Русская линия
Нескучный сад Вадим Байков26.09.2007 

Продюсер Алсу: Православный хит возможен!

Бывший продюсер певицы Алсу Вадим БАЙКОВ уже почти год занимается выпуском альбомов православной музыки. О проделанной работе и творческих планах он рассказал корреспонденту «НС» Леониду ВИНОГРАДОВУ:

Вадим Байков — певец, композитор, продюсер.

Как певец выпустил 4 сольных альбома. В 90-х годах на всех телеканалах и радиостанциях звучали многие его песни.

В 1999 году неожиданно для всех бросил сольную карьеру и принял участие в проекте певицы Алсу, став художественным руководителем, автором многих песен, а позже и продюсером певицы. Их сотрудничество продолжалось до 2006 года.

В настоящее время Байков является идейным вдохновителем и руководителем продюсерского центра «VB Pro», полностью сориентированного на запись и издание православной музыки.

— Вадим, почему вы решили выпускать альбомы православной музыки?

- В последнее время меня не раз об этом спрашивали, прошло несколько телепередач, и часто вопросы и комментарии журналистов подразумевали: дескать, был человек эстрадным певцом, затем руководителем и продюсером популярной певицы, а потом настала полоса неудач, и поэтому он пошел в религию. Конечно, это не так. Я воцерковляюсь уже несколько лет и еще в должности продюсера Алсу начал записывать свой сольный альбом с песнями на стихи монахини Елисаветы — настоятельницы женского монастыря в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в Калининграде. Мы с ней давно знакомы, я считаю матушку Елисавету своей духовной наставницей. Правда, альбом этот никак не могу закончить, но это проблема нехватки времени. Когда же появилась возможность полностью погрузиться в издание православных альбомов, я с радостью ей воспользовался. Кроме всего прочего мне было интересно попробовать себя в моей первой, честно скажу, подзабытой специальности — по образованию я хоровой дирижер. Но прежде всего хотелось по возможности познакомить людей с Православием — основой нашей истории и культуры. Может быть, звучит немного пафосно, но хочется, чтобы люди не только покрестились, надели крестики, и на этом их общение с Церковью закончилось, но и пошли в храм, приобщились к православной культуре, к вере. В том числе и благодаря аудиопродукции.

— То есть вы задумали проект как миссионерский?

- В идеале, конечно, хочется, чтобы он таковым стал, но изначально задумывать это было бы с моей стороны самонадеянно. Пока просто делаю то, к чему лежит душа, что нравится, благо есть возможность.

— Может ли выпуск православной музыкальной продукции быть прибыльным?

- Пока похвастаться прибылью не могу, но на содержание молодого продюсерского центра, занимающегося православной музыкой, заработать удается. Архидиакон Илиодор из Оптиной пустыни, с которым я делаю одну из своих работ, сказал мне: «Не смущайся. Трудящийся достоин пропитания». Так что сегодня я не готов ответить на вопрос, может ли приносить прибыль издание православных музыкальных альбомов. Но мне кажется, что это возможно. Люди все больше начинают интересоваться Православием. Конечно, мне бы не хотелось, чтобы мою работу понимали как бизнес, надеюсь, что делаю нужное, душеполезное дело. Но в честном заработке тоже нет ничего плохого. У меня четверо детей, трое из них маленькие, я должен обеспечивать семью. А работа моя требует максимальной самоотдачи, совмещать ее с чем-то очень сложно. Да, честно говоря, и не хочется. Иногда только при необходимости выезжаю куда-нибудь с сольным концертом — вспомнил, что когда-то был гастролирующим артистом. Но редко, стараюсь избегать этого.

- Какие православные альбомы вы уже выпустили и что в дальнейших планах?

- В конце прошлого года выпустил сольный диск монахини Елисаветы с ее песнями. Вот тогда-то ко мне пришли с телевидения — они снимали программу о том, чем занимаются звезды 90-х. Я им искренне рассказал о своем увлечении православной музыкой, пригласил съемочную группу на запись мужского хора в Храм Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами. А в эфире это прозвучало так: у известного в прошлом певца и продюсера крыша поехала, он ушел в Православие и стал продюсером монахини. Я понимаю: люди зарабатывают деньги, хотят, чтобы их программа была популярной, но «продюсер монахини»?.. Звучит, конечно, эффектно, но абсолютно непрофессионально (о том, что желтовато, я молчу, это характерно для многих программ). Если уж на то пошло, то скорее наоборот — я учусь у матушки Елисаветы. Это кладезь знаний и духовного опыта, да еще очень талантливый творческий человек, пишет стихи, картины. И я с большим удовольствием и с трепетом помог ей записать диск, и счастлив, что донес до людей ее голос.

Потом вместе с отцом Кириллом Каледой записал Акафист Всем Новомученикам и Исповедникам Российским, написанный монахом из Болгарии (естественно, с разрешения автора). Честно скажу, для меня это была внутренняя борьба. Исполнял Акафист женский хор из прихода отца Кирилла. Непрофессиональный. А я всегда очень требовательно относился к записи, в том числе к музыкальной составляющей. Но глубокая вера певчих, их искренность и самоотдача перевесили профессиональные недоработки.

Следующую работу я тоже сделал с непрофессиональными певчими. Записал Акафист иконе Божией Матери «Покрывающая». Эта редкая икона находится в женском Серафимо-Знаменском скиту под Москвой, в Домодедовском районе. Акафист написал владыка Арсений (Жадановский) священномученик, расстрелянный на Бутовском полигоне. Исполнили Акафист сестры Серафимо-Знамеского скита. И вновь их внутреннее состояние примирило меня с небольшими, но очевидными для профессионала недостатками исполнения.

Летом закончил запись Пассии в исполнении Мужского камерного хора. Название для хора никак не мог придумать, даже конкурс на своем сайте объявил, но к выходу диска никто меня так и не выручил, назвали «Мужской камерный хор под управлением Вадима Байкова». Сегодня этот коллектив является, как говорят в поп-музыке, «сессионным». Мы собираемся только на записи. Удалось собрать 12 профессионалов из разных коллективов, в том числе и из Большого театра. Кроме того, все они поют в храмах. Но как только наш продюсерский центр немного окрепнет, возьму на себя смелость предложить им работать с нами постоянно. Сейчас готовимся к записи альбома, в который войдут наиболее значимые и яркие произведения русской православной музыки в исполнении нашего хора.

Готовлю цикл из пяти альбомов с оптинскими монахами с участием схиигумена Илия, архидиакона Илиодора. Три альбома уже записаны.

По благословению епископа Серпуховского Романа заканчиваю запись акафиста преподобному Давиду в исполнении мужского хора Давидовой пустыни (это около Чехова). Потрясающий хор! Вот они меня покорили не только молитвенным настроем, но и профессиональным уровнем.

И еще очень много идей!

— Согласились бы вы сегодня участвовать в светских музыкальных проектах?

— Я для себя этого не исключаю. Смотря что предложат. В стриптиз-клубе, естественно, выступать не стану, а в приличном месте почему бы и нет? Допустим, я мог бы в свою светскую сольную программу включать православные песни. Немного, ненавязчиво, но приобщал бы людей к православной культуре.

— А возможен ли православный хит? Как вы относитесь к такому явлению, как православные барды?

- Действительно, именно в жанре самодеятельной песни появилось много песен православного содержания. Люди пишут искренне, от сердца, с верой, и это хорошо. Но звучит это чаще всего непрофессионально. Не оттолкнет ли это новоначальных? Митрополит Антоний говорил: «Когда художник старается сделать из своего дела иллюстрацию своей веры, это большей частью становится халтурой». Любое дело надо делать во славу Божию, но если в эстрадной или авторской песне непрерывно упоминать имя Божие?.. Не дерзну утверждать, что это упоминание всуе, но чаще всего получается неубедительно. Верующий художник получает вдохновение от своей веры. Точнее, вера и вдохновение есть синонимы. Поэтому внешне неправославное произведение может нести колоссальный религиозный заряд и, наоборот, специально придуманные православные песни могут оставить слушателя равнодушным.

Тем не менее популярные православные песни нужны. И православный хит, на мой взгляд, возможен. Для меня образец православного хита — «Боже, царя храни». Кто-то не согласится, но я считаю, что это хит в хорошем смысле. Столько лет популярен и любим! И одну из своих задач я вижу в применении опыта, приобретенного в работе на эстраде, в сегодняшней работе. Надеюсь, это поможет найти искренние, чистые песни, которые узнают и полюбят все православные (и симпатизирующие Православию) люди. Уверен, такие песни будут.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=14&article=711


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru