеизъявление своих граждан.
Следует отметить, что общегородские акты протеста для современной России, уставшей от иностранных миссионеров и способов их вербовки будущих адептов, стали достаточно частым явлением. И подобные акции дают свой эффект. К примеру, 28 июня 2006 года жители города Красноярска участвовали в акции протеста против религиозной организации «Слово жизни», в деструктивной деятельности которой горожане давно убедились, к сожалению, и за счет печального опыта нахождения в ней многих несовершеннолетних жителей города. Принимая во внимание, что идеи, пропагандируемые проповедником из Южной Кореи Ли Чо Соком, у жителей города Красноярска вызвали негативную реакцию, пастор покинул территорию Красноярского края, и планы массовой «евангелизации» русского города сектой «Слово жизни» были разрушены.
Действительно, иногда жители русских городов бывают солидарны в своих намерениях дать отпор навязчивым сектантам. К сожалению, такую солидарность в борьбе с опасными псевдорелигиозными и деструктивными культами можно встретить не во всех городах страны. В некоторых городах секты, получив доступ к местным СМИ, учебным заведениям, органам МСУ, активно внедряют свои религиозные программы.
Поэтому, учитывая обстановку незащищенности населения России от деятельности деструктивных культов, российской правовой элите, различным институтам гражданского общества России необходимо поддержать инициативу органов государственной власти по изменению отечественного законодательства. Положения действующих НПА в большей степени охраняют сами религиозные организации от какого-либо вмешательства со стороны государства, чем граждан и само государство от деятельности данных организаций. Необходимо констатировать тот факт, что ситуация в области духовно-нравственной безопасности Российского государства принципиально не изменилась, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.
1. Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/
2. Портал-Грани.ru
3. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. М., 2000.
Источник публикации: Безопасность России в условиях глобализации: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. М. Зуевой. — Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2007.
Об авторах:
— игумен Петр (Еремеев), доктор богословия, проректор Хабаровской духовной семинарии
— Иванишко Игорь Викторович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Хабаровской государственной академии экономики и права